Картотека игр «Давайте жить дружно!»
Документы для скачивания
Картотека игр «Давайте жить дружно! »( Игры на создание бесконфликтных ситуаций) Упражнение- приветствие «Давайте поздороваемся» Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути( вполне возможно, что кто- либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания) . Здороваться надо определенным образом: под музыку марша – за руку; под музыку польки – плечиками; под музыку вальса – спинками. Разнообразие тактильных ощущений, появляющихся при проведении этой игры, даст ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для тактильных ощущений же лательно ввести запрет на разговоры во время игры. Игра «Виноградная гроздь» Под спокойную музыку дети рассаживаются на ковре вокруг выложенного в виде круга каната, берутся за руки, закрывают глаза. В это время в середину круга кладется гроздь винограда на тарелке. По звонку колокольчика дети открывают глаза и опускают руки. Педагог просит одного ребенка взять в руки гроздь винограда, рассмотреть ее и передать своему соседу. После того как гроздь прошла цел ый круг, педагог просит передать ее по второму кругу, отрывая при этом от нее по ягодке. Каждая «ягодка» должна назвать себя, т. е. дети представляются. Внимание детей обращается на то, что как гроздь состоит из разных ягодок, так и группа состоит из разны х детей. Ягодки на веточке висят все вместе, крепко держась за нее. Так и ребята всегда должны быть вместе и крепко дружить друг с другом. Упражнение- прощание «Всем- всем, до свиданья» Дети ставят свои кулачки в единый «столбик», затем громко кричат: «Всем- всем, до свиданья! » и убирают кулачки. Упражнение с мячом Дети встают в круг. Педагог просит их рассказать, что на занятии( какое упражнение) им понравилось больше всего, что они почувствовали, когда выполняли его. Аналогично выясняется у детей, что на занятии не понравилось, по каким причинам. Дети, передавая друг другу мячик, поочередно делятся своими впечатлениями. Упражнение- приветствие «Общий круг» Педагог: Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас. ( Дети принимают единственное верное решение – сесть в круг) Педагог: А теперь пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь сов семи, начнет здороваться мой сосед. ( Педагог заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой. Поздоровавшись таким образом со всеми детьми, он дотрагивается до плеча с воего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами. ) Упражнение- разминка «Один за всех»( Педагог предлагает детям выучить небольшое четверостишие, чтобы начинать им каждое последующее занятие после взаимного приветствия. ) Педагог: Только смелый и упорный Доберется к цели бодро, А еще в дороге нужно Знать секреты прочной дружбы. ( Во время декламирования дети вступают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем ребята кладут правые руки одну на другую в центре круга и произносят девиз: «Один за всех и все за одного». ) Игра «Я хочу с тобой подружиться» Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим. Игра «Клубочек» Педагог исполняет роль «катушки». Дети берутся за руки. Тот, кто стоит первым, дает ему руку. Получается «ниточка», закрепленная на катушке. Последний ребенок водит «ниточку» по кругу до тех пор, пока вся она не «намотается» на «катушку». Педагог: Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Давайте немножко поживем в нем, вместе подышим. ( Некоторое время дети и педагог стоят, не двигаясь, после чего «ниточка» разматывается. Игру можно повторить несколько раз. ) Игра «Коровы, собаки, кошки» Дети вытаскивают из «волшебного мешочка» картинку с изображением коровы, собаки или кошки и таким образом делятся на три группы. Педагог завязывает всем глаза, и ребята несколько минут ходят по группе. По команде они начинают мычать, лаять или мяукать и ищут таким образом своих «родственников», говорящих на том же языке. Игра «Помоги другу» Дети делятся на пары. Одному ребенку из пары завязывают глаза. На полу между стульями раскладываются крупные игрушки. Второму необходимо провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита. Игра «Зеркало» Дети разбиваются на пары. Один ребенок – «зеркало». Второй «смотрится» в «зеркало», которое повторяет вс е его движения и жесты. Затем ребята меняются ролями. Беседа «О ссорах» Педагог: Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала, Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам! »( Стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились». ) ( Педагог задает детям вопросы: Что же случилось с подругами? Из- за чего поссорились девочки? Нужны ли ссоры? Что чувствует поссорившийся с кем- то человек? А тот, с кем он поссорился? Если обоим бывает плохо, то можно ли сделать так, чтобы ссор не происходило вообще? А что сделать, чтобы ссор стало меньше и они не были такими уж с е- рьезными? А как можно помирить двух поссорившихся друзей? ) ( Дети вспоминают детские шуточные « мирилки ». Затем им предлаг а- ется подумать, как бы закончилась история двух подружек из стихотворе- ния. В заключение зачитывается авторский вариант. ) Педагог: Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай! » Игра «Ругаемся овощами» Педагог: Иногда в ссоре, если она все- таки произошла, очень трудно удержаться от обидных слов. Но чтобы эти слова не принесли ущерба окружающим, можно их «приручить». Как? А вот как! Представьте, что поссорились два приятеля. Но вдруг оказалось, что они оба забыли все обидные слова, остались лишь слова – названия овощей( фруктов, рыб, птиц, цветов и т. д. ) Вот приятели и хотят поругаться, а с их языка слетают только «овощи». Давайте представим, как это будет выглядеть. ( Выбираются два ребенка, которые разыгрывают сценку. ) 1- й ребенок: Капуста! 2- й ребенок: Сам – огурец! 3- й ребенок: Редиска! 2- й ребенок: А ты – помидорище! ( Педагог задает игравшим детям вопросы: Легко ли так ругаться? Что почувствовал каждый? Возникла ли охота кричать и ссориться? ) ( Игра повторяется несколько раз с разными участниками. ) Игра «Ласковые слова» Педагог: Мы с вами научились сдерживать обидные слова, а теперь поучимся придумывать ласковые слова. Давайте встанем в круг и по очереди будем предавать друг другу вот этот краси вый шарик. Пока шарик у вас в руках, вы можете придумать ласковое слово и вместе с шариком передать его своему соседу, а он – своему, и так по кругу. ( Дети выполняют задание. После выполнения педагог задает вопросы: Вам понравилось играть в эту игру? Какие слова были самыми приятными? Что труднее – произносить обидные слова или приятные? А что приятнее слышать? ) Упражнение- приветствие «Дождик»( Дети хлопают в ладоши в ускоряющемся темпе соответственно словам педагога. ) Педагог: Набежали тучки, и пошел дождик … С начала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик усиливается, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень! Беседа «О дружбе» Педагог: Ребята, только что мы с вами играли в игру «Дождик». Дождик у нас действительно получился как настоящий: капель много, падают они часто- часто – настоящий ливень! Каждый из вас был отдельной капелькой, а все вместе вы стали бурным ливнем, который смочил всю землю, дал напиться цветам, травам и деревьям! А одна капел ька смогла бы это сделать? А один человек может прожить на свете? Если у него есть друзья и близкие? А как выдумаете, кому легче и интереснее жить – человеку одинокому или человеку, у которого есть друзья? Почему? Чем дружба помогает людя м? ( Ответы детей. ) Игра «Ладошки»( Каждому ребенку дается значок и прикрепляется таким образом, чтобы его могли видеть остальные члены группы. ) Педагог: Ребята, когда я хлопну в ладоши один раз, вы должны найти свою пару по цвету( красный к красному, синий к синему и т. д. ) и хлопнуть друг друга ладошкой, назвав при этом имя того, с кем здороваешься. Если я хлопну два разв в ладоши, вы должны найти пару по форме значка( квадратик к квадратику, кружочек к кружочку) и хлопнуть двумя ладошками друг друга, поздороваться и назвать имя того, кого приветствуешь. ( Дети выполняют задание) Игра «Доброе животное» Дети вместе с педагогом – одно большое, доброе животное. Дышат вместе. Слушают, как оно дышит. Вдох – все делают шаг вперед. Выход – шаг назад. Животное дышит очень ровно и спокойно. Затем все изображают и слушают, как бьётся его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д.
