a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формирование у детей привычки к ЗОЖ во время ООД.

Автор: Каримова Елена Николаевна Опубликовано: 2023-01-20 00:40:49

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка- детский сад № 50 «Ручеёк» «Формирование у детей привычек к ЗОЖ во время ООД» Воспитатель: Каримова Е. Н. 26. 10. 2022г. г. о. Серпухов « Формирование у детей привычек к ЗОЖ во время ООД» « Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забата о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. » В. А. Сухомлинский. Воспитание здорового образа жизни- важнейшая проблема современного общества Проблема здоровья находится в центре внимания всех современных наук о человеке. В последние десятилетия проведены исследования, давшие ответы на многие важные вопросы: что такое здоровье и болезнь; причины болезней и истоки здоровья; роль социальных институтов и самого человека в организации здорового образа жизни; когда и как закладываются основы здоровья в человеческом организме и др. В целом уровень здоровья человека в масштабах планеты к началу XX I в. оценивается как более высокий по сравнению с предыдущими столетиями( в основном за сч ё т высокоразвитых стран) . За этот период удалось найти действенные методы борьбы со многими серь ё зными болезнями, значительно увеличилась средняя продолжительность жизни. Однако, из многих регионов планеты, в том числе и для Рос си и, проблема здоровья населения является одной из наиболее острых. Нарастание тревожных тенденций относительно здоровья населения нашей страны вызывает необходимость актуализации роли физической культуры как наиболее реального комплексного средства формирования здорового образа жизни, оказывающего значительное влияние на качество жизни людей в современных условиях. Крайне важно организовать приобщение детей к здоровому образу жизни, начиная с самого раннего детства, так как именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и долголетия человека, его физической и умственной работоспособности, потребности в физически нагрузках, необходимых для нормального функционирования всех систем организма. Таким образом, воспитание здорового образа жизни- важнейшая проблема современности и может решена только при взаимодействии медицинских и педагогических средств. Мало научить реб ё нка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно счастлив и здоров. Поэтому самое большое воздействие на здоровье оказывает образ жизни. Под образом жизни понимается система поведения реб ё нка в процессе его жизнедеятельности, которая основана на личном опыте, традициях и принятых нормах поведения. От того, какой образ жизни вед ё т конкретный человек, зависит в основном его здоровье. Эта составляющая является главной, поскольку именно образ жизни оказывает решающее влияние на здоровье человека. Отличие этого фактора от других заключается в возможности самого реб ё нка управлять своим здоровьем. Поэтому, каков образ жизни- таково и здоровье. Здоровый образ жизни- это индивидуальная система привычек и поведения человека в процессе его жизнедеятельности, ко торая обеспечивает ему хорошее здоровье. Таким образом здоровый образ жизни взаимосвязан и оказывает в значительной степени положительное влияние на здоровье. Основными задачами по формированию здорового образа жизни является охрана и укрепление здоровья реб ё нка, формирование у него представлений о себе, строении своего тела, о чувствах и мыслях; обучение знаниям, умениям, навыкам ведения здорового образа жизни. Соотношение различных факторов обеспечения здоровья в специальной литературе определяется следующим образом: - генетические факторы- 15- 20% - состояние окружающей среды- 20- 15% - медицинское обеспечение- 10- 15% - условия и образ жизни людей- 50- 55% К райне важно правильно формировать здоровый образ жизни именно в дошкольном возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие. Значимость данного вопроса в том, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих его общество. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте, как бы ни был красив цветок, а если его не поливать в зародыше, расцвести ему не будет суждено никогда. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Главное дети должны расти счастливыми! Только счастливый ребёнок может быть здоров физически и душевно, гармонично развиваться в полной мере воплощая свои возможности. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными- задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как здесь дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрен на система заняти й по приобщению детей к ЗОЖ и формированию у них устойчивых привычек к здоровому образу жизни. К оторые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: 1. Утренняя гимнастика: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, общеразвивающие упражнения, танцевальные упражнения, использование элементов упражнений из разных оздоровительных систем( аэробики, шейпинга, йоги и т. д. ) 2. Перед ООД: точечный и антистрессовый массаж. 3. Физкультминутки: дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика. 4. Прогулка: дыхательные упражнения, мыщечные упражнения, оздоровительные ходьба и бег. 5. Перед сном: релаксация, саморегуляция. 6. После сна: гимнастика пробуждения, дыхательная и пальчиковая гимнастики, ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования для предупреждения плоскостопия, профилактики осанки. 7. Перед ужином массаж на профилактику простудных заболеваний. Приобщение детей к ценностям ЗОЖ интересно через технологии воздействия. Например через сказки( сказкотерапия) . Сказка зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно всё. Ч его не бывает в жизни. На занятиях сказкотерапии с детьми можно учиться составлять словесные образы. Вспоминая старые и придумывая новые образы. Д ети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребёнка становится интереснее, богаче. Сказку может рассказать взрослый или это будет групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, . а группа детей. Спокойное состояние нервной системы нормализует здоровье ребёнка. Технологию музыкального воздействия используют для снятия напряжения, повышения эмоционального настроения в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. Инструктором по физической культуре в соответствии с сеткой образовательной деятельности проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Широкий спектр нетрадиционного физкультурного оборудования в спортивном зале способствует развитию интереса к занятиям, укреплению здоровья детей дошкольного возраста. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально- дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки и здоровье детей. Инструктор по ФК   стремится пробудить у каждого реб ё нка интерес к занятиям по физической культуре, вовлекая в деятельность малоподвижных детей и регулируя двигательную активность подвижных ребят. Для двигательной активности детей доступна спортивная площадка детского сада, где дети осваивают первые навыки спортивных игр: футбол, баскетбол, бег на различные дистанции, предусмотрены спортивные комплексы для дошкольного возраста на развитие двигательных навыков детей( лазание, подлезание, перепрыгивание, равновесие) . Эмоциональный фон занятий положительный, инструктор по ФК владеет знаниями возрастной психологии воспитанников дошкольных групп, применяет личностно – ориентированный подход к воспитанникам. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. Уровень состояния здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин: от увеличения умственной нагрузки, от уменьшения к потребности двигательного действия, от низкого уровня знаний о ЗОЖ и многих других. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Педагоги должны научить реб ё нка правильному выбору в любой ситуации, только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить детям с малых лет привычку правильного отношения к своему здоровью, чувство ответственности за него. Отношение детей к своему здоровью- фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. • Оно зарождается и развивается в процессе осознания реб ё нком себя как человека и личности. Необходимо, чтобы дети поняли: что, и сво ё здоровье, и свою жизнь, надо уметь защищать с самого раннего возраста. Для формирования привычки к ЗОЖ важно! • Чтобы реб ё нок понимал необходимость соблюдать распорядок дня, правильно питаться, соблюдать личную гигиену, регулярно выполнять физически е упражнени я.   Ведь именно до семи лет ид ё т интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Делая вывод, можно сказать, что формирование привычки – это процесс, направленный на установление определ ё нного образа поведения, имеющего сложившийся характер и приобретающий для человека значимость потребности. Образуется подобный механизм выстраивания жизненного поведения пут ё м повторения одного и того же действия систематически и неоднократно, подкрепляя процесс или результат позитивными эмоциями и ощущениями. Обычно негативные привычки формируются самостоятельно, без участия внутренней критики, тогда как формирование полезных привычек часто требует от человека контроля своего поведения.

Оставить комментарий: