"Организация занятий по аппликации. Материалы и оборудование".
Документы для скачивания
МДОУ – детский сад № 50 «Ручеёк» Консультация для педагогов «Организация занятий по аппликации. Материалы и оборудование. » Воспитатель средней группы Каримова Е. Н. г. о. Серпухов 15. 11. 2022 г. Материалы и оборудование. Организация занятий по аппликации. Успешное проведение занятий по аппликации, во многом зависит от качества материала и порядка его преподнесения детям. Фигуры для выкладывания, которые используются детьми, должны быть точными по форме и яркими по цвету, достаточно твёрдыми. Заготовить их можно из тонкого картона, покрытого этюдной маслян ой краской или оклеенного глянцевой бумагой основных цветов. Для в ыкладывания узора могут использоваться готовые геометрические фигуры из пластмассы, тонкого поролона. Размер фигуры 4 на 4 см, количество на каждого ребенка примерно 6- 8 штук. Кроме того, для каждого ребёнка следует изготовить полоску или квадрат, которые служат фоном для узора. Размер их рассчитывают в зависимости от количества, величины и расположения фигур в узоре. Так, например, если детям предлагают разложить по прямой 6 кругов диаметром 4 см, то полоска должна быть размером 5 на 25 см, так как соблюдать равномерное расположение фигур на большом пространстве маленьким детям ещё трудно. Фигуры, приготовленные для выкладывания, удобнее раздавать на подносах. Это облегчает организацию занятий, особенно в младших группах, когда дети ещё не могут осмысленно отбирать нужное им количество фигур, а стараются взять их как можно больше. Однако уже в этом возрасте следует приучать детей к иному порядку – к умению сообща пользоваться материалом для игр и занятий. Осуществляется это постепенно в организации и руководстве различными видами детской деятельности, в частности на занятиях аппликацией. Порядок подготовки и раздачи материалов для занятий зависит от его содержания и воспитательных задач. Фигуры для наклеивания за готавливаются из бумаги основных цветов и их оттенков, они должны быть того же размера, что и фигуры для выкладывания. По мере овладения детьми техникой наклеивания размер фигур можно уменьшать или увеличивать в зависимости от содержания выполняемой работы. На занятиях аппликацией в детском саду используют бумагу разных сортов. Для вырезания можно давать глянцевую, матовую бумагу разных цветов и оттенков, не очень тонкую. Не рекомендуется бумага папиросная, гофрированная, а также полукартон и бархатная. Количество цветов и оттенков бумаги постепенно увеличиваются в соответствии с программными задачами и содержанием детских работ. В старших группах можно использовать фактурную бумагу, которая позволяет добиться большей выразительности аппликаций. Это афиши, обложки журналов, проспектов и другие материалы, которые требуют предварительной обработки, т. е. вырезания цветных частей листа. Проводится такая работа в отсутствии детей. Бумагу для наклеивания вырезанных фигур( фон) следует давать детям плотную( альбомную, настольную, полукартон и другую) , чтобы при высыхании клея она не коробилась. Размер бумаги для фона определяется также содержанием предстоящей работы. Как сюжетной, так и в предметной аппликации он может быть различным. Но цвет фона в сюжетной аппликации приобретает большее значение: удачно подобранный фон усиливает выразительность работы. В старших группах это хорошо понимают, и если предоставляется возможность самостоятельно выбирать, дети это делают вполне осознанно. Так, на занятии по теме «Вечерний город» они выбирали тёмный фон, а для изображения окон, фонарей – бумагу ярких цветов. В аппликации бумага для наклеивания служит основой любого изображения и не может быть стандартной по форме, размеру, цвету. В предметной аппликации форма её должна соответствовать очертанию изображаемого предмета. Так, например, для изображения петуха лучше подойдёт квадратный лист, а для лисы, вытянутый по горизонтали, - прямоугольник. Этот же прямоугольник, но только в вертикальном положении, окажется удобным для изображения других высоких предметов( вазы, высотного здания) . В ходе занятий надо следить за тем, чтобы дети экономно рас ходовали бумагу, не разбрасывали обрезки по столу, а складывали их на поднос. Бумагу для вырезания следует хранить развёрнутыми листами, а не в рулонах, иначе при работе она будет скручиваться. Бумагу для занятий подготавливает воспитатель. В средней группе дети ещё недостаточно владеют техникой вырезания, поэтому бумагу для них нарезают в виде полос, квадратов, прямоугольников, как показано в пособии, т. е. в форме, приближённой к очертанию и размеру изображаемого предмета или его частей. С первых же занятий по наклеиванию следует приучать малышей к аккуратности, прививать им правильные навыки в обращении с кистью и клеем. При выполнении аппликаций используют щетинные кисти и пластины, на которые кладут фигуры для намазывания клеем. Пластины( 15 на 15 см) могут быть пластмассовые, из плексигласа и других материалов, которые легко моются. Для прижимания фигур к бумаге необходимы небольшие белые или цветные салфетки из ткани, подшитые и выглаженные( 15 на 15 см) . У каждого ребёнка должна быть подставка для кисти. Сделать такую подставку можно из металла, пластмассы, органического стекла, дерева и других материалов. Сейчас выпускаются пластмассовые подносы, на которых предусмотрено специальное место для кисти. В таком случае отпадает необходимость использовать подставки. В средней группе детям дают ножницы( 10- 12 см) , острые, с тупыми концами, с винтом по середине, что облегчает вырезание. Лезвия ножниц должны двигаться легко, хорошо резать бумагу, а не мять её. В подготовительной к школе группе можно пользоваться ножницами с одним острым концом. Порядок расположения на столе оборудования и материалов во время занятия должен быть постоянным во всех возрастных группах: подставка с кистью и пластина для намазывания деталей клеем находится( по отношению к выполняемой работе) справа, поднос с деталями или комплект бумаги для вырезания – посередине. Клей для аппликации всегда следует заготавливать незадолго до занятий с из картофельной или пшеничной муки. Розетки для клея не должны быть высокими, удобнее всего для этого использовать стеклянные или фаянсовые солонки. На столе их расставляют с таким расчётом, чтобы не приходилось в про цессе работы тянуться за клеем( по 2 – 3 розетки на каждый шестиместный стол, одна на двухместный) . К раскладыванию оборудования и материалов, необходимых для работы, а также к уборке их после занятия следует привлекать детей, сочетая дежурство и самообслуживание. Начиная со второй младшей группы перед занятиями по аппликации воспитатель расставляет всё на одном столе, который специально выделяе тся для этой цели( сначала вместе с отдельными детьми, а затем с дежурными) . Все дети берут оттуда материалы и оборудование и раскладывают их на столах. Сначала они приносят только часть того, что нужно( кисть, подставку, салфетку, пластину) , но постепенно приучаются сами подготавливать всё необходимое. Воспитатель кон тролирует, уточняет, что и как надо разложить на столе. В таком же порядке всё и убирается каждым ребёнком. Это приучает детей к самостоятельности, ответственности за подготовку своего места к занятию и его уборку, к аккуратности. При этом уменьшается о бъём работы дежурных. Воспитатель в каждой группе определяет круг обязанностей дежурного и каждого ребёнка по подготовке к занятиям. Важно, показать детям, что они должны сделать после занятия и что выполняют дежурные во вторую половину дня( моют розетки, стирают салфетки и т. д. ) . Для работы дежурных необходимо иметь фартуки, совок, щётку- сметку для мусора, тазик для мытья розеток, кистей, полотенце для протирания розеток, подносов, тряпку для вытирания столов. Следует обратить внимание на эстетический вид всего оборудования, тогда дети с большим желанием выполняют обязанности деж урных. Всё оборудование, предназначенное для уборки, хранится в определённом месте в шкафу, где свободно могут достать ребята. Они должны хорошо знать назначение и порядок использования предметов оборудования.
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Рабочая программа образования для детей 4-5 лет
- Для вас, родители!