Открытый урок преп.Жидзик Е.А.
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОДИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Открытый урок «Работа над выразительными средствами и исполнительскими приёмами для передачи художественного образа произведений» Подготовила преподаватель по классу аккордеона Жидзик Ел ена Александровна 2021 План- конспект открытого урока Место проведения: МБУДО « Родинская детская школа искусств». Дата проведения: 26 апреля 2021 года. Открытый урок преподавателя народного отделения Жидзик Елены Александровны с учащимся 4- го класса ДПП( 8- летнего срока обучения) Мишкиновым Иваном. Предмет: Специальность( аккордеон) Форма урока: индивидуальная Тема урока: «Р абота над выразительными средствами и исполнительскими приёмами для воплощения худож ественного образа произведения» Цель урока: Научиться раскрывать художественный образ произведений при помощи средств музыкальной выразительности. Задачи: Образовательная- объяснить значение понятия «художественный образ» пр оизведения, научить грамотному, выразительному, музыкальному исполн е- нию произведений. Развивающа я- развивать эмоциональность, творческое воображение, умение слушать музыкальные фразы, анализировать собственное исполнение. Воспитательная- воспитывать у учащегося интерес к предмету и инструменту, творческое отношение в работе над техническим и художественным развитием, культуру поведения за инструментом. Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый, объяснительно- иллюстративный. Реализуемые технологии: - информационно- компьютерные( расширение кругозора учащегося в области музыкального искусства) - здоровьесберегающая( правильно подобранный стул, посадка уч ащегося, постановка инструмента) Оборудование: - аккордеон для ученика, - аккордеон для преподавателя, - стол для ноутбука, - стул ья, пульт для нот, ноты, ноутбук. Характеристика учащегося: Учащийся 4 класса, Мишкинов Иван, на данный момент имеет хороший музыкальный слух, память, достаточно развито чувство ритма. На уроках работает с полной отдачей, ответственно подходит к выполнению домашнего задания. Но ещё не хватает эмоциональной отзывчивости при исполнении музыкальных произведений. Присутствует внутренняя «зажатость», которая негативно сказывается на выступлении. Ожидаемые результаты: У ученика сформировано понятие « художественный образ», он понял, что для того, чтобы произведение звучало, недостаточно просто выучить текст, нужно много внимания уделить динамике, фразировке, работе над штрихами. к ак при помощи средств музыкальной выразительности, можно передать смысл и содержание музыкального произведения, а так же донести до слушателя и свои собственные переживания. План урока: 1. Организационный момент( приветствие, посадка, настрой на активную, творческую работу) , сообщение темы и поставленных задач. 2. Основной этап( теоретическая часть — упражнения, технический комплекс) практическая часть( работа над музыкаль ными произведениями) 3. Заключение( итог урока, оценивание; домашнее задание) . Ход урока: Урок начинается с организационного момента. Озвучиваю тему и цель урока и предлагаю ученику послушать видео фрагмент выступления замечательного исполнителя. Мы с тобой уже знакомы с серией его уроков, которые называются «секреты мастерства»( слушание видео фрагмента А. Поелуева – Н. Ризоль «Венгерский чардаш») Задаю вопрос: ты помнишь, как зовут этого музыканта? Ответ: Да, это Александр Поелуев. Правильно, это двукратный чемпион мира по аккордеону, Александр Поелуев. Кстати, совсем недавно, 22 марта 2021 года, он выступал в концерном зале «Сибирь» в г. Б арнаул. - Ваня, скажи мне, пожалуйста, тебе понравилось выступление? Ответ ученика: - Да, очень понравилось- А что именно тебе понравилось? Ответ ученика: - он играл очень выразительно, ярко. Я полностью с тобой согласна, он играет с душой, о чень музыкально, эмоционально. А ты хочешь научиться играть как Александр Поелуев? Ответ ученика: - Конечно, хочу Но для того, чтобы добиться такого мастерства, мы должны очень много и упорно трудиться. И сегодня мы отправимся с тобой в увлекательное пу тешествие, в мир удивитель н ых, музыкальных звуков. А ты будешь добрым волшебником, который будет не только играть нотный текст. Но и оживлять его, передавать «художественный образ произведений. - А что такое художественный образ? Ответ ученика: Это замысел композитора, его мысли, чувства. - Совершенно верно, музыкальный образ- это воплощённая в музыке жизнь, с её переживаниями, мыслями, чувствами. Давай вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы знаем. Ответ ученика: штрихи, динамика, тембр, мелодия, лад, регистры. Хорошо, сегодня мы при их помощи, будем учиться играть выразительно и музыкально. Итак, каждый свой урок мы начинаем с разминки для пальцев – гамм и упражнений. Сегодня мы поиграем позиционные упражнения на мелкую технику по Ш. Ганону из сборника Анны Артоболевской. Это сборник для пианистов, но на мой взгляд, эти упражнения так же очень полезны для развития мелкой техники аккордеониста. Многие преподаватели аккордеонисты активно используют их в своей практике. Нам они очень понравились тем, что упражнения несут какой- то образ, имеют свои названия, их можно играть и петь, что помогает развивать не только беглость пальцев, но и метро- р итмические способности. Одним из непременных условий при разучивании упражнений — обязательно начин аем играть их в медленном темпе, постепенно из урока в урок прибавляя темп, слушаем себя и следим за тем, чтобы все звуки были ровные. Это и было домашним заданием. Упражнение « Рыбак» Оживляет упражнение образ рыбака, который ловит рыбу и хочет угостить ребят вкусным ужином. Вот рыбак закинул невод, он из речки рыбку тянет, очень славный будет ужин, вот костёр горит пылает, всех ребят рыбак сзывает, вкусный суп из рыбки варит, всем по полной чашке дарит! Даст он Мите, даст он Саше, маленькой он даст Наташе, чёрненькой он даст Ирише, даст он Пете, даст он Грише. Даст он Феде, даст он Маше, не забудет и о Даше, и кусочек рыбки съест он сам. Исполняем штрихом легато. заставляем работать «ленивые»- 4- ый и 5- ый пальцы. Следим обязательно за рукой( кисть должна быть круглой, не вращать, играют только пальцы, локоть в естественном положении) В развитии исполнительской техники аккордеониста очень важную роль играют гаммы. Гамма Си- б емоль мажор. * Игра двумя руками, четвертными длительностями в одну октаву, л егато. * деташе, нон легато. * игра двумя руками, восьмыми длительностями в две октавы, легато. * игра дуолями: две легато, две стаккато; * игра дуолями: две стаккато, две легато; * пунктирный ритм; * триолями в две октавы* арпеджио короткие, длинные. * трезвучия с обращениями. Переходим ко второму этапу нашего урока- работа над произведениями. Не забываем, что цель нашего урока- играть музыкально, выразительно. А самое главное — суметь передать художественный образ произведения. В. Баканов — известный российский композитор, б аянист, написал замечательное произведение «Как пчёлка» Виртуозная пьеска. Название говорит само за себя. Мы должны представить образ жужжащей пчёлки, перелетающей с цветка на цветок. Ваня, пожалуйста, проиграй это произведение. - Скажи, тебе понравилось твоё исполнение? Ответы ученика: мне понравилось, что я сыграл без ошибок и остановок? - А как ты думаешь, этого достаточно, для того, чтобы слушатель понял, о чём это произведение? Ответ ученика: думаю, что нет. Ты молодец, что умеешь анализировать свою игру, находить недочёты, слабые места в работе. Мы сейча с будем стараться это исправить Работаем над динамикой во вступлении, делаем крещендо к верхним звукам и наоборот, диминуэндо к нижним, не забывая при этом про движение меха. На расжим — с небол ьшим движением меха влев о- вниз, на сжим- вправо- вверх. Отрабатываем технически трудный приём «репетиция» пальцев. Проигрывание пьесы по частям. Отрабатываем штрих легат о- портато. Мы его назвали «остренькое легато». Исполнение произведения этим штрихом придаёт образ « жужащей пчелки», летающей с цветка на цветок. - Ваня, а вторая часть немного отличается по характеру? Ответ ученика: Да, как будто пчёлка перестала летать, а села на цветок, стала собирать нектар. - Это ты верно подметил, молодец. А как изобразить это в музыке? Мелодия как будто кружиться вокруг о дних и тех же звуков, нам нужно, чтобы звуки были одинаковые по дина мике, играть их одним звуком. В трет ь ей части — пчёлка опять полетела, и в конце- вовсе улетает. Ваня, как это изобразить при помощи музыкальных звуков? Ответ ученика: При помощи динамики и движения меха. В конце уйти на пианиссимо, показать, что пчёлка улетела. А теперь, проиграй пьеску от начала до конца. Постарайся передать характер произведения, чтобы его было «интересно» слушать. Ученик выполняет задание. Обязательно хвалю его за проделанную работу. Обработка А. Иванова у. н. п «Садом, садом кумасенька ». В этой пьесе очень много разнообразных приёмов игры как на мелкую, так и на крупную технику. Арпеджио образные, гаммо образные пассажи, аккордовая техника, триоли, пунктирный ритм. Но работая над исполнительскими приёмами, мы с тобой говорили о том, что играть бегло, технично и без ошибок- это не самоцель. Главная задача- передать художественный образ произведения. А для этого мы рисуем себе воображаемую картинку. Представляем, как красивая девушка гуляет по саду. А за ней важно вышагивает парень, всеми силами желающий обратить на себя внимание. Смена динамических оттенков, штрихов, различных исполнительских приёмов передаёт то нежный, то мужественный образ. А ещё есть в песне такие слова: — C адом, садом кумасенька, а я за тобою, да постой, поговорим мы, милая, с тобою. Ой беда, ой беда, не знал, что ты кума. Пьеса носит шуточный характер. Ваня, ты уже знаешь, как работать над выразительностью. Проиграй, пожалуйста, произведение полностью и постарайся передать нужные нам образы мужественный- бравого молодца и нежный- молодой девушки. Уче ник проигрывает пьесу. Работаем по частям над динамикой, исполнительскими приёмами. И в заключени и урока, давай подведём итоги. Всё ли у на получилось? В аня, молодец, ты очень старался, но есть ещё над чем поработать. Ученик оценивает свою работу, говорит о том, что он полезного для себя взял из этого урока. Домашним заданием будет- играть выуч енные произведения выразительно, самостоятельно поработать над раскрытием художественного образа в произведении Дмитриева «Белый парус». Подобрать иллюстрацию к этой пьесе. Я думаю, что у тебя всё получиться. Самое главное, что ты понял, чтобы научиться грамотно передавать суть и смысл произведения, нужно играть музыкально, выр азительно, вкладывать в исполнение всю душу и тогда благодарный зритель обязательно оценит твоё выступление. Самоанализ урока: Урок прошё л в хорошем темпе, в творческой, дружеской атмосфере. На протяжении всего ученик был внимательным, активным. Справился с поставленной целью: при исполнении старался точно передать художественный образ, характер произведения. Научился самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить и исправлять ошибки. Тема урока раскрыта на всех этапах обучения. Цель урока достигнута.