Методическая разработка Жидзик Е.А
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « Родинская детская школа искусств» Родинского района, Алтайского края Методическая работ а «Современные методы работы в классе аккордеона. Игра под фонограмму» Автор: методист, преподаватель по классу аккордеона Родинской ДШИ Жидзик Елена Александровна. с. Родино 2021 г СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка( введение) 3 1. Основная часть 4- 6 1. 1. Цели, методы, задачи 2. 2. Основные компоненты деятельности преподавателя 2. 3. Ожидаемые результаты 2. 3. Ожидаемые результаты 2. 4. Полное описание работы 2. Основные этапы работы 7- 21 2. 1. Подготовительный 2. 2. Коллективное музицирование Заключение 22 Список используемой литературы 23 Приложение 24 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА( ВВЕДЕНИЕ) Почему я выбрала тему методической ра бо ты «Современные методы работы в классе аккордеона. Игра под фонограмму»? В связи с тем, что в данное время на всех образовательных уровнях произошло обновление учебных планов, программ, изменивш иеся условия жизни диктуют более высокие тре бования к пр оцессу и результатам обучения, в озникла необходимость в изучен ии и применении новых инновационных технологий, которые в соче тании с традиционными, позволяют повысить интерес и мотивацию учащихся к игре на музыкальных инструментах. Благодаря актив ному поиску прогрессивных методов обучения, знакомству и подробного изучению методик ведущих преподавателей баянистов, аккордеонистов- ( Р. Бажилина, В. Бордунова, В. Брызгалина, А. Романова, Е. Дербенко) , возникла идея создания собственной методической разработки. Я с тала изучать материал по этой теме, искать нотную литературу, фонограммы. Очень помогли курсы повышения квалификации, где я смогла приобрести нотные сборники и диски с минусовками. Главная цель методической работы: улучшить качество преподавания предмета «Музыкальный инструмент», повысить интерес и мотивацию учащихся к обучению, и как след ствие этого- решение актуальных проблем набора и сохранности контингента в классе аккордеона. В подготовке методической разработки «Современные методы работы в классе аккордеона. Игра под фонограмму» были п ривлечены учащиеся моего класса. Н авыки исследовательской работы использовались н а практических занятиях, публичных выступлениях, в конкурсной деятельности. Работу я начала с 2015 года и продолжаю совершенствовать её в данное время. На уроках «игре под фоног рамму» уделялось 7- 10 минут и хочется отметить, что такой вид творческой деятельности вызывает живой интерес у учащихся. П остепенно исчезла зажатость, страх перед публичными выступлениями, появилось стремление достигнуть стабильных результатов в учёбе. Я считаю, что эту работу нужно вести систематически и комплексно, она должна отвечать критериям повышения познавательной деятельности учащихся. Делясь опытом работы с другими преподавателями, в качестве дополнительного материала к данной методической разработке прилагается мой педагог ический опыт по данной теме за 5 учебных лет: ( фото и видео материалы, копия публикации в журнале «Человек- культура- о бщество» на тему: «Культурно- просветительская деятельность в детской школе искусств села Родино Родинского района Алтайского края» от 20. 04. 2017г. 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Ис ходя из основной цели работы, выдвигаются следующие цели, методы и задачи по её реализации: 1. 1 Цели, методы, задачи: - расширение кругозора учащихся в области музыкального искусства; - популяризация аккордеона, как музыкальн ого инструмента, привитие любви и интере са к исполнительскому искусству; - активизация учебного процесса в классе аккордеона в ДШИ; - развитие творческого потенциала, стремление к профессионализму. На разных этапах работы используются различные м етоды обучения. Их выбор зависит от возраста и индивидуальных способностей учащихся. Н а этапе усвоения материала: - метод наглядно- слухового показа; - словесный; - игровой; - метод сравнения; - метод диалога; - практический. Н а этапе воспроизведения материала: - объяснительно- иллюстрационный; - репродуктивный; - проблемно- поисковый; - метод убеждения. Н а творческом этапе: - метод художественного обобщения; - диагностики и самодиагностики; - психологической саморегуляции. Задачи: - образовательная- модель начального обучения, нап равленная на приобретение основных знаний, умений и навыков игры на аккордеоне, использование их в практических целях; - развивающая- развитие познавательного интереса учащихся, обогащение их музыкально слу хового и исполнительского опыта; - воспитательная- воспитание любви к музыке, народным инструментам, стремлени я к профессиональному исполнительству. 