Картотека игр на создание бесконфликтных ситуаций Картотека игр «Давайте жить дружно! » Упражнение- приветствие «Давайте поздороваемся» Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути( вполне возможно, что кто- либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания) . Зд ороваться надо определенным образом: под музыку марша – за руку; под музыку польки – плечиками; под музыку вальса – спинками. Разнообразие тактильных ощущений, появляющихся при проведении этой игры, даст ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры. Игра «Виноградная гроздь» Под спокойную музыку дети рассаживаются на ковре вокруг выложенного в виде круга каната, берутся за руки, закрывают глаза. В это время в середину круга кладется гроздь винограда на тарелке. По звонку колокольчика дети открывают глаза и опускают руки. Педагог просит одного ребенка взять в руки гроздь винограда, рассмотреть ее и передать своему соседу. После того как гроздь прошла целый круг, педагог просит передать ее по второму кругу, отрывая при этом от нее по ягодке. Каждая «ягодка» должна назвать себя, т. е. дети представляются. Внимание детей обращается на то, что как гроздь состоит из разных ягодок, так и группа состоит из разных детей. Ягодки на веточке висят все вместе, крепко держась за нее. Так и ребята всегда должны быть вместе и крепко дружить друг с другом. Упражнение- прощание «Всем- всем, до свиданья» Дети ставят свои кулачки в единый «столбик», затем громко кричат: «Всем- всем, до свиданья! » и убирают кулачки. Упражнение с мячом Дети встают в круг. Педагог просит их рассказать, что на занятии( какое упражнение) им понравилось больше всего, что они почувствовали, когда выполняли его. Аналогично выясняется у детей, что на занятии не понравилось, по каким причинам. Дети, передавая друг другу мячик, поочередно делятся своими впечатлениями. Упражнение- приветствие «Общий круг» Педагог: Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас. ( Дети принимают единственное верное решение – сесть в круг) Педагог: А теперь пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь сов семи, начнет здороваться мой сосед. ( Педагог заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой. Поздоровавшись таким образом со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами. ) Упражнение- разминка «Один за всех»( Педагог предлагает детям выучить небольшое четверостишие, чтобы начинать им каждое последующее занятие после взаимного приветствия. ) Педагог: Только смелый и упорный Д оберется к цели бодро, А еще в дороге нужно Знать секреты прочной дружбы. ( Во время декламирования дети вступают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем ребята кладут правые руки одну на другую в центре круга и произносят девиз: «Один за всех и все за одного». ) Игра «Я хочу с тобой подружиться» Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим. Игра «Клубочек» Педагог исполняет роль «катушки». Дети берутся за руки. Тот, кто стоит первым, дает ему руку. Получается «ниточка», закрепленная на катушке. Последний ребенок водит «ниточку» по кругу до тех пор, пока вся она не «намотается» на «катушку». Педагог: Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Давайте немножко поживем в нем, вместе подышим. ( Некоторое время дети и педагог стоят, не двигаясь, после чего «ниточка» разматывается. Игру можно повторить несколько раз. ) Игра «Коровы, собаки, кошки» Дети вытаскивают из «волшебного мешочка» картинку с изображением коровы, собаки или кошки и таким образом делятся на три группы. Педагог завязывает всем глаза, и ребята несколько минут ходят по группе. По команде они начинают мычать, лаять или мяукать и ищут таким образом своих «родственников», говорящих на том же языке. Игра «Помоги другу» Дети делятся на пары. Одному ребенку из пары завязывают глаза. На полу между стульями раскладываются крупные игрушки. Второму необходимо провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита. Игра «Зеркало» Дети разбиваются на пары. Один ребенок – «зеркало». Второй «смотрится» в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. Затем ребята меняются ролями. Беседа «О