Экологическое воспитание дошкольников
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Андринская общеобразовательная школа» «Дошкольное образование» Статья на тему: « Экологическое воспитание дошкольников » Автор Воспитатель Рамазанова Наира Девлетовна 2022г Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Главное цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей природе, к себе и людям как к части природы. Начинать формировать знания экологического характера следует с дошкольного возраста, так как именно в дошкольном возрасте у ребенка закладыв аются первоосновы экологической культуры. В связи с этим экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность. В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие. Именно в этом возрасте у ребенка формируется основа моральных качеств личности, формируются человеческие качества в примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести собственного достоинства, любви к Родине. Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными, ведение различных календарей, занятия, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающиеся ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей. Дети дошкольного возраста подвергнуты в разным видам предметной деятельности, и в первую очередь к игровой. В дошкольном возрасте идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети очень любознательны и активны, они готовы к сотрудничеству с воспитателем. Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает такие задачи как: Развитие у детей экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней; Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами; Накопление детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой. В частности воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, учит наблюдать за окружающим миром, устанавливать элементарные связи и зависимости испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом. Должное внимание воспитатель должен обращать на использование игры в разных формах воспитательно – образовательного процесса. Дошкольник – это еще ребенок, который хочет много играть, поэтому воспитатель включает игру в образовательный процесс, труд, наблюдение, придумывает и организует игровые обучающие ситуации, инсценирование литературных произведений, обыгрывает персонажей сказок. В игре дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях, о человеке, как части природы. В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель использует самые разнообразные ситуации, продолжая его расширять – уточняет с детьми форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы. Не мало важную роль в экологическом воспитании в ДОУ отводиться сказкам. Используя разнообразные виды занятий в своей работе по экологическому воспитанию я отдаю предпочтение занятиям, которые направлены на выявление связей в природе. Это такие занятия как, опыты с водой, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми, мягкими и твердыми и многое другое. Все занятия проводятся на усмотрения воспитателя, усложняются в зависимости индивидуальных особенностей развития детей. Список используемой литературы. 1. Дошкольное образование: традиции и инновации: учебно- методическое пособие/ авторы- составители Н. В. Михайлова, В. А. Зебзеева, М. Э. Шарычева, М. А. Гасилина. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет[ изд. ] , 2020. – 118 с. Кондратенко, Е. А. Особенности организации работы по экологическому образованию и воспитанию дошкольников/ Е. А. Кондратенко. – Текст: непосредственный/ / Южно- Уральские научные чтения: материалы Международной научно- практической конференции. – Уфа: Ника, 2016. – С. 24- 29. – Имеется электрон. версия публикации. – URL: https: / / www. elibrary. ru/ item. asp? id= 26607017( дата обращения: 17. 03. 2021) . – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. Косоурова, С. А. Экологическое образование и воспитание дошкольников/ С. А. Косоурова. – Текст: непосредственный/ / От экологического образования к экологии будущего: сборник материалов и докладов VI Всероссийской научно- практической конференции по экологическому образованию/ под общей редакцией В. А. Грачева. – Москва: Неправительственный экологический фонд имени В. И. Вернадского[ изд. ] , 2020. – С. 805- 818. . Николаева, С. Приобщение дошкольников к красоте природы: на основе парциальной программы эколого- эстетического воспитания в ДОО/ С. Николаева. – Текст: непосредственный/ / Дошкольное воспитание. – 2019. – № 2. – С. 4- 9.