1. 2. Основные компоненты деятельности преподавателя: К онструктивны й – большое значение уделяется грамотному конструированию урока и домашнего задания; подбору учебного нотного материала, в соответ ствии с программными требованиями, учитывая при этом дифференцирова нный подход к каждому учащемуся; организаторский- включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности учащихся, постоянная их активация познавательной сферы; коммуникативный- включает в себя установление и поддерж ание доброжелательных отношений с учениками, администрацией, преподавателями и родителями. От этого будет зависеть успех данного вида деятельности и эмоциональное благополучие учащегося в процессе обучения. 1. 3. Ожидаемые результаты: - з акрепление знаний по развитию музыкального слуха, памяти, ритмической дисциплины; - улучшение музыкального вкуса учащихся, расширение их кругозора; - развитие навыков самостоятельного творческого мышления; - развитие умения слушать не только себя, своего товарища, но и фонограмму, анализировать свои выступления; - приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования; - приобретение учащимися коммуникативных навыков: принимая участие в концертной деятельности, учащиеся находят новых друзей, учатся правильно себя вести в общественном месте, в качестве слушателя и выступающего; - формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполн ительского навыка игры под фонограмму. 1. 4. Полное описание работы Популяризация аккордеона и баяна заметно выросл а в последнее время. В ыступления П. Дранги, дуэт ы «Баян- mix », « Любаня », « Идилия », трио «Невесты» и т. д. раскрыли эти инструменты с новой, наиболее яркой стороны. Этим можно и объяснить возросший интерес со стороны родителей, которые приводят своих детей в музыкальную школу, для того, чтобы играть «как Дранга ». - Почему исполнение под фонограмму современно? Наверное потому, что в наше время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается. В наш современный век, когда практически у каждого человека есть смартфон, планшет, ноутбук и другие мобильные устройства, при помощи которых можно легко воспрои з вести аудиозапись, внедрение « минусовок » в учебный процесс становится не таким сложным явлением. Фонограмму можно записать на MP 3- плеер, USB- носитель или дру гое мобильное устройство, чтобы учащиеся могли заниматься игрой под «минус» на инструменте и в домашних условиях. Исполнение произведения под фонограмму звучит ярче, сочнее, интереснее. Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра. В этом случае фонограммы несут на себе роль своеобразного «контролёра» за самостоятельной деятельност ью ученика. Слушая аккомпанемент, ребёнок подходит к занятиям более ответственно, попутно вспоминая все замечания преподавател я и исправляя все необходимые н юансы. Единственный минус в игре под фонограммы- эт о то, что такой репертуар можно играть не на всех конкурсах, но на гала- концертах это даже приветствуется. Поэтому целесообразно репертуар подбирать грамотно с расчетом как на публичные выступления, так и на конкурсные. 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ Итак, п роцесс обучения игре под фонограмму не прост и состоит из нескольких этапов: 2. 1. П одготовительный. Несомненно, что игра с «минусом» требует и от преподавателя и от ученика «специальной» работы. Начинаем с разучивания учащимися первого класса л ёгких пьес на одной- двух нотах. Сначала прослушиваем пьеску, самостоятельно исполняем её в более медленном темпе. О чень важно следить за тем, чтобы исполнение было синхронно, совпадали сильные и слабые доли. Научить учащегося слушать не только себя, но и фонограмму. Несмотря на довольно сложный процесс такого исполнения- дети играют с удовольствием! ! ! Игра под фонограмму позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведени е не только в классе с преподавателем, но и дома. Наконец- то стал появляться подходящий репертуар, который дополняет, расширяет музыкальное образование, способствует активизации учебного процесса. Для работы с учениками использовала сборник авторских а ранжировок В. Е. Бордунова, преподавателя отделения русских народных инструментов Новосибирского областного колледжа искусств, ла у реата Международных конкурсов- «И граем с фонограммой». Материал очень удобен тем, что фонограммы многих пьес сделаны в различных темповых вариантах. Поэтому можно пробовать играть с минусом, не дожидаясь концертной готовности пьесы. В сборник включены пьесы для музыкантов различного уровня подготовки: от делающих первые шаги в М ир музыки до профессиональных музыкантов. