a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Речевые игры и упражнения для дошкольников

Автор: Юнусова Эльвина Ильгизовна Опубликовано: 2023-01-20 09:32:06

Речевые игры и упражнения по теме «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» Д/ и «Кто у кого? » Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа. У медведицы- …( медвежонок, медвежата) . У лисицы- …( лисенок, лисята) . У зайчихи- …( зайчонок, зайчата) . У ежихи- …( ежонок, ежата) . У волчицы- …( волчонок, волчата) . У белки- …( бельчонок, бельчата) . «Назови семью» Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей. Папа- медведь, мама- …( медведица) , детеныш- …( медвежонок) . Папа- волк, мама- …( волчица) , детеныш- …( волчонок) . Папа- еж, мама- …( ежиха) , детеныш- …( ежонок) . Папа- заяц, мама- …( зайчиха) , детеныш- …( зайчонок) . Папа- лис, мама- …( лисица) , детеныш- …( лисенок) . Д/ и «Кто где живет? » Цель: закрепление формы предложного падежа существительных. На доске картинки с дикими животными( медведь, лиса, волк, белка, заяц и т. д. ) . На столе педагога картинки с их жилищами( нора, берлога, логово, дупло, куст) . Дети ставят картинку с изобра жением жилища под картинку с соответствующим животным. Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге. Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове. Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр. Д/ и «Кто чем питается? » Цель: закрепление формы винительного падежа существительных. На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т. д. Дети ставят картинки к соответствующему животному. Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди. - Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным. Дети: - Травоядные: заяц( траву, кору деревьев) , белка( орехи, грибы) , лось( трава, кора деревьев, ветки, сено) . - Хищники: медведь( мед, ягоды, падаль, рыбу) , волк( зайцев, овец, телят) , лиса( кур, гусей, зайцев, мышей) , рысь( мясо животных) . Д/ и « Какой? Какая? » Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными. Оборудование: кар тинки с изображением животных. Волк( Какой? ) - злой, голодный, серый, большой, лохматый… Медведь( Какой? ) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый. . . Лиса( Какая? ) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая… Заяц( Какой? ) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой… Белка( Какая? ) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая… Д/ и «Подбери словечко» Цель: формирование умений у детей подбирать и называть слова- действия. Медведь( что делает? ) …( спит, переваливается, косолапит, охотится…) . Волк( что делает? ) …( воет, убегает, догоняет, высматривает, …) . Лиса( что делает? ) …( выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает…) . Заяц( что делает? ) …( прыгает, пряч ется, грызет…) . Д/ и «Узнай зверя по описанию» Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей. Трусливый, длинноухий, серый или белый. ( Заяц. ) Бурый, косолапый, неуклюжий. ( Медведь. ) Серый, злой, голодный. ( Волк. ) Хитрая, рыжая, ловкая. ( Лиса. ) Проворная, запасливая, рыжая или серая. ( Белка. ) Д/ и «Кто как голос подает? » Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные. Скажите, как подают голос звери? Что делает волк- …( воет) . Что делает лиса- …( тявкает) . Что делает медведь- …( ревет) . Что делает белка- …( цокоет) . Д/ и «Назови ласково» Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. Ты дружочек не зевай, Да словечко приласкай. Белка – белочка, заяц – зайчик, еж – ежик, лисенок – лисёночек, Лиса – лисичка, медвежонок – медвежоночек и т. д Д/ и «Один- много» Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. Мы волшебники немного, Был один, а станет много. Белка – белки – много белок; заяц – зайцы – много зайцев; Медведь – медведи – много медведей; волк – волки- много волков; Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис. Д/ и «Один- три- пять» Цель: согласование существительных с числительными «один», «два», «пять». Сколько их – всегда мы знаем, Хорошо мы все считаем. Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков; Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок; Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев. Д/ и «Измени слова по образцу» Цель: образование притяжательных прилагательных. Нос лисы- …( лисий нос) . Лапа лисы- …( лисья лапа) . Глаза лисы- …( лисьи глаза) . Нора лисы- …( лисья нора) . ( в олк, медведь, белка) . Д/ и «Наоборот» Цель: образование слов- антонимов. Лось – большой, а заяц- …( маленький) . Волк – сильный, а белка- …( слабая) . У лисы хвост длинный, а у медведя- …( короткий) . Лиса – хитрая, а заяц…( глупый) . Медведь летом толстый, а волк зимой…( худой) . Д/ и «Четвертый лишний» Цель: формирование умения выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь. На картинку посмотри, Предмет лишний назови, И свой выбор объясни. Белка, собака, лиса, медведь; Зайчонок, ягненок, лисенок, волчонок; Лось, слон, жираф, обезьяна. Д/ и «Сложи картинку» Цель: формирование умения у детей складывать картинку из частей, развитие целостное восприятие, внимание, мышление. У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части. Какой зверь у тебя получился? ( Лиса. ) и т. п. Д/ и «Составление рассказа- описания» Цель: формирование умения у детей составлять рассказ- описание о животном с опорой на план- схему. Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану. ( н азвание, где живет, внешний вид, чем питается, детеныш) . Д/ и «Назови по порядку» Цель: развитие зрительной памяти и внимания, активизирование словаря существительных по теме. На картинки посмотри, И их запомни. Я все их уберу, Ты по порядку вспомни. 5. 6. предметных картинок по теме) . Д/ и « Чей это хвост? » Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные. - Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост. У лисы –( лисий хвост) ; у волка –( волчий хвост) ; У зайца –( заячий хвост) ; у медведя –( медвежий хвост) ; У белки –( беличий хвост) ; у оленя –( олений хвост) ; У рыси –( рысий хвост) ; у лося –( лосиный хвост) . Д/ и « Скажи одним словом» Цель: закрепление прилагательных в речи. Оборудование: картинки с изображением животных. Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение. А) Заяц всех боится, значит, он какой? ( трусливый) ; Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? ( хитрая) ; В) У ежа иголки, он …( колючий) ; Г) Белка делает запасы, значит она какая? ( запасливая) ; Д) Медведь неуклюже ходит, значит, он какой? ( неуклюжий) . Д/ и «Про кого можно сказать…». Охотится, крадется, воет, кусается, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает. Д/ и «Что делает? » Цель: формирование умения употреблять в речи глаголы. Педагог называет предложение про животное, а дети добавляют нужное слово- действие и заканчиваете предложение. Белка: Рыжая белка с ветки на ветку( что делает? ) - прыгает. На зиму белка орехи( собирает, запасает) Белка с удовольствием орешки( грызет) Медведь: Медведь вперевалочку …( идет, ходит) В зимнее время медведь…( спит) Медведь ульи…( ворошит, разрушает) Волк: Волк за зайцем( охотится) . Волчица о волчатах( заботится) и т. д. Д/ и «Доскажи словечко» Цель: формирование умения отгадывать загадки –р ифмы, развитие слухового внимания. Эта кошка очень злая. 2. Длиннорогий и рогатый Н е мурлычет, но кусает. Лесники зовут «сохатый». Ей не крикнешь грозно « брысь! » Скачет прямо он и вкось, Это кошка леса —. . . ( Рысь) Крупный и могучий. . . ( Лось) 3. Стройный, быстрый, 4. Он всю зиму в шубе спал, Рога ветвисты, Лапу бурую сосал, Пасется весь день. А проснувшись, стал реветь. Кто ж это? . . ( Олень) Этот зверь лесной…( Медведь) . 5. Хитрая плутовка, 6. Летом шубку серую, Рыжая головка, А зимой белую Пушистый хвост- краса. Носит попрыгайчик- Кто ж это? . . ( Лиса) Боязливый…( Заяц) Пальчиковая гимнастика Мальчик с пальчик, ( четыре раза сгибать палец правой руки) Где ты был? Долго по лесу бродил! ( четыре раза сгибать палец левой руки) Встретил я медведя, волка, ( большой палец правой руки поочередно Зайку, ежика в иголках. с оприкасается с остальными пальцами) . Встретил белочку, синичку, ( большой палец левой руки поочередно Встретил лося и лисичку. с оприкасается с остальными пальцами) Всем подарки подарил, Всяк меня благодарил. ( четыре пальца одновременно сгибаются – кланяются) . Физкультминутка «Звериная зарядка» Раз – присядка. Присесть. Два – прыжок. Подпрыгнуть. Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики. А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза. Любят долго потянуться, Потянуться. Обязательно зевнуть, Повороты туловища. Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо- влево. А волчата спинку выгнуть Наклон вперед. И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх. Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях. Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч. То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу. Долго топчется на месте. А кому зарядки мало – Руки развести в стороны. Начинает все сначала. Физкультминутка. У нас славная осанка, мы свели лопатки. Мы походим на носках, а потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый. И как заинька- трусишка, и как серый волк- волчишка. Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся. Ёжик сладко потянулся Физкультминутка «Медвежата» Медвежата в чаще жили головой они крутили Вот так, вот так головой они крутили( повороты головы вправо- влево) Медвежата мед искали, дружно дерево качали Вот так, вот так, дружно дерево качали( наклоны туловища влево- вправо, руки «обнимают» дерево) Вперевалочку ходили( имитация походки медвежат) И из речки воду пили Вот так, вот так и из речки воду пили( наклоны вперед) А потом они устали и в берлоге крепко спали Вот так, вот так и в берлоге крепко спали( изображают спящих медвежат) Артикуляционные упражнения Открываем ротик- дом. Кто хозяин в доме том? В нем хозяин – Язычок. Он удобно в доме лег. Язычок знаком вам, дети Мы его улыбкой встретим «Зайчик»: поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы. «Сердитый волк»: нижнюю губу прикусить верхними зубами. «Лосенок сосет молочко»: рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать. «Мишка слизывает мед»: облизать сначала верхнюю губу( язык «чашечкой») , затем облизать верхнюю и нижнюю губы. Речевая гимнастика: Су- су- су, су- су- су. Белку видели в лесу. Чистоговорку произносим с разной силой голоса( тихо- громч е- громко) : Са- са- са, са- са- са, Вот бежит леса. Чистоговорку дети произносят сначала все вместе, потом индивидуально с разными интонациями( удивленно, испуганно, радостно) . ЗАГАДКИ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ 1. Спит в берлоге он зимой. 2. У косого нет берлоги, Любит шишки, любит мёд, Не нужна ему нора. Ну- ка, кто же назовет? От врагов спасают ноги, ( Медведь) А от голода – кора. ( Заяц) 3. Сердитый недотрога, 4. Хозяин лесной, Живёт в глуши лесной. Просыпается весной, Иголок очень много, А зимой под вьюжный вой, А нитки ни одной. Спит в избушке снеговой. ( Медведь) ( Ёж) 5. Кто зимой холодной, 6. Не ёлка, а колко, Ходит злой, голодный? Не кот, а мыши боятся. ( Еж) ( Волк) 7. Есть в реке работники, 8. Длинное ухо, Не столяры, не плотники, Комочек пуха, А выстроят плотину — Прыгает ловко, Хоть пиши картинку. Любит морковку. ( Морковь) ( Бобры) 9. Папа очень крепкий, рослый, 10. Хвост пушистый, И рога ветвисты. Мех золотистый, Сын, пока еще не взрослый, - В лесу живет, Рыжий и пятнистый. А в деревне кур крадет. ( Лиса. ) Он рождается без рожек, В шубке пестренькой в горошек. ( Олень и олененок) Хвост пушистый, В лесу живет, Мех золотистый, А в деревне кур крадет. ( Лиса. )

Оставить комментарий: