Картотека игр по сказкам для детей 4-5 лет
Документы для скачивания
Картотека словесных игр по сказкам. «Докончи» ( закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве) Кощей - …( Бессмертный) Змей- …( Горыныч) Конёк- …( Горбунок) Крошечка- …( Хаврошечка) Василиса- …( Прекрасная, Премудрая) Баба- …( Яга) Мальчик- …( с- пальчик) Марья- …( искусница) Курочка- …( Ряба) Иван- …( дурак) Воробей- …( крылатый) Мышонок- …( мохнатый) Блин- …( масленый) Сивка- …( бурка «Я назову, а вы продолжите». Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти. Ход игры: Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название. Младший и средний возраст Мышка- …( норушка) Лягушка- …( квакушка) Зайчик- …( побегайчик) Лисичка- …( сестричка) Волчок- ( Серый бочок) Медведь- …( косолапый) Петушок- ( Золотой гребешок) Гуси- ( Лебеди) Сестрица- ( Алёнушка) Братец- ( Иванушка) Серый …( волк) Баба- …( Яга, костяная нога) Коза- …( дереза) Красная( шапочка) Курочка- …( Ряба) Муха- …( Цокотуха) «Чья песенка». Цель: Расширение словарного запаса, развитие речи, закрепление знания сказок. Описание игры: Воспитатель читает слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому принадлежат эти слова. Например: Я, Колобок, Колобок, По амбару метён, По сусекам скребён, На сметане мешён, В печку сажён, На окошке стужён. ( Сказка «Колобок», песенка Колобка) Козлятушки, дитятушки, Отомкнитеся, отопритеся! Ваша мать пришла, Молочка принесла. Я, Коща, во бору была, Ела траву шелковую, Пила воду студёную; Бежит молочко по вымечку, Из вымечка по копытечкам, А с копытечка во сыру землю. ( Сказка «Волк и козлята», песенка Козы) Вы, детушки, вы, батюшки Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла, Молочка принесла, Полны копытся водицы! ( Сказка «Волк и козлята», песенка волка) Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка! У дедушки, у бабушки Была внучка Снегурушка, Её подружки в лес заманили, Заманили – покинули. ( Сказка « Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки) . Вижу, вижу! Не садись на пенёк, Не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке! ( Сказка «Маша и медведь», песенка Маши) . Как выскочу, как выпрыгну – Полетят клочки по закоулочкам. ( Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы) . Петушок, Петушок Золотой гребешок, Выгляни в окошко – Дам тебе горошку. ( Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы) . Несёт меня лиса За тёмные леса, За высокие горы! Котик- братик, Выручи меня! ( Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка) . Эта ложка простая – Петина, Эта ложка простая – Котова, А это ложка не простая, - точёная, Ручка золочёная, - Эту ложку я себе возьму. ( Сказка « Жихарка », слова Жихарки) Ку – кА – ре – ку! Несу косу на плечи, Хочу лису посечи! Поди лиса, вон! ( Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка Петушка) . Стрень, брень, гусельки, Золотые стунушки, Дома ли лиса? Выходи лиса! ( Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Кота) . Сяду на пенёк Съем пирожок. ( Сказка «Маша и медведь», песенка медведя “Узнай героя” Цель: находить по словам- определениям героя; самостоятельно придумывать и подбирать слова- определения к характеристике героев. Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей. Добрый, внимательный, заботливый – Айболит. Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил. Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата. Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик. Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр. Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей. «Кто, что? » Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто, что? Муха- Цокотуха – самовар Айболит – градусник Федора – посуда Крокодил – солнце и т. д. Игра: «Назови героев сказки». Цель: Учить детей отгадывать сказку, по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки) . - «Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точѐная, ручка золочѐная, - моя. Никому еѐ не отдам! »( Кот, петух, Жихарка; Сказка « Жихарка ») - «Приходи, куманѐк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу! »( Лиса, Журавль; Сказка «Лиса и журавль») - «Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брѐвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть». ( Бык, свинья, баран, петух, кот; Сказка «Зимовье») Игра «Потерянные вещи». Цель: стимулировать развитие внимания, наблюдательности. 1. Шапочка красного цвета( Красная шапочка) . 2. Туфелька( Золушка) . 3. Золотое яичко( Курочка ряба) . 4. Золотой ключик( Буратино) . 5. Зеркало( злая царица- мачеха) . 6. Горшочек мёда( Винни- Пух) . 7. Медицинский чемоданчик( Айболит) . 8. Гармошка( Крокодил Гена) Игра «Знакомые образы» Цель: стимулировать развитие внимания, мышления. 