Публикация в журнале "Человек-Культура-Общество"
Документы для скачивания
Е. А. Жидзик «КУЛЬТУРНО- ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДШИ » Аннотация: статья посвящена проблеме организации культурно- просветительской деятельности обучающихся в сотрудничестве с преподавателями ДШИ. Автор рассматривает проблему выявления одарённых в области музыки детей и дальнейшего развития их таланта на основе культурно- просветительской работы с учетом ФГТ, показывает результативность данного направления не только в учебно- об разовательном процессе, но и во внеурочной работе, в ранней профессиональной ориентации. Ключевые слова: культура, музыкальные способности, культурно- просветительская деятельность, предпрофессиональная программа. Культурно – просветительская деятельность в ДШИ – одно из эффективных средств выявления творческих способностей учащихся и развития таланта. Культурно- просветительская( далее по тексту КПД) , концер тно- конкурсная и художественно- выстав очная работа в ДШИ – это часть целостного образовательного пространства, которая находится в тесном взаимодействи и со всеми направлениями учебно- воспитательного процесса. КПД ориентирована на неформа льное общение, имеет выраженную воспитательную, просветительскую и социально- педагогическую направленность. Это совместная творческая деятельность детей и преподавателей. С целью реализации этого вида деятельности в ДШИ с. Родино Родинского района Алтайского края были созданы учебные т ворческие коллективы: оркестр русских народных инструментов «Перезвоны», хореографические коллективы: ансамбли танца «Карусель» и «Веснушки», педагогический ансамбль «Т рио плюс», ансамбль аккордеонистов «Озорные клавиши», хоровые и вокальные коллективы. Их деятельность регулируется локальными нормативн ыми актами ДШИ и осуществляется как в рамках учебного времени, так и в каникулярное время. КПД обучающихся в сотрудничестве с преподавател ями строится через участие их в конц ертах, музыкальных фестивалях, всевозможных конкурсах, лекциях – концертах, выставках, творческих вечерах и других творческих формах. Исходя из личного опыта работы, хочется отметить важность концертно- выставочной деятельности в учебном процессе. Мы получаем конкретный творческий результат как от индивидуального ребенка, так и от каждого отделения школы. Этот результат могут оценить ученик, его родители и общественность. Для организации КПД в нашей школе были поставлены следующие задачи: Совершенствование форм совместной творческой дея тельности всех отделений школы. Поиск инновационных форм проведения творческих мероприятий. Включение в репертуар современных произведений концертного плана для участия в культурно- массовых мероприятиях различной направленности. Остановимся подробнее на каждом пункт е. Совершенствованиие форм совместной творческой деятельности вс ех отделений школы. На сегодняшний д ень в школе работает четыре отделения: фортепиано, народные инструмен ты, художественное, хореография, впервые в этом учебном году было открыто отделение раннего эстетического развития. Совместная подготовка всех отделений к творческим мероприятиям различного уровня позволяет сделать их насыщенными, яркими, многоплановыми и интересными. Концертные программы дополняются работами уча щихся художественного отделения. И ногда они задают смысловую нагрузку мероприятия, являясь офо рмлением сцены и отражая основную идею и тематику праздника. В выставочные мероприятия органично вплетаются музыкальные номера, поэтические вставки, художественное слово. В настоящее время коллектив школы продолжает работу над поиском новых форм совместной творческой деятельности всех отделений школы. Поиск инновационных форм пр оведения творческих мероприятий. Сегодня каждому ясно: чтобы оживить традиционные академические формы, необходимо использовать современные технические возможности. Все прекрасно понимают, что игнорировать современную технику, по меньшей мере, бесперспективно. Гораздо правильнее использовать достижения технического прогресса для популяризации академического искусства. Поэтому мы активно используем современное оборуд ование для показа презентаций, видеофильмов, внедряется в прак тику исполнение с фонограммой, работ у с микрофоном, видеозапись и т. д. Включение в репертуар современные произведения концертного плана для участия в культурно- массовых меропр иятиях различной направленности. В организации концертно- выстав очной деятельности, безусловно, необходи мо расширять исполняемый репертуар. Для каждого преподавателя обновление репертуара является важной з адачей. При наличии интернета такие возможности неограниченны. Но при поиске новых прои зведений существенным тормозом может стать степень подготовки учащегося, его умени е и навыки игры на инструменте. Свободное владение инструментом определяет уровень профессиональных