Статья для участия в муниципальном конкурсе "Использование эффективных педагогических практик для повышения качества дошкольного образования"
Позднякова Олеся Дмитриевна
воспитатель
МБДОУ «Нижнеомский детский сад №2»
Игровые технологии как средство повышения качества дошкольного образования
В дошкольном возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь между ребенком и окружающем миром. Это этап первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. При правильной организации и проведении, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника [2]. Большинство психологов и педагогов рассматривают игру как ведущую деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, и в процессе которой возникают психические новообразования.
Приоритетной отраслью ФГОС ДО является развитие потенциала личности ребенка. Одной из основных проблем является качественное развитие способностей и умений дошкольников. Современные условия жизни ставят нас в такое положение, что уже с раннего возраста необходимо стремиться к развитию разностороннего, полноценного и уникального «я» у ребенка. Поэтому, все развивающие, воспитательные и образовательные программы должны быть направлены на сохранение и развитие стремления к познанию окружающего мира и удовлетворению детской потребности в активной деятельности. Сегодня остро стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Несмотря на это, современные игровые технологии становятся самыми востребованными. Они весьма актуальны в связи с огромным значением игры для ребенка и гуманизацией образовательного процесса дошкольного образования. Использование современных игровых технологий способствует развитию индивидуальности и формированию полноценной личности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса [1].
Педагогическая технология – это совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [3].
Понятие «игровые педагогические технологии», по определению Г.К. Селевко, включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр [4].
Игровые педагогические технологии – это комплекс методов и приемов, использующих игровые средства для образовательного и воспитательного процесса и последовательная деятельность педагога по:
- отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществлению самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей и дать возможность ребенку преодолеть в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровой технологии:
- достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка;
- подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности;
- сделать воспитательный процесс управляемым.
Главный компонент игровой технологии – прямое и систематическое взаимодействие педагога с детьми.
Преимуществом игровых технологий является то, что они могут применяться как в образовательной, так и в свободной деятельности детей.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной деятельности дошкольного учреждения. Они направлены на повышение качества образовательного процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Поэтому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества дошкольного образования.
Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Из-за этого у него возникают недостатки коммуникативного развития (отчуждение, нарастание агрессивности). Таким образом, игра для ребенка должна стать не только приятным время провождением, но и господствующей технологией образования [5].
В нашей работе используются современные игровые технологии, которые соответствуют основным требованиям ФГОС ДО и направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную адаптацию и успешность, сохранение и укрепление здоровья ребенка. С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны педагога.
При работе с детьми раннего возраста игровые технологии сначала использую как отдельные игровые моменты, так как они очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей к новым условиям. Основной задачей игровых моментов является формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю. Первые игровые ситуации провожу фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это игры «Выдувание мыльных пузырей», «Покружимся», «Погремушка».
В дальнейшем важной особенностью игровых технологий является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: игра, труд, образовательная деятельность и режимные моменты.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую следующие виды игр:
- Игры в парах способствуют появлению эмоционально – положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении и взаимодействии со сверстниками. Например, игры «Мяч», «Зеркало», «Найди друга».
- Совместные игры помогают детям пережить чувство сплоченности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой сверстников, установить доверительный контакт со сверстниками, например, игры «Паровозик», «Рука в руке», «Гусеница».
- Пальчиковые игры имеют особое значение для развития мелкой моторики рук, речи и носят обучающий характер. В процессе пальчиковых игр дети начинают подражать друг другу. Например, игры, «Моя семья», «Замок», «Пальчики в лесу».
- Хороводные игры способствуют физическому и эмоциональному контакту детей («Каравай», «Раздевайся пузырь и т.д.)
- Игры с правилами, которые проводим как на занятии, так и в свободной деятельности детей. В ходе этих игр у детей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль и т.д.).
- Совместные игры с предметами помогают видеть ребенку в сверстнике не соперника, а партнера по игре («Катаем мячики», «Волшебный мешочек» и т.д.).
- Подвижные и малоподвижные игры важны для развития физических способностей детей. При их организации выбираем игры, которые являются не только средством развития движений, но и основных физических качеств («Пройди по дорожке», «У медведя во бору»).
Все вышеперечисленные игры способствуют развитию взаимодействия и установления эмоционального контакта детей со сверстниками. Использование игровых технологий с детьми дошкольного возраста позволяют лучшему усвоению знаний и умений в процессе образовательной деятельности. Благодаря этому дети становятся самостоятельнее, активнее, способны применять свои знания и умения в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. Через игру идет процесс развития индивидуальных способностей и психических функций.
Таким образом, особенно актуально применение игровых технологий для повышения качества дошкольного образования, так как игра является наиболее естественной формой обучения и познания окружающего мира, способствует легкой адаптации ребенка к новым условиям. При включении игровой деятельности в процесс обучения детей, педагог мотивирует их на получение новых знаний и освоение новых навыков и умений делает более интересным и увлекательным.
Список литературы:
- Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2012.- №5.
- Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие/ Е.И. Касаткина. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с. – (Дошкольник. Давайте поиграем!)
- Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов/ авт.-сост. А.В. Виневская; под ред. И.А. Стеценко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 253 c. – (Библиотека студента).
4 . Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование, 1998.- 256 с.
- Тюнников Ю.С. Игровое обучение как дидактическая система будущего / Ю.С. Тюнников, С.М. Тюнникова //Гуманизация образования. – 1995. - №3.
- Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с нарушенным темпом и ритмом речи в воспитании правильного произношения
- Рекомендации для родителей "Как преодолеть капризы детей"
- Консультация для родителей "Роль семьи в формировании здорового образа жизни"
- Рабочая программа образования для детей 4-5 лет
- Для вас, родители!