1. А дорога далека, А корзина не легка, Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок ( Маша и медведь. ) 2. По тропе шагая бодро, Сами воду тащат вёдра! ( По щучьему велению. ) 3. Нет ни речки, ни пруда — Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца! . . ( Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. ) 4. Не лежалось на окошке — Покатился по дорожке…( Колобок. ) 5. Отворили дверь козлята И пропали все куда- то! . . ( Волк и семеро козлят. ) 6. Скачет лошадь непростая — Чудо- грива золотая, По горам парнишку носит, Да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок — Удивительный конёк По прозванью… ( Конёк- Горбунок. ) 7. На крыше дома он живёт Человечек- вертолёт… ( Карлсон. ) 8. Прогулялась я по полю И купила самовар, А потом на мне женился Храбрый маленький комар… ( Муха- цокотуха. ) Картотека дидактических игр по сказкам. «Угадай отрывок из сказки» Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти. Ход игры: Перед детьми на столе лежат картинки с изображением русских народных сказок. Воспитатель читает отрывок из сказки, а дети должны найти среди предложенных картинок сказку и назвать её. « … Вот выходит из лесу Мишка- медведь. Стоит бычок к лесу задом, не шелохнется, только шкурка на солнышке блестит. «Ишь, жирный какой, - думает Мишка- медведь, - съем бычка». Вот медведь бочком, бочком к бычку подобрался, схватил бычка… да и прилип. А бычок хвостиком взмахнул и пошел домой. «Топ- топ, топ- топ…»»( Бычок – смоляной бочёк) . «…Лиса от собаки бежала- бежала да под пенек в нору юркнула. Сидит там и говорит: - Ушки мои, ушки! Что вы делали? - Мы все слушали. - А вы, ножки, что делали? - Мы все бежали. - А вы, глазки? - Мы все глядели. - А ты, хвост? - А я все тебе мешал бежать. - А ты все мешал! Ну, постой же, я тебе задам! И высунула хвост из норы: - Ешь его, собака! . . . »( Лисичка со скалочкой) «… «Славная песенка! - сказала лиса. - Да то беда, голубчик, что я стара стала- плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку, да пропой ещё разочек». Он обрадовался, что его песенку похвалили; прыгнул лисе на мордочку да и запел…»( Колобок) « … Медведь и полез в него. Лез- лез, лез- лез — никак не мог влезть и говорит: — А я лучше у вас на крыше буду жить. — Да ты нас раздавишь. — Нет, не раздавлю. — Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился он. Затрещал …, упал набок и весь развалился…» ( Теремок) «…Жил себе дед да баба, у них была курочка …; снесла под полом яичко- пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил- не разбил, баба била- не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! . . . »( Курочка Ряба) « … Посадил дед её. И выросла она большая- пребольшая. Пошёл дед её тянуть. Тянет- потянет, а вытянуть не может. Позвал на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за неё — тянут- потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за неё — тянут- потянут, а вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за неё — тянут- потянут, а вытянуть не могут …»( Репка) иТ. Д. Дидактическая игра «Отгадай сказку» Цель игры: развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители( символы) реальных предметов. Ход игры: Перед детьми на столе лежат геометрические фигуры разной формы и цвета( на обратной стороне фигуры изображение сказочного героя) . Воспитатель читает загадку, предлагает отгадать, какие сказочные герои спрятались под этими фигурами. Деревенька среди леса- трое братцев строились. Наблюдал волк с интересом, как они поссорились. Съесть решил их, да не вышло- только зря залез на крышу. Еле ноги волк унес опалив свой серый хвост. Распевали песню звонко, Веселясь( три поросёнка) Маша в лес пошла с лукошком. Заблудилась там немножко. На избушку набрела, кашу съела, спать легла. А хозяевами снеди оказались( Три медведя) ( Волк и семеро козлят) В дверь стучится серый волк, Он в козлятах знает толк… Волк – притворщик и бандит! Кто злодея победит? Сказка учит малышей, Как спастись от злых людей. Маму слушайся дружок И не страшен будет волк. Сказочка для дошколят –( Волк и семеро козлят) Дидактическая игра «Разложи картинки по порядку» Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти. Ход игры. Перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить сказку». Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок» Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» Русская народная сказка «Колобок» Дидактическая игра «Какая картинка лишняя? » Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти. Ход игры. Ребенку предлагается рассмотреть ряд карточек, на которых представлены картинки с сюжетами сказок, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих карточек одна из картинок лишняя. Внимательно посмотри и определи, какая картинка лишняя и почему? » «Разрезные картинки» Цель: научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико- синтетическое мышление. Дети составляют картину из частей. «Разукрась героя сказки» Цель: совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развивать творчество, мелкую мускулатуру пальцев рук. «Назови сказку по главному герою» Цель: развивать быстроту реакции, активность, самостоятельность мышления, учить называть сказку по персонажу. Ход игры. Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – « Жихарка », « Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др «Найди пару» Цель: закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки) . Ход игры: Дети находят к герою сказ ки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу.
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Рабочая программа образования для детей 4-5 лет
- Для вас, родители!