ссорах» Педагог: Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала, Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам! »( Стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились». ) ( Педагог задает детям вопросы: Что же случилось с подругами? Из- за чего поссорились девочки? Нужны ли ссоры? Что чувствует поссорившийся с кем- то человек? А тот, с кем он поссорился? Если обоим бывает плохо, то можно ли сделать так, чтобы ссор не происходило вообще? А что сделать, чтобы ссор стало меньше и они не были такими уж серьезными? А как можно помирить двух поссорившихся друзей) ( Дети вспоминают детские шуточные « мирилки ». Затем им предлагается подумать, как бы закончилась история двух подружек из стихотворения. В заключение зачитывается авторский вариант. ) Педагог: Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай! » Игра «Ругаемся овощами» Педагог: Иногда в ссоре, если она все- таки произошла, очень трудно удержаться от обидных слов. Но чтобы эти слова не принесли ущерба окружающим, можно их «приручить». Как? А вот как! Представьте, что поссорились два приятеля. Но вдруг оказалось, что они оба забыли все обидные слова, остались лишь слова – названия овощей( фруктов, ры б, птиц, цветов и т. д. ) Вот приятели и хотят поругаться, а с их языка слетают только «овощи». Давайте представим, как это будет выглядеть. ( Выбираются два ребенка, которые разыгрывают сценку. ) й ребенок: Капуста! й ребенок: Сам – огурец! й ребенок: Редиска! 2- й ребенок: А ты – помидорище! ( Педагог задает игравшим детям вопросы: Легко ли так ругаться? Что почувствовал каждый? Возникла ли охота кричать и ссориться) ( Игра повторяется несколько раз с разными участниками. ) Игра «Ласковые слова» Педагог: Мы с вами научились сдерживать обидные слова, а теперь поучимся придумывать ласковые слова. Давайте встанем в круг и по очереди будем предавать друг другу вот этот красивый шарик. Пока шарик у вас в руках, вы можете придумать ласковое слово и вместе с шариком передать его своему соседу, а он – своему, и так по кругу. ( Дети выполняют задание. После выполнения педагог задает вопросы: Вам понравилось играть в эту игру? Какие слова были самыми приятными? Что трудне е – произносить обидные слова или приятные? А что приятнее слышать) Упражнение- приветствие «Дождик»( Дети хлопают в ладоши в ускоряющемся темпе соответственно словам педагога. ) Педагог: Набежали тучки, и пошел дождик … С начала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик усиливается, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень! Беседа «О дружбе» Педагог: Ребята, только что мы с вами играли в игру «Дождик». Дождик у нас действительно получился как настоящий: капель много, падают они часто- часто – настоящий ливень! Каждый из вас был отдельной капелькой, а все вместе вы стали бурным ливнем, который смочил всю землю, дал напиться цветам, травам и деревьям! А одна капелька смогла бы это сделать? А один человек может прожить на свете? Если у него есть друзья и близкие? А как выдумаете, кому легче и интереснее жить – человеку одинокому или человеку, у которого есть друзья? Почему? Чем дружба помогает людям? ( Ответы детей. ) Игра «Ладошки»( Каждому ребенку дается значок и прикрепляется таким образом, чтобы его могли видеть остальные члены группы. ) Педагог: Ребята, когда я хлопну в ладоши один раз, вы должны найти свою пару по цвету( красный к красному, синий к синему и т. д. ) и хлопнуть друг друга ладошкой, назвав при этом имя того, с кем здороваешься. Если я хлопну два разв в ладоши, вы должны найти пару по форме значка( квадратик к квадратику, кружочек к кружочку) и хлопнуть двумя ладошками друг друга, поздороваться и назвать имя того, кого привет ствуешь. ( Дети выполняют задание) Игра «Доброе животное» Дети вместе с педагогом – одно большое, доброе животное. Дышат вместе. Слушают, как оно дышит. Вдох – все делают шаг вперед. Выход – шаг назад. Животное дышит очень ровно и спокойно. Затем все изображают и слушают, как бьётся его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д.
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Рабочая программа образования для детей 4-5 лет
- Для вас, родители!