Социоигровые технологии в старшей группе
«Формирование навыков сотрудничества у дошкольников посредством социо-игровой технологии в условиях детского сада»
Мы – педагоги дошкольники, очень счастливые люди, а знаете почему? Потому что став взрослыми, мы продолжаем жить в мире детства, в мире фантазии и открытий, искренности и добра, и, конечно же, игры.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию образовательной программы ДОУ в деятельности, специфической для детей дошкольного возраста, и прежде всего в игре.
Ориентируясь на современные требования в системе образования, в педагогической практике стало актуально использовать социо-игровую технологию. Социо-игровая технология – это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками, его основатели А.П. Ершова, В.М. Букатов, Е.Е.Шулешко определили ее сущность так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Актуальность:
Социо-игровые педагогические технологии оказываются бесценными в решении данного вопроса, эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.
Основная идея технологии заключается в организации собственной деятельности детей.
Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает смотрит и говорит сам.
Цель применения социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста – создание условий для формирования навыков сотрудничества, организации собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.
Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста:
1. Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия
.
2. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
3. Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
4. Развитие у детей умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
5. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников .
Основными принципами организации социоигровой технологии являются:
• Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
• Движение и активность.
• Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
Различают следующие формы организации социоигровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:
• Игры с правилами.
• Игры-соревнования.
• Игры-драматизации.
• Режиссёрские игры.
• Сюжетно-ролевые игры.
• Сказкотерапия.
• Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
• Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
• Тренинги.
• Самопрезентация.
Авторы социоигровой технологии предлагают следующую классификацию игр, где воспитатель - активный участник, партнер и заводила:
• Игры для рабочего настроя;
• Игры-разминки;
• Игры на приобщение к делу;
• Игры творческого самоутверждения;
• Игры вольные.
Остановимся подробнее, на данной классификации игр.
• Игры для рабочего настроя – формируют позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие». Главная задача этих игр пробудить интерес детей друг к другу. («Комплименты», «Волшебная палочка», «Неиспорченный телефон», , «Буква по воздуху» и тд
• Игры-разминки. Главная задача - возможность размяться, снять напряжение. Эти игры развивают внимание, координацию, формируют чувство юмора, поднимают настроение. («Веселые зарядки», «Море волнуется», «Пузырь», «Съедобное – несъедобное», «Делай, как я», «Люблю – не люблю».
• Игры социоигрового приобщения к делу. Они развивают коммуникативные способности и качества, умение взаимодействовать и сотрудничать. Различные дидактические игры (особенно хороши игры, рекомендуемые технологией ТРИЗ). «Комплимент», «Пишу по воздуху! «Испорченный телефон», «Рисунок на спине».
• Игры творческого самоутверждения. Развивают умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств. Эти игры способствуют развитию воображения, наблюдательности, творчества, служат для обогащения выразительных средств общения - пластики, мимики, жестов, развивают умение владеть своим телом. «Чтение стихов по ролям», «Игры на имитацию различных движений» ,«Запрещенное движение».
• Игры вольные (на воле) способствуют умению распознавать эмоции других и владеть своими чувствами. При выборе вольных игр отдается предпочтение русским народным играм, потому что они интересны детям, лаконичны, выразительны, доступны. В них много юмора, шуток, соревновательного задора ,пробуждают интерес детей друг к другу, дают детям возможность размяться использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий выполнении учитывается художественно--исполнительский результат действия выполнение которых требует простора и свободы передвижения , т.е. их не всегда можно выполнять в комнате . «Солнышко-ведрышко», «Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Совушка», «Гуси-гуси», ««Воробьи-вороны»,«День наступает – все оживает, ночь наступает все замирает» «Зеркало» «Изобрази профессию»,
Игр очень много, мы вам показали и рассказали о тех, в которые в нашей группе чаще всего играем .
Объединение детей на общее дело способствует эффективному взаимодействию друг с другом, в результате которого происходит развитие детской активности, творчества и самостоятельности, потому что дети слушают, делают, говорят!
Критерием результативности опыта является уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста, который включает в себя: знания о себе, своего близкого окружения, умение понимать и уважать других людей, умение конструктивно взаимодействовать со сверстниками в различных обстоятельствах, знание и соблюдение правил безопасного поведения, добросовестное отношение к труду.