возможностей исполнителя и лежит в основе любой музыкальн ой деятельности, особенно концертной. Работа над музыкой академического, джазового и эстрадного направлений может сделать процесс обучения более разнообразным, увлекательным и интересным. А использование произведений подобного плана в концертно й деятельности вызовет интерес не только у исполнителей, но и у широкого круга зрителей. То есть появляется возможность привлекать на свои концерты различные ка тегории населения. Традиционно на концерты в нашу школу приходят представители городской интеллигенции( врачи, учителя др. ) , воспитанники детских садов, учащиеся образовательных учреждений района, студенты РМК. Освоение современного концертного репертуара позволит привлечь в ряды слушателей больше молодёжи. У детской школы искусств в Родино давно сложились свои традиции. Мы ежегодно проводим такие мероприятия, как «День знаний», «День учителя», «Праздник первоклассни ка», «День пожилого человека», » «Новогодний концерт для родителей», «Отчётный конц ерт школы», «Выпускной вечер». , «День открытых дверей». В то же время пост оянно ведется поиск новых форм проведения ко нцертов, адекватных современным условиям. Прорабатывается возможность проведения не только традиц ионных академических концертов, а и тематических вечеров. Например, был подготовлен тематическ ий концертно- лекционн ый вечер для школьников «Русские народные инструменты ». Использование таких народных инструментов, как бая н, аккордеон, домра, балалайка послужило популяризации и пропаганде русских народных инструментов и русской культуры в целом. Подобные мероприятия стали популярны, интересны зрителям. Теперь люди, увлечённые музыкой и культурой, внимательно следят за программой выступления ДШИ, увеличилось количество зрителей и на других проектах. Н едавно школа отметила свой 55- летний юбилей, в честь которого была подготовлена большая концертная программа «Вместе- целая страна». Программу прекрасно дополн ила выставка работ учащихся художественного отделения. КПД школы направ лена на тесное взаимодействие с социальными институтами, существующими в нашем районе: общеобразовательны ми школ ами, дошкольными учреждения ми, районной библиотек ой, картинн ой галере ей, музе ем, культурно- досуговы ми учреждения ми. Учащиеся ДШИ посещают и активно участвуют в мероприятиях районного, окружного, зонального, краевого, всероссийского и международного уровней. Вот лишь некоторые из них: «День Защиты детей», «День села», «След на земле»( посвящёно памяти заслуженного работника культуры РФ А. С. Цыбинова) , о ткрытие и закрытие концертного сезона Дома к ультуры, районном конкурсе «Утренняя звезда», «Весёлый М орозко», «Юный художн ик», «Золотая нота», «Родники», «Юный пианист», «Зимний калейдоскоп», «Музыкальный автограф», «Слово, воплощённое кистью», «Мир, в котором я живу», «Талант 2017» и др угих. Воспитанники художественного отделения приняли участие в о ткрытии краевой выставки в картинной галерее «Кармин», музыкального отделения – в краевом смотре- фестивал е народных отделений ДШИ и ДМШ. Нужно отметить, что учащиеся нашей школы неоднократно становились победителями и призёрами данных конкурсов. В св оём образовательном учреждении мы стара емся создать комфортную развивающую культурно- образовательную среду, которая создавала бы условия для выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства. Таким образом, роль культурно- просветительской деятельности в выявлении и развитии музыкальных способностей детей в ДШИ очень высока. Это можно проследить по показателям эффективности: с охранение контингента обучающихся; р асширение мотивационной сферы обучающихся; Наблюдается р ост показателя степени обученности и обучаемос ти при освоении дополнительных предпрофессиональных образовательных программ. д инамика уровня развития индивидуальности каждого ребенка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; ф ормирование личностных качеств музыканта- испо лнителя, художника, хореографа, умеющего не только ценить, но и умножать духовные и культурные ценности; повышение творчес кой активности обучающихся и их профессиональной направленности через участие в концертной деятельности. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вы вод, что творческая и культурно- просветительская деятельность ДШИ с. Родино Родинского района направлен а на развитие творческих способностей, таланта учащихся, а так же пропаганду среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства, их приобщени е к духовным ценностям. Педагоги ДШИ не стоят на месте, всегда в поиске инновационных, креативных форм и методов обучения. Они стремятся, у читыва я индивидуальные особенности каждого обучающегося, осуществлять реализацию музыкальных интересов и потребностей воспитанников в разных областях искусства через новые, современные формы работы.