a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер- класс с педагогами «Использование элементов нейрофитнеса в образовательной деятельности с дошкольниками»

Автор: Чижова Мария Юрьевна Опубликовано: 2023-01-19 14:25:06

Документы для скачивания

« Использование элементов нейро фитнеса в образовательной деятельности с дошкольниками» Чижова Мария Юрьевна Воспитатель первой квалификационной категории г. Тобольск 202 2 г. Цель:  повышение професс ионального мастерства педагогов. Задачи: 1) Ознакомление участников мастер- класса с приёмами и упражнениями данного вида гимнастики. 2) Формирование понятия актуальности данных упражнений у детей с проблемами в развитии, их значение для гармоничного развития личности. Ожидаемые результаты: 1) Практическое освоение педагогами методов и игровых приёмов, предлагаемых педагогом на мастер- классе. 2) Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области физического воспитания. 3) Рост мотивации участников мастер- класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности. Теоретическая часть. Взаимосвязь умственного и физического развития очевидна и доказана учеными. Научные труды JI. C. Выготского, М. М. Кольцовой и других отече ственных и зарубежных авторов свидетельствуют о первостепенной роли движения в становлении психиче ских функций ребенка. Исследования Г. А. Каданцевой, И. К. Спириной, В. А. Баландина устанавливают наличие тесной связи между показателями физической подготов ленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников. В работах Н. И. Дворкиной выявлено наличие достоверных связей между отдельными показа телями психических и физических качеств. В головном мозге людей всех возрастов под влияни ем определенных условий могут возникать новые межнейронные связи, появляться нейроны и кровеносные сосуды. Одно из таких условий физическая актив ность. Общеизвестен факт, что физическое развитие ре бенка опережает познавательное и активно стимулирует его. Дошкольники познают окружающий мир, взаимо действуя с ним. Существует множество про грамм физического развития до школьников, но инструкторы по физкультуре продолжают поиск новых современных форм, мето дов и приемов совершенствова ния своей работы. Один из таких приемов — вклю чение в традиционные занятия элементов нейрогимнастики или нейрофитнеса. Нейрфитнес, или гимнастика для мозга, — система упражне ний для развития нейропластич ности, т. е. способности нейронов и нейронных сетей в мозге изме нять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсор ное стимулирование и другой опыт. Она активно задействует все органы восприятия, причем необычным образом и в разных комбинациях. Ее цель — раз витие способности мозга уста навливать взаимосвязь между информацией, поступающей от различных анализаторов, что позволяет создавать новые ней ронные связи. Упражнения нейрофитнеса помо гают осуществлению этих про цессов на естественном уровне, не перегружая ребенка. Главный принцип нейрогимнастики — постоянно изменять про стые шаблонные действия, т. е. давать мозгу возможность ре шать привычные задачи непри вычным образом. Цели кинезиологических занятий: синхронизация развития полушарий; развитие мелкой моторики; развитие координации, ловкости; развитие памяти, внимания; развитие речи и мышления. Основные правила выполне ния упражнений нейрогимнастики: должны быть задействованы не менее двух органов чувств; нужно концентрировать вни мание на тех объектах или па раметрах среды, которые ранее оставались незамеченными; следует менять привычные маршруты выполнения дви жения; необходимо выполнять упраж нения регулярно. Занятие должны проводиться систематически, в спокойной доброжелательной обстановке. Нема ловажное достоинство нейро фитнеса — отсутствие противопо казаний. Нейрогимнастика состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений и игр. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Приступать к занятиям следует, постепенно включая по одному( или по два) простых задания, например, менять ведущую руку при выполнении упражнения. Например в вводной части занятия можно использовать ходьбу с заданиями для рук на каждый шаг, разную постановку стоп при ходьбе – правая нога на носок, левая- на пятке и т. д. В общеукрепляющих упражнениях можно использовать разноименное поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в определенном порядке на каждое приседание. В заключительной части занятия можно использовать нейроигры «Цветные квадраты», «кулак – ладонь», В совмес тной деятельности можно играть в разнообразные виды «классиков» и игровых упражнений. См. Приложение. Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определённого участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнение для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизиологических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ученика. Упражнения постепенно усложняются и увеличивается объём выполняемых заданий. Регулярное включение упраж нений нейрофитнеса в занятия по физкультуре, в различные формы работы, в перерывах между занятиями, в комплексы утрен ней оздоровительной гимнасти ки способствуют улучшению памяти, концентрации внимания и усвоению новых знаний. Практическая часть. Сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной. «Передай мяч». « Нейроклассики ». « Цветные квадраты». Рефлексия. Уважаемые коллеги, сейчас я хотела бы получить от вас обратную связь с помощью нейро кода: если вам была интересна тема нейрофитнесса и вы хотите начать использовать его в своей работе чаще, прошу вас встать на красный коврик. Если вы не считаете данную тему полезной – встаньте на фиолетовый коврик. Если вы не определились со своим отношением к данной теме – встаньте на зеленый коврик. Если вы используете в своей работе элементы нейрофитнесса – займите желтый коврик. Спасибо за сотрудническтво и внимание! « Нейроклассики ». Квадраты – классики можно сделать из изоленты, скотча, нарисовать мелом или использовать ортоковрики. Комбинация квадратов делается в зеркальном изображении. Взрослый прыжками задает растановку ног в квадратах, ребенок повторяет. «Цветные квадраты». Ортоковрики 4 цветов раскладываются дорожкой, квадратом, сотами и др. вариантами, одинаковыми для всех сначала, Потом каждый ребенок выбирает себе свой вариант раскладки. Задача ребенка встать, запрыгнуть не коврик того цвета, который показывает взрослый( карточки, флажки, слайды) . « Логоритмика на ортоковриках ». Дети выполняют ходьбу по массажным коврикам в ритм стихотворений, сопровождая каждый шаг определенным ритмом движения рук. Ходьба по массажным коврикам с выполнением заданий. Возле каждого коврика можно раскладывать предметы, с которыми связаны задания( мешочки, мячики – бросить в корзину, стоящую в центре круга из ковриков; положить мешочек в на другую сторону коврика и т. д. ) , Можно придумать много вариантов заданий с различными предметами. Классики из следов. Для игры изготавливаются следы ног и рук. Их также можно нарисовать мелом на дорожке или полу. Следы выкладываются в различных вариациях классиков. Ребенку необходимо в прыжке менять расположение рук и ног в соответствие со схемой. Эту игру можно также запрограммировать в виде слайдовой презентации для группового выполнения. « Передай мяч». У каждого члена команды предмет в левой ладони. РАЗ- перекладываем предмет себе в правую руку. ДВА- кладём предмет в свободную руку партнёра слева И по кругу, РАЗ, ДВА и т. д. «Кулак – ладонь» Положение рук: одна рука в кулаке, вторая- раскрытая ладонь на столе или ребром на столе( вариации на ваш выбор) . Читаем любое стихотворение и на каждый ритм меняем положение рук. «Зашифрованные задания». Взрослый вместе с детьми зашифровывают послания карточки с различными изображениями – для каждой карточки определяется определенный вид движения, ведущий показывает карточку, игроки соотносят шифр и выполняют движение. Данную игру можно выполнить в формате слайдовой презентации. Игры с мячом. 1. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками. 2. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами: 1) кидает его и сразу ловит; 2) кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит. 3. Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2- 3 м друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру. 4. Ребенок и взрослый выполняют все предыдущие упражнения с мячом средних размеров. 5. Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками теннисный мяч. 6. Ребенок и взрослый катают мячи друг другу по полу, одновременно направляя навстречу друг другу в руки большой и теннисные мячи. 7. Ребенок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком( кинул – хлопнул в ладоши – поймал) . 8. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч. 9. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого. 10. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно. 11. Взрослый и ребенок кидают другу и ловят теннисный мяч одной рукой. 12. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно. «Новый маршрут» — тренировка пространственной памяти Взрослый составляет «марш рут» части занятия из карточек с заданиями с изображением бега, ходьбы, прыжков, ползания и других видов движений. Дети по очереди прикрепляют схематиче ские изображения упражнений к магнитной доске, составляя та ким образом «визуальный марш рут». Приведем пример такого «марш рута». Вводная часть: ходьба по кругу; ползание между мягкими модулями; ходьба по массажным дорожкам; прыжки способом но ги в стороны — ноги вместе; бег со сменой направляющего; ходь ба с выполнением заданий для рук. Если дети забывают очеред ность упражнений, они смотрят на доску. Подобные упражнения поз воляют развить зрительную па мять и ориентировку в макро про странстве. Таким образом, в ходе выпол нения упражнений нейрофитнеса мы побуждаем обоняние, осяза ние, зрение и слух функциони ровать в необычных условиях, в которых эти чувства обостря ются. Специалисты утверждают, что занятия необходимо начинать с дошкольного детства, и тогда в зрелом возрасте не возникнет проблем с памятью и