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант может ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте. 2016г. Детская песня « Динь- дон ». Учащийся 1 класса Егор Коро вниченко. ( видео прилагается) 2016г. р. н. п. «Частушка». Учащий ся 1 класса – Петр Нечаев( видео прилагается) 2016г. Р ум. н. п. «Поезд». Учащийся 1 класса Дима Дмитриев( видео прилагается) . 2016г. Р. н. п. « Динь- дон ». Учащийся 1 класса Пипченко Иван( видео) 2. 2. Коллективное музицирование Такой вид деятельности, как к оллективное исполнительство, весьма привлекателен тем, что приносит радость совместной работы и рассматривается в рамках представленного опыта как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к творческой деятельности. 2015 г. Р. Бажилин «Солнечный зайчик». Ансамбль аккордеонистов. Репетиция. Игра в ансамблях различной фор мы( дуэтах, трио, квартетах и. т. д) способствует формированию положительных взаимоотношений со сверстниками, способствует снятию комплекса заниженной самооценки. Главной задачей для преподавателя в этот мо мент является научить учащихся быть предельно внимательными, играть синхронно, точно совпадать с записанным сопровождением. А нсамбли всегда пользуются большим успехом у слушателей, благодаря их широким художественно выразительным возможностям, а и гра ансамблей под фонограмму служит ещё и украшением любого концерта. Она способствуют приобретению чувства метроритма, уве ренности, психологической защищё нности и устойчивости чувств а сценической свободы, прививает вкус и любовь к публичным выступлениям. Чем раньше ученик начинает играть в ансамбле, тем более грамотный, техничный, музыкант из него вырастет. Игра в малых формах – дуэты, трио очень полезна. Меньше рассеивается внимание при игре своей партии, больше контроля, быстрее разучивается произведение. При этом очень важно, чтобы дети были примерно одного возраста, класса, схожи по темпераменту и соответствовали равному уровню развития, кроме того, нужно учитывать межличностные отношения участников. т огда и результат работы будет высокий. Играя в ансамбле под фонограммы, у детей пробуждается интерес к ансамблевой игре, развивается четкая игра во времени, появляется цельность исполнения произведения, характер. На сцене такие номера звучат ярко, захватывающе. На концертных площадках пользуются популярностью и успехом. г. у. н. п. «Ой, лопнув, обруч» на п роведении праздника села Родино «По сус i дству мы ж i вэм ». Ансамбль аккордеонистов. ( см. видео- т рек1) При работе над метроритмо м на ранних этапах я использую пьесы Р. Бажилина из альбома пьес для начальных классов ДМШ «Учимся играть на аккордеоне», А. Новосёлов «Играем с удовольствием». Выпуск 1, 2. lefttop Эти сборник и уникальны ещё и тем, что в России для аккордеона такие пособия издаю тся впервые. К этим сборникам прилагается компакт диск, на котором записаны партии второго аккордеона, а так же ансамблевое сопровождение в разных вариациях, которое можно использовать как фонограмму. Так ой репертуар, несомненно дополняет, расширяет содержание музыкального образования, активизирует учебный процесс, а так же показывает, что баян, аккордеон не отжившие свой век инструменты, что они способны занять своё место в современном искусстве. Игра в ансамбле с чёткой ритмической основой, развивает у юных музыкантов ритм и ансамблевое чутьё. У учащихся формируется исполнительская выдержка, так как пьесу с сопровождением фонограммы необходимо сыграть с начала и до конца. 2016г. Р. Бажилин «Солнечный дождик» Трио аккордеонистов. ( см. видео- трек 2) Работая с учащимися в ансамбле, ставлю для себя следующие задачи: - применение на практике знаний и навыков, полученных на уроках специальности; - развитие музыкального слуха, вкуса; - воспитание исполнительской дисциплины; - развитие внимания при исполнении; - точность в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике; - воспитание самостоятельности; - развитие чувства ответственности качества разучивания своей партии. В ансамблевой игре, в том числе по фонограмму, очень важно добиваться синхронности звучания, то есть, чтобы сильные и слабые доли такта точно совпадали. Как правило, учащийся, исполнявший первую партию, кивком головы показывает начало пьесы, замедление, снятие аккорда, окончание. Работая с фонограммой, нужно учить учащихся умению предельно сконцентрировать внимание, контролировать свою игру, не допуская расхождения с минусом. Можно придумать собственную аранжировку, опираясь на данный материал. Например, расписать партии для большего состава( трио, квартета и т. д) , а так же добавить в ансамбль различные шумовые инструменты, что придаст общему звучанию особый колорит. 2017г. А нсамбль «Озорные клавиши». Зональный конкурс «Золотая нота»( см. видео- т рек 3) 2017г. Ансамбль «Озорные клавиши». Зональный конкурс «Золотая нота»( см. видео Трек 3) Играя в ансамбле, каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения. Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст, играть в нужном темпе, с динамическими оттенками, штрихами и т. д. 2018 г. Ансамбль «Озорные клавиши» Межрайонный конкурс «Весёлый Морозко », ( см. видео Трек 4) . В средних и старших классах репертуар усложняется. Прежде чем приступить к работе над произведением, нужно определить характер его музыкального содержания, форму, прослушать его целиком, затем фонограмму, следя при этом по нотам, отмечая вступление и окончание каждой части. Обязательна тренировка художественно исполнительских навыков: работа над фразиро вкой, динамикой, н юансировкой. Так же необходимо помнить, что прежде чем начать играть с фонограммой, ученик должен знать произведение во всех деталях: - не путаться в музыкальном тексте, исполнять все указанные динамические оттенки, штрихи, держать нужный темп и т. д. ; - полезно поиграть пьесу в ансамбле с преподавателем, где он выст упит в качестве концертмейстера; - полезно поработать с метрономом, ведь благодаря точному соблюдению метроритма, ученик сможет выполнять свою партию синхронно и точно. На вопросах метра и ритма при разучивании произведения нужно останавливаться более подробно, ведь малейшее расхождение с фонограммой сразу выявит несовершенство техники учащегося в данной области. Опыт показывает, что начальном этапе обучения возм ожно также возможно исполнение произведений по д фонограмму вместе с преподава телем. 2017 г. Автор неизвестен. «Крутится, вертится шар голубой ». Дуэт аккордеонистов в составе: препо давателя Е. А. Жидзик и учащаяся 3 класса Кузнецова Алёна. ( с м. видео трек 5) . Можно использовать различные методы вокального исполнения, используя при этом технику сольфеджирования собственной инструментальной партии, когда ученик пропевает мелодию с названием нот. Можно пропеть партию на какой- либо слог или с закрытым ртом. Такие виды техники позволят учащимся лучше запомнить и проанализировать музыкальный материал. На данном этапе следует отметить важность темповой организации. Правильно выбранный темп может наиболее точно раскрыть художественный образ произведения. И только тогда, когда учащиеся демонстрируют высокий уровень разучивания произведения, предлагаю им исполнить то же сочинение, только под минусовку или фонограмму. В таком случае, интерес учащихся к урокам заметно возрастает. Фонограмму в формате «плюс» можно использовать как образец игры солирующей партии, а «минус» можно использовать в процессе работы над произведением. 2017г. А. Корчевой «Маленький виртуоз » Сольное выступление учащего ся 4 класса Сергея Миргородского. ( с м. видео трек 6) Работая над репертуаром, важно поставить пер ед учеником конкретные задачи: точность в метроритме; штрихи обязательно соответствуют характеру произведения; динамические оттенки не дол ж ны конфликтовать с фонограммой, они должны быть выразительны. Произведения при этом начинают звучать совершенно по иному- вырисовывается более упругий и чёткий ритм, пьеса начинает играть свежими тембровыми оттенками. Во время игры под фонограмму учащийся начинает более внимательно прислушиваться к музыкальным фразам, к мелодическому развитию, так как берёт на себя функцию солирующего исполнителя. При этом важно, что бы совместное с фонограммой звучание было синхронным, сыгранным. В этот момент важно научить ученика искусству самоконтроля, так как нужно попадать с фонограммой в единый такт, не «вылететь» из неё. Здесь ученик должен ориентироваться в первую очередь, на свои ощущения, внимательно слушать запись, контролировать все темпо вые и ритмические изменен ия. На каждом этапе важно научить ребенка создавать звуковой музыкальный образ посредством метроритма, динамики, темпа, тембра, гармонии, фактуры. 2018 г. Ю. Жиро «Под небом Парижа» Сольное выступление учащего ся 5 класса Данил а Князев а. ( с м. видео трек 7) . На уроке полезно так же поиграть под «плюс», где голос аккордеона уже есть в записи. Отрабатывается исполнительская практика – игра под запись в унисон. Такая форма работы, на мой взгляд является очень продуктивной: обучаясь искусству сыгранности, ученик ориентируется на образцовое исполнение своей партии. Для достижения положительного эффекта, преподавателю следует выбирать записи с качественным и профессиональным исполнением партии акк ордеона для работы с учениками. Игра в унисон с другим исполнителем требует от ученика большого мастерства, а если партия ещё и в записи, то сложность возрастает вдвойне. Формировать ансамбли можно из учеников одного класса и инструментов – баян и аккордеон, а также разных – баян- аккордеон – фортепиано – домра –б алалайка и т. д. Так, например, в разные годы мною был и создан ы ансамбли из уч ащихся разных классов и даже привлече ны учащиеся из других отделений. 