Консультации для родителей
Документы для скачивания
«Когда родителям нужна встреча с педагогом-психологом»
В штате большинства детских образовательных учреждений есть педагог-психолог. Однако не все родители знают, каковы функции этого специалиста, когда и по какому поводу следует к нему обращаться.
Система общественного дошкольного воспитания, сложившиеся в нашей стране, справедливо считается уникальной, так как ее основные цели – обеспечение здоровья ребенка и его полноценное развитие. Осуществление этих целей достигается подготовкой соответствующих кадров и созданием программ, отвечающих задачам начальной ступени образования. Но всегда (во все годы и при разных программах обучения и воспитания) важнейшим условием успешного развития и образования детей дошкольного возраста было глубокое и содержательное взаимодействие семьи и детского сада, что сегодня в значительной мере и обеспечивается деятельностью педагога-психолога ДОУ.
Пока ребенок, развиваясь и воспитываясь в семье. Делает первые шаги (в буквальном смысле и в плане психического развития, за все его достижения отвечают родители.
При поступлении ребенка в дошкольное учреждение в семье начинают готовить его к новому образу жизни. Конечно, взрослые очень волнуются, так как наслышаны о тяжелых буднях малышей, впервые приходящих в детский сад. Но если решение принято, самое время встретиться с педагогом-психологом. Зачем? Чтобы облегчить адаптацию ребенка к новым условиям, новым людям, новому меню и т. д.
Педагог-психолог ДОУ занимается вопросами диагностики, профилактики или коррекции психического развития дошкольников всех возрастных групп. Во многих детских садах первое знакомство с родителями и ребенком происходит при участии этого специалиста. Можно заранее записаться на консультацию психолога. В любом случае педагог-психолог обязательно найдет время для первой встречи с новым воспитанником и его родителями.
Педагог-психолог, используя методы и приемы организации внимания малыша, может развернуть с ним общение или предложить элементарную игру. С родителями психолог обсудит проблему привязанности ребенка к маме, характер контактов между ними (зрительный, тактильный и др.), наличие и особенности привязанностей к другим членам семьи. Обсудит, как сделать кратковременную разлуку с мамой будничной и не травмирующей малыша, как увеличивать интервалы разлуки, а периоды общения с другими близкими взрослыми сделать интересными.
Даже в ходе самой первой встречи педагог-психолог может дать ценные советы родителям, как преодолевать сопротивление ребенка, если он не захочет посещать детский сад; как дать ему понять, что взрослый доброжелательно к нему относится и разделяет его переживания; как использовать в этих целях совместную игру и в какие игры следует играть.
Наконец, ребенок начал регулярно посещать младшую группу и уже без слез каждое утро шагает «как на работу» вместе с мамой, папой или бабушкой. В этот период могут возникнуть новые проблемы, преодоление которых также потребует обращения к педагогу-психологу.
С педагогом-психологом родители могут проанализировать сильные и слабые стороны психического развития своего ребенка, их соответствие (несоответствие) возрастным нормативам; выявить способности, которые дадут толчок в освоении образовательной программы; сформировать конкретные навыки – практические, игровые, интеллектуальные, социальные. При обнаружении каких-то слабых сторон в развитии ребенка (медлительность или повышенная двигательная активность, невнимание, уход в фантазию и пр.) педагог-психолог порекомендует способы и приемы, известные в современной психологической и педагогической практике. При этом он всегда будет открыт диалогу с родителями, готов к многократным встречам и обсуждениям индивидуальной динамики ребенка.
Поводом для обращения родителей к педагогу-психологу могут быть и некоторые особенности поведения детей. Как правило, это страхи или явные симптомы тревожности, часто сочетаемые с нарушением процесса засыпания и качеством сна ребенка. Выявление причин такого поведения (при совместном обсуждении педагога-психолога с родителями) будет способствовать профилактике развития неврозов у ребенка.
Одной из достаточно серьезных проблем, которая нередко требует незамедлительной встречи родителей с педагогом-психологом, является проблема взаимоотношений ребенка со сверстниками. Не секрет, что детское сообщество, складывающееся в конкретной возрастной группе, очень неоднородно. В нем зарождаются предпочтения, симпатии, возникают отношения дружбы и привязанности.
Педагог-психолог, многократно посещая каждую возрастную группу, может разобраться во всех нюансах развития детских отношений. Иногда родители сами обращаются к нему с просьбой помочь ребенку найти друзей в группе. Если взрослые действительно заинтересованы в построении активных и позитивных отношений своего ребенка с другими детьми, с педагогом-психологом они непременно найдут способы изменения сложившейся ситуации. И ребенок обретет свое место в коллективе сверстников.
К сожалению, даже продвинутые в плане педагогических знаний родители, часто ориентируются прежде всего на достижения детей в интеллектуальном развитии, и не замечают многих нюансов в настроении ребенка, его самочувствии. Ведь не секрет, что сегодня многие родители жаждут проявления у детей одаренности и игнорируют проявления у них эмоций и чувств.
Вместе с тем переживания детей могут служить отчетливым сигналом развивающегося негативного эмоционального состояния, которое следует устранить как можно скорее. И это серьезный повод для обращения к педагогу-психологу.
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Рабочая программа образования для детей 4-5 лет
- Для вас, родители!