вниманием. Как и любая тренировка, нейрогимнастика требует регулярной прак тики. Исходя из нашего опыта, можно сделать вывод о том, что первые результаты становятся заметными после трех месяцев еженедельных занятий. Ходьба по фигурам На полу зала располагаются крупные разноцветные геометри ческие фигуры. Детям предлагает ся пройти от одной из них к другой в заранее обговоренной последо вательности. Фигуры можно заме нить на спортивный инвентарь, а в условиях группы — на любимые детские игрушки. Упражнение ак тивно тренирует периферическое зрение, которое играет важную роль в свободном перемещении в пространстве. «Закрывая глаза» Упражнения нейрогимнастики этого блока предполагают исключение использования зрительного а на лизатора. Во время такой тре нировки мозг активно включает в работу участки, не задейство ванные в обычной жизни. При «выключении» зрения познание происходит посредством осяза ния( получение информации о форме, структуре, поверхности, температуре, пространственном положении предметов) . Ходьба на ощупь Ходьба с закрытыми глазами по массажным дорожкам не толь ко прекрасно развивает чувство равновесия, но и совершенствует работу тактильных анализаторов. Упражнение можно выполнять индивидуально или небольшими подгруппами. Вариант: ползание с закры тыми глазами по дорожкам раз ной текстуры, длины и ширины. Коммуникативная игра малой подвижности «Замыкая круг» Дети с закрытыми глазами се менящим шагом двигаются по за лу. Задача — найти игрока и, взяв его за плечи, продолжить движе ние. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не собе рутся в одну «цепочку», и направ ляющий не замкнет круг, положив руки на плечи замыкающему. Изменение ведущей руки Детей с ведущей правой ру кой побуждать в течение занятия более активно действовать лев ой рукой, например, брать инвен тарь для выполнения упражне ний, начинать движения с левой руки, а левшам — наоборот. Такие упражнения благотвор но влияют на память, укрепля ют связь между полушариями, развивают интеллектуальные способности. «Делай ногами» Не секрет, что стопы человека имеют множество нервных окон чаний, которые взаимодействуют с мозгом. Именно поэтому неко торые упражнения можно прово дить с помощью ног — прокаты вание мяча из исходного положе ния сидя( «сидячий футбол») ; за хват предметов, таких как куби ки, мячи, эспандеры и действия с ними( «передай кубик ногами») ; собирание ногами в обруч мел ких игрушек, помпонов, разбро санных по залу( «пылесос») . Подобные игровые упражне ния хорошо включать в заключи тельную часть занятия. «Игры наоборот» В ходе выполнения этих игро вых упражнений нужно выпол нить движение не по показу ве дущего, а по словесной команде( игровые упражнения из серии «Запрещенное движение») . В них можно включать ходьбу или бег спиной вперед. Данные упраж нения тренируют равновесие, координацию движений, способ ствуют становлению новых ней ронных связей в головном мозге. «Молчаливые» игры В ходе этих игровых упраж нений детям предлагается разде литься на подгруппы, не исполь зуя речь, а общаясь при помощи мимики и жестов, пантомимы( «Найди и промолчи», «У кого колокольчик? », «Где мы были, мы не скажем, а что видели — покажем», «Угадай животное», «Все превратились в. . . ») . Мож но попросить воспитанников плотно закрыть уши ладонями и прочитать задание «по губам». Запоминание оговоренных заранее объектов или действий В ходе этих физических упраж нений нужно запомнить огово ренные заранее объекты или дей ствия: «Сколько шагов ты выпол нил, идя по канату? », «На сколько ступенек ты поднялся по гимна стической лестнице? », «Какого цвета мячи лежали справа от те бя? », «Кто из ребят первым вы полнил упражнение? » и т. д. «Медленно — быстро» Привычка выполнять опреде ленные физические упражнения в быстром или медленном темпе прочно формируется у дошколь ников. Предложите детям выпол нить упражнения в непривычном темпе. Например, проползти по- пластунски по гимнастиче ским матам быстро, а замах при метании в цель сделать медлен но. Смена темпа позволит сфор мировать прочные нейронные связи через прочувствование ре бенком движения по- новому. «Все наоборот» Данные игровые упражнения направлены на тренировку ней ронной сети правого полушария мозга. Можно предложить детям повторить позу персонажа, изоб раженного на картинке, перевер нутой вверх ногами. Привычные мыслительные «модели», наты каясь на странное положение изображения, не срабатывают, и начинает действовать правое по лушарие. Таким образом, в ходе выпол нения упражнений нейро фитнеса мы побуждаем обоняние, осяза ние, зрение и слух функциони ровать в необычных условиях, в которых эти чувства обостря ются. Специалисты утверждают, что занятия необходимо начинать с дошкольного детства, и тогда в зрелом возрасте не возникнет проблем с памятью и вниманием. Как и любая тренировка, нейро гимнастика требует регулярной прак тики. Исходя из нашего опыта, можно сделать вывод о том, что первые результаты становятся заметными после трех месяцев еженедельных занятий.

Оставить комментарий: