"Волонтёрское движение родителей"
«Волонтёрское движение родителей»
Обобщение опыта работы воспитателя
МКДОУ «Детский сад № 19 «Звездочка»
Чистяковой Т.В.
Первыми наставниками в жизни каждого человека являются родители – самые дорогие и самые близкие ему люди. Поэтому для нас так важно их активное участие в развитии малышей. Семья и детский сад образуют для ребенка основную образовательно-воспитательную микросреду, и создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир взрослых можно только объединив усилия. В стремлении быть равноправными партнерами с родителями коллектив ДОУ искал новые пути решения вопросов, связанных с включением родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Организация общения педагога с родителями воспитанников остаётся одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своём люди грамотные, осведомлённые и, конечно, «хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей». Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесёт положительные результаты. Исходя из данной статистики перед коллективом нашего учреждения ставятся задачи поиска внутренних источников развития, перехода к более эффективному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения не только качества образовательных услуг, но создания информационно-коммуникативного пространства, способствующего эффективному взаимодействию с родителями. Это осуществлялось через web-сайт, созданием внешнего положительного имиджа учреждения: дней открытых дверей, презентациями, участием в творческих площадках, трансляция опыта работы в сети интернет. Мы стремимся быть равноправными партнерами с родителями, чтобы наши семьи были активными участниками воспитательного процесса, и наша деятельность была объединена общими целями для благополучия наших детей.
Основой стала всесторонняя помощь родителей. Одни родители с удовольствием организовывали экскурсии, «поход» в ближайший лес, другие помогали в оснащении педагогического процесса. Таким образом, дети учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. К своим ролям, поручениям ребята готовятся очень ответственно, для каждого находится своя очень серьезная работа. Творческая атмосфера и вдохновение передалось от детей родителям. Это помогло объединить семьи по интересам.
Однажды понаблюдав как родители обсуждают, чтобы интересного еще придумать, обсуждающих новые идеи было очевидно это уже не участие, а добровольная помощь. И вскоре из добровольных помощников они превратились в волонтеров, а волонтёр – это человек, который добровольно делает что-то полезное для тех людей, у которых есть потребность в помощи. У волонтера есть своя жизнь, семья, работа, а в свое свободное время он старается помочь тем, кому это необходимо. Это стремление идет от души, поэтому волонтером невозможно стать надуманно или неосознанно. Как правило, все стремления волонтеров происходят от сердца, которое им подсказывает, в каком направлении они могут делать что-то полезное для других людей.
Мы, взрослые, часто являемся примером для детей. Через свой собственный пример, мы можем прививать детям созидательные качества характера: доброту, чуткость, заботу, умение дружить, искренность, честность, уверенность, умение решать вопросы мирным способом и так далее.
У каждого из наших родителей есть уникальный жизненный опыт, знания, скрытые таланты и нереализованные мечты. Всем этим они могут поделиться с самыми благодарными слушателями — с детьми.
Таким образом, родители – волонтеры – это добровольные не только помощники, но и организаторы, участники, а иногда и вдохновители образовательного процесса в группе.
От разовой помощи родителей-волонтеров мы перешли на режим еженедельного посещения родителями групп. Нам было важно привлечь к работе не только матерей, бабушек, старших сестёр, но и отцов, дедушек и братьев.
В результате чего нами была запланирована работа родителей-волонтеров. Вот примеры некоторых из них: «Волшебная шкатулка» (изготовление украшений из природного и бросового материала, костюмов для кукол); «Гримерная мастерская» (искусство театрального грима); Юный конструктор (сборка моделей); Творческая мастерская (изготовление елочных игрушек); «Театральная мастерская» (изготовление театральный кукол, театр собственными руками); «Салон красоты» (парикмахерское искусство); «Папина мастерская» (изготовление рамок для рисунков).
Анализ воспитательно-образовательного процесса показал, что добровольные помощники готовы участвовать целенаправленно и систематически и не только при подготовке экскурсий, спектаклей, но и проводить досуги и организовывать режимные процессы. Исходя из всего вышесказанного календарное планирование было откорректировано и дополнено, с учетом возрастных особенностей детей и приоритетных направлений деятельности родителей.
Интерес вызванный посещениями родителей - волонтеров ДОУ не оставил равнодушными не участвующих родителей в этом процессе. Когда количество родителей-волонтеров начало увеличиваться потребовалось внести изменения в содержание воспитательно-образовательного процесса в группе.
Тогда возникла идея «Родительской гостиной» в которых объединились все родители-волонтеры нашей группы. В гостиной появились творческие объединения:
«Мир искусства» (выставка совместного творчества, мастер-класс по рисованию, тиражирование совместного творчества в виде памятных сувениров и т.д.)
«Мир театра» (дискуссия «Нужно ли развивать творческие способности у детей дошкольного возраста, совместная постановка театрального представления)
«Мир мастеров» (резьба по дереву, выжигание, слесарная мастерская) (обновление и преобразование предметно-развивающей среды в группах, ремонт и изготовление игрушек)
«Мир истории» (изготовление фотоальбомов: «Моя семья», театрализованное представление: «Семья - семь «я», сказки бабушкиного сундука, видеопрезентация: «Кто на свете всех важнее?..»)
«Мир спорта» (семинар-практикум для родителей: «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребенка», видеопрезентация «Моя спортивная семья», консультации для родителей по здоровому образу жизни, закаливанию детей)
В программу родителей-волонтеров был включен компонент взаимодействия старшего поколения с детьми по адаптации к детскому саду. Залог успешной адаптации ребенка к детскому саду — доверие. Это и доверие к окружающему миру, и к незнакомым людям, и в первую очередь, доверие к своим близким. Именно в семье мы впервые получаем опыт доверительных отношений, а значит и качество адаптации тесно связано с семейной ситуацией. К сожалению, у современных родителей не всегда хватает времени на общение с ребенком, достаточное, чтобы понять его интересы, эмоциональное состояние, тревоги и переживания. Часто роль «понимающих» ребенка взрослых берут на себя бабушки и дедушки. Психологи отмечают, что функции бабушек и дедушек обычно отличаются от родительских, и у них устанавливаются несколько иные отношения привязанности с внуками и внучками. Прародители чаще выказывают одобрение, сочувствие и симпатии, оказывают поддержку и реже наказывают внуков. Иногда эти отношения отличаются большей игривостью и раскованностью. Возможности бабушек и дедушек в семье разнообразны: это и психотерапевтическая поддержка матери во время беременности, и помощь советом в случае конфликтов в семье, и игры с внуками, и регуляция отношения между ними, и подготовка к детскому саду и школе. Вот почему привлечение не только родителей-волонтеров, но и старшего поколения к жизни детского сада благоприятно сказывается на адаптации детей. Рядом с ними ребенок чувствует домашнее тепло и уют. С появлением таких близких и любимых людей в группе детский сад перестает быть таким пугающим, ведь и здесь теперь живет тепло бабушек и дедушек. В кружке «Бабушкины посиделки» дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, потешками, частушками, пословицами и поговорками – наши бабушки делятся с детьми не только опытом, но и душевным теплом. Дедушки рассказывают про обычаи и уклад своего времени, про историю семьи и рода, делятся историями из жизни военных лет. Рядом с бабушками и дедушками ребенок чувствует домашнее тепло и уют, бабушкины сказки, рассказанные в непривычной обстановке группы все равно сохраняют свое волшебство. Многие семьи переняли практику театрализаций, и с удовольствием ставят домашние спектакли.
Наверное, кто-то может возразить, что совместная работа ДОУ и семьи по воспитанию детей – это уже не ново и работа с семьями воспитанников входила в планирование работы педагогического коллектива. Это абсолютно верно, работа с семьей была и остается важной и необходимой. Волонтерское движение родителей – это нечто иное. Опыт показывает, что вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс происходит зачастую затруднительно, и это связано отнюдь не с недостатком времени и полной рабочей занятостью. Уровень образованности родителей растет, но, к сожалению, это не всегда бывает во благо. Чрезмерные требования, иногда низкий уровень культуры в общении, делегирование своих прямых обязанностей, как родителей, учреждению – это не весь перечень тех требований, которые предъявляются ДОУ. С такими ситуациями знакомы многие педагоги. Как сделать так, чтобы родители сами изъявили желание участвовать в жизни учреждения? Энтузиазм педагогов и результаты детей оказали свое положительное воздействие. Этот процесс вдохновил сначала маленький коллектив инициативных родителей, затем заинтересовал других, и мы с радостью увидели, что родители работают с нами по собственной инициативе, творчески и без принуждения. Отсутствие формализма и материальной заинтересованности, искреннее и бескорыстное. Родители признавались, что в начале работы им сложно было выбрать даже тему для встречи с детьми, однако, оказалось, что их умения, знания и жизненный опыт очень интересны маленьким исследователям. Встречи в детском саду позволили не только лучше узнать собственных детей, но и открыть в самих себе новые таланты. Что же принесло это нам? Родители-волонтеры - это клад, который был зарыт так близко к поверхности. Экономия сил, времени, а иногда и финансов, но самое главное - это то дополнительное тепло, которое получают дети находясь в детском саду. И не найдется в мире ни единого человека, который не согласился бы с нами. Первоначальным девизом нашей работы было: «Хорошие партнеры — счастливые друзья». Затем из партнеров родители действительно превратились в друзей, которых совместно с коллективом ДОУ объединяет одна общая цель — видеть здоровыми и сделать счастливыми самых дорогих людей на свете — детей.
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Рабочая программа образования для детей 4-5 лет
- Для вас, родители!