Возрастные особенности детей .
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Показатели |
Характеристика |
Ведущая потребность |
Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. |
Ведущая функция |
Восприятие |
Игровая деятельность |
Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие. |
Отношения со взрослыми |
Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. |
Отношения со сверстниками |
Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. |
Эмоции |
Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта |
Способ познания |
Экспериментирование. Конструирование. |
Объект познания |
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. |
Восприятие |
Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) |
Внимание |
Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета. |
Память |
Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. |
Мышление |
Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки) |
Воображение |
Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности |
Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми |
Новообразования возраста |
Самопознание, усвоение первичных нравственных норм |
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Показатели |
Нормативы |
Ведущая потребность |
Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция |
Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность |
Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми |
Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками |
Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции |
Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания |
Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование |
Объект познания |
Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие |
Восприятие сенсорных эталонов, свойства предметов |
Внимание |
Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин. Объем внимания 4-5 предметов |
Память |
Кратковременная, эпизодическое запоминание 10 зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление |
Наглядно-образное |
Воображение |
Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности |
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразования возраста |
1. Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности. 2. Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. 3. Появление элементов сюжетно- ролевой игры. |
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Показатели |
Нормативы |
Ведущая потребность |
Потребность в общении |
Ведущая функция |
Воображение |
Игровая деятельность |
Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения. |
Отношения со взрослыми |
Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник |
Отношения со сверстниками |
Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. |
Эмоции |
Преобладание ровного оптимистичного настроения |
Способ познания |
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания |
Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие |
Знания о предметах и их свойствах (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание |
Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов. |
Память |
Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия. |
Мышление |
Наглядно-образное, начало формирования логического мышления. |
Воображение |
Развитие творческого воображения. |
Условия успешности |
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Новообразования возраста |
1. Планирующая функция речи. 2. Предвосхищение результата деятельности. 3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). |
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Показатели |
Нормативы |
Ведущая потребность |
Потребность в общении |
Ведущая функция |
Воображение, словесно-логическое мышление |
Игровая деятельность |
Длительные игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью |
Отношения со взрослыми |
Внеситуативно-личностные: взрослый – источние эмоциональной поддержки |
Отношения со сверстниками |
Внеситуативно-деловые: собеседник , партнер по деятельности |
Эмоции |
Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осознавать свои переживания |
Способ познания |
Самостоятельная деятельность, познавательное общение со сверстниками, взрослыми |
Объект познания |
Причинно-следственные связи между предметами и явлениями |
Восприятие |
Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности |
Внимание |
Интенсивное развитие произвольного внимания. Удерживает внимание до 25-30 мин. Объем внимание 10-12 предметов. |
Память |
Интенсивное развитие долговременной памяти. Объем памяти 6-8 предметов из 10, 4-5 действия |
Мышление |
Элементы логического мышления развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления |
Воображение |
Переходит во внутреннюю деятельность, появляется собственное словесное творчество ( считалки, дразнилки, стихи) |
Условия успешности |
Собственный широкий кругозор, умелость в каком либо деле |
Новообразования возраста |
1. Внутренний план действий 2. Развитие произвольности всех психических процессов. 3.Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными. 4. Возникновение первой целостной картины мира. 5. Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.
|
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Рабочая программа образования для детей 4-5 лет
- Для вас, родители!