2015г. Смешанный ансамбль уч- ся средних и старших классов. 2016г. Смешанный ансамбль преподавателей и учащихся на новогоднем концерте. 2017г. Смешанный ансамбль уч- ся средних классов. 2018г. Д. Тухманов «Чистые пруды». Смешанный ансамбль учащихся выпускных классов. Ещё очень важная деталь: используя на практике современные приёмы и методы работы, преподаватель не должен переусердствовать с ними- ученик может быстро привыкнуть к столь механизированному звучанию своей программы, и исполняя произведение «вживую», он может чувствовать себя неуверенно и не выразить в полной мере художественный замысел произведения. Поэтому игрой под фонограмму в рамках образовательной деятельности в детских школах искусств лучше не злоупотреблять. Фонограммы должны стать помощником на занятиях, а не полным заменителем «живого» исполнения. Имея достаточный педагогический опыт работы в школе, я сделала вывод- учащиеся моего класса интересуются подобной формой занятия- музицированием под фонограмму. Обучение с увлечением приносит свои плоды- в моём классе нет отсева учащихся, аккордеонисты не «боятся» сцены, с удовольствием принимают участие в концер тной и конкурсной деятельности. 2019 г. Е. Дербенко «Весёлое настроение». Ансамбль аккордеонистов. ( с м. видео трек 8) ЗАКЛЮЧЕНИЕ При реализации образовательных программ, составленных с учётом федеральных государственных требований( ФГТ) , направленных на создание условий для духовно- нравственного развития детей, остро встала необходимость в соответс т вующих времени и учебным запросам методической и учебной литературы, поис кам новых, инновационных форм и методов обучения. Одной из которых является игра под фонограмму. Итак, для чего же нужно играть под фонограмму? Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учащихся, развивает умение слушать не только себя, но и записанный аккомпанемент. Такой вид работы вовлекает ученика в активную форму музицирования. И сполняя самые простые мелодии, ребенок приобщ ается к творческому процессу, поэтому играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе. Использование на уроках такой формы работы, как игра под фонограмму, позволяет развивать самостоятельность, т. к. есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в кл ассе с педагогом, а также является хорошей формой для домашнего музицирования, ведь всегда можно удивить «живым» исполнением аккордеона или баяна под аккомпанемент целого оркестра, звучащим наиболее ярко, полно, красочно. Игра под «минус» воспитывает целый ряд профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха, расширяет творческие способности. Проведя диагностику среди учащихся своего класса, я определила, что игра под фонограмму значительно расширяет их кругозор, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент, улучшается качество игры на инструменте. Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бажилин Р. «Учимся играть на аккордеоне» Москва 2006г. 2. Бажилин Р. «Детски й альбом» для аккордеона. Издание Владимира К атанского г. Москва. 3. Бордунов В. Е. « Играем с фонограммой» г. Новосибирск 2013г. 4. Бредис С. «Музык альный сюрприз» 3- 5 классы ДМШ. г. Росто в- на- Дону. Феникс. 2012 г. 5. Бредис С. «Хорош ее настроение» 3- 4 классы ДМШ; г. Росто в- на- Дону. Феникс. 2012 г. 6. Бредис С. «Хорошее настроение» 2- 4 классы. 7. Брызгалин В. С. «Радостное музицирование » Антология ансам блевой музыки в четырех томах. г. Челябинск, 2007г. 8. Доренский А. Эстрадно- д жазовые сюиты. 3- 5 классы ДМШ; г. Росто в- на- Дону. Феникс. 2008 г. 9. Дудина А. В. «Современные технологии в обучении баянистов и аккордеонистов» 2016г. г. Свердловск. 10. Лёвина Е. «Играем вместе»: Сборник ансамблей для баяна( аккордеона) . Росто в- на- Дону. Феникс. 2011 г. 11. Лёвина Е. «Аккордеон плюс» Концертные пьесы для баяна, аккордеона- выпуск 2 и 3 12. Новоселов А. «Играем с удовольствием». г. Омск, 2010 г. 13. Плаксина А. «Весёлый пингвин» сборник произведений для ансамблей баянистов- аккордеонистов Новосибирск 2013 г. 14. Романов А. Н «А я играю на баяне» Новосибирск 2008г. 15. Ушенин В. Школа ансамблевого музицирования баянистов( аккордеонистов) - 2 часть 4- 6 классы. Росто в- на- Дону. Феникс. 2011 г ПРИЛОЖЕНИЕ- ноты из тетради Р. Бажилина «Учимся играть на аккордеоне» Т. 2( USB- носитель) - фонограммы в формате MP 3 для использования в работе( USB- носитель) - видеоматериалы( USB- носитель) - копия публикации в журнале «Человек- культура- общество» на тему: «Культурно- просветительская деятельность в детской школе искусств села Родино Ро динского района Алтайского края » от 20. 04. 2017 г.