a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Возрастные особенности детей .

Автор: Унковская Виктория Евгеньевна Опубликовано: 2023-01-19 22:43:57

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка.

Ведущая функция

Восприятие

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.

Отношения со взрослыми

Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Отношения со сверстниками

Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.

Эмоции

Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта

Способ познания

Экспериментирование. Конструирование.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.

Память

Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.

Мышление

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки)

Воображение

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности

Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми

Новообразования возраста

Самопознание, усвоение первичных нравственных норм

 

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Показатели

Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении, познавательная активность

Ведущая функция

Наглядно-образное мышление

Игровая деятельность

Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре

Эмоции

Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.

Способ познания

Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов, свойства предметов

Внимание

Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин. Объем внимания 4-5 предметов

Память

Кратковременная, эпизодическое запоминание 10 зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия.

Мышление

Наглядно-образное

Воображение

Репродуктивное, появление творческого воображения

Условия успешности

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Новообразования возраста

1. Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.

 2. Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

3. Появление элементов сюжетно- ролевой игры.

 

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Показатели

Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении

Ведущая функция

Воображение

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения.

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении.

Эмоции

Преобладание ровного оптимистичного настроения

Способ познания

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы.

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности.

Внимание

Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов.

Память

Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.

Мышление

Наглядно-образное, начало формирования логического мышления.

Воображение

Развитие творческого воображения.

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Новообразования возраста

1. Планирующая функция речи.

2. Предвосхищение результата деятельности.

3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

 

 

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Показатели

Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении

Ведущая функция

Воображение, словесно-логическое мышление

Игровая деятельность

Длительные игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-личностные: взрослый – источние эмоциональной поддержки

Отношения со сверстниками

Внеситуативно-деловые: собеседник , партнер по деятельности

Эмоции

Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребенок начинает осознавать свои переживания

Способ познания

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со сверстниками, взрослыми

Объект познания

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности

Внимание

Интенсивное развитие произвольного внимания. Удерживает внимание до 25-30 мин. Объем внимание 10-12 предметов.

Память

Интенсивное развитие долговременной памяти. Объем памяти 6-8 предметов из 10, 4-5 действия

Мышление

Элементы логического мышления развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления

Воображение

Переходит во внутреннюю деятельность, появляется собственное словесное творчество ( считалки, дразнилки, стихи)

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, умелость в каком либо деле

Новообразования возраста

1. Внутренний план действий

2. Развитие произвольности всех психических процессов.

3.Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными. 4. Возникновение первой целостной картины мира. 5. Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.

 

 

 

Оставить комментарий: