a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педсовет "Речевое развитие- проблемы, пути решения" 24.11.22

Автор: Юркова Анастасия Владимировна Опубликовано: 2023-01-29 22:29:35

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 «Успех» Педагогический совет на тему: « Речевое развитие: проблемы, пути, решения ». г. Нижневартовск, 2022г Тема: «Речевое развитие: проблемы, пути, решения». Цель: Повышение профессиональной языковой компетентности педагого в в области р ечевого развития детей. Задачи: 1. Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста. 2. Познакомить педагогов с возможностью применения в работе с детьми технологии   « Кубик Блума » 3. Познакомить педагогов с эффективным приемом «Я- высказываний» в общении с родителями. 4. Рассмотреть и решить реальные ситуации общения с родителями с целью выхода из конфликтной ситуации. 5. Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения педагогических ситуаций. Оборудование: мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, индивидуальный пакет материалов для каждой команды, киндер сюрпризы в количестве 10 шт. , чудесный мешочек. Повестка педагогического совета: 1. Итоги тематического контроля  «Использование методов и технологий в работе с детьми в области речевое развитие» 2. Выступление Закировой Г. Х. на тему «Культура речи педагога» 3. Выступление Игнатенко Ю. Б. на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста» 4. Выступление Юрковой А. В. на тему « Психолого- педагогические приёмы в процессе общения педагог- ребенок, педагог- родитель » 5. Выступление Мамедовой Р. Ф. на тему «Эффективное общение педагог- родитель» 5. Принятие решения педсовета Ход педагогического совета: Педагоги заходят в музыкальный зал, вытягивают фишки с цифрами( 1, 2, 3, 4, 5, 6) и занимают места за столами с соответствующей цифрой. Тем самым они делятся на 6 команд. На столах лежат конверты с заданиями под номерами, которые в ходе педсовета должны решить педагоги. Ведущий: Лонэвская Н. А. : Уважаемые коллеги, сегодня наш педсовет будет проходить в форме деловой игры «Педагогический экспресс». П редлагаем вам отправиться в удивительное путешествие по различным станциям. Вы раздели ли сь на шесть команд и будете проходить четыре станции за определенное время. Но, прежде чем отправиться в путешествие, нужно подкрепиться знаниями. Внимание на экран! ! ! ! ( можно фоновую картинку сделать первой, а после слов: Внимание на экран, переход к теме) Слайд №1, 2( Тема, цель пед. совета) . Сегодня в рамках нашего педагогического совета мы с вами поговорим о речевом развитии воспитанников, в контексте не только ребенка, но и взрослых: педагога и родителя. Для прохождения первой станции предоставляю слово Закировой Гульнаре Хамитовне. Докладчик Закирова Г. Х. : Здравствуйте, уважаемые коллеги! Первая станция называется «Грамотная ». Сейчас мы с Вами поговорим о культуре речи педагога. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Не случайно считается, что речь человека – е го визитная карточка, от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Данное утверждение актуально по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Помня об этом, педагог должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Речь воспитателя должна соответствовать возрастным особенностям де тей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с воспитанниками основные нормы и правила русского языка. Слайд № 3 Типичные ошибки, встречающиеся в речи педагогов В устной речи можно выделить следующие группы часто встречающихся ошибок: - орфоэпические; - грамматические; - семантические( лексические) . Слайд № 4 Орфоэпические ошибки – это нарушение произносительных норм устной речи( произносительные нормы устной речи изучает специальный разде л языкознания – орфоэпия) . Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается неправильностью произношения, и высказывание во всей полноте и с достаточным вниманием не воспринимается. Данные ошибки проявляются: - в неправильном произношении звуков в словах( « тэрмин » вместо «термин»; « кофэ » вместо «кофе») ; - в неправильной постановке ударения в слове( « звОнит » вместо « звонИт »; « красивЕе » вместо « красИвее »; « кухОнный » вместо « кУхонный »; « тортЫ » вместо « тОрты » и т. п. ) . Слайд № 5 Грамматические ошибки – это нарушение правил использования грамматических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Ошибки проявляются: - в употреблении рода имён существительных( «французская шампунь» вместо «французский шампунь»; «красивая тюль» вместо «красивый тюль»; «большой мозоль» вместо «большая мозоль») ; - в неправильном согласовании местоимений с существительными в роде( «моё день рождения» вместо «мой день рождения», т. к. притяжательное местоимение «мой» относится к существительному «день», а не к слову «рождение») - в неправильном употреблении рода числительных( «в присутствии обоих девочек» вместо «обеих», но «обоих мальчиков») ; - в неправильном употреблении окончаний имён существительных во множественном числе( «сапогов» вместо «сапог»; «носок» вместо «носков»; « чулков » вместо «чулок») ; - в ошибочном употреблении различных форм глаголов( « ложить » вместо «класть»; «ложи на стол» вместо «клади на стол»; « поклади » вместо «положи»- в данном случае глагол с корнем «лож» всегда должен употребляться только с приставкой: «положи, наложи, сложи», но «клади»! ) ; - в некорректном использовании форм глагола( «сели за столы» вместо «сядьте за столы», «подошли ко мне» вместо «подойдите ко мне»- здесь, выражая просьбу, следует употреблять глагол в повелительном наклонении, а не в прошедшем времени) . Слайд № 6 Семантические( лексические) ошибки – это нарушение правил использования лексического значения слов в речи. Слово должно употребляться в том значении( в прямом или переносном) , которое оно имеет. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Эти ошибки проявляются: - нарушение лексической сочетаемости( «играет важное значение» вместо «играет важную роль» или «имеет важное значение»; «слушайте сюда» вместо «слушайте»( что- то или кого- то) ; - тавтология, т. е. повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла( «в мае месяце» вместо «в мае»; «строительство замерло на мёртвой точке» вместо «встало на мёртвой точке»; «информационное сообщение» вместо «сообщение» или «информация») . Слайд № 7 Слова – паразиты. лингвистическое   явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов таких как: « типа », « как бы », « это самое », « короче », « таки », « на самом деле », « собственно », « ну. . », « так сказать », « вот », « как сказать », « в общем- то », « а именно », « на этом », « действительно » и других. Слайд № 8 Требования к речи педагога: Исходя из всего вышеперечисленного, к устной речи педагогов предъявляются следующие требования: Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы( правила литературного произношения) , а также нормы образования и изменения слов. Точность  – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую( смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Логичность  – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. Чистота  – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников( подражание) , педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов. Выразительность  – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. К выразительным средствам относятся интонация, темп речи, сила, высота голоса. Богатство  – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрас те формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи. Уместность  – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувст вом стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения( навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др. ) . Игра- практикум А сейчас я предлагаю Вам поиграть и в тоже время проверить свою грамотность. Перед вами на столах лежат конверты с заданиями под цифрой №1. Вам необходимо вскрыть конверт, прочитать вопрос и дать ответ. Время подготовки – 1, 5 минуты. ( Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи педагогов. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и недопустимы ми в речи педагогов, т. к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие) Команда «1» Задание: Вам предлагаются пары слов. Нужно выбрать правильный ответ и прочитать вслух, правильно ставя ударение:   асиммЕтрия – асимметрИя бАнты – бантЫ балОвать – бАловать газопрОвод – газопровОд диспАнсер – диспансЕр         Команда «2» Задание: Вам предлагаются пары слов. Нужно выбрать правильный ответ и прочитать вслух, правильно ставя ударение:   1. звОнит – звонИт 2. катАлог – каталОг 3. красИвее – красивЕе 4. кУхонный – кухОнный 5. обеспЕчение – обеспечЕние Команда «3» Задание: Вам предлагаются пары слов. Нужно выбрать правильный ответ и прочитать вслух, правильно ставя ударение:   1. углУбленное изучение – углублЁнное 2. ломОта – ломотА 3. пОнял – понЯл 4. слИвовый – сливОвый 5. тУфля – туфлЯ     Команда «4» Задание: Вам предлагаются пары слов. Нужно выбрать правильный ответ и прочитать вслух, правильно ставя ударение:   откУпорить – откупОрить 2. вероисповЕдание – вероисповедАние 3. врУчит – вручИт 4. грУшевый – грушЁвый 5. дОбыча- добЫча   Команда «5» Задание: Вам предлагаются пары слов. Нужно выбрать правильный ответ и прочитать вслух, правильно ставя ударение:   исчЕрпать – исчерпАть кладОвая – кладовАя крЕмень – кремЕнь лОмоть – ломОть мотивИрованный – мотивирОванный   Команда «6» Задание: Вам предлагаются пары слов. Нужно выбрать правильный ответ и прочитать вслух, правильно ставя ударение:   1. повтОришь – повторИшь 2. новорОжденный – новорождЁнный 3. предпрИнять – предпринЯть 4. фенОмен- феномЕн 5.        прИданое – придАное Переходим ко второму заданию. Перед вами конверт №2. Раскрываем его, знакомимся с заданием, в ыполняем его. Регламент 1, 5 минуты. Команда « 1 » Задание: Образовать форму родительного падежа множе ственного числа существительных. Нужно выбрать правильный ответ и п рочита ть вслух: один помидор – много помидоров/ помидор; одни оладьи – много оладьев/ оладьяв; одно пианино – много пианино/ пианин; одни сапоги – много сапог/ сапогов; одни рельсы – много рельсов/ рельс. Команда « 2 » Задание: Устраните в предложениях ошибки, связанные с образованием множественн ого числа имен существительных: В этой кондитерской пекут вкусные торта. Директоры собрались на совещание. Инженера поехали на объект. Мать попросила меня купить пять килограмм помидор, два килограмма яблоков и пятьсот грамм абрикос. В далекий поход по северным землям мы взяли по две пары резиновых сапогов, несколько пар шерстяных чулок и носок. Команда « 3 » Задание: Н еобходимо закончить предложения, правильно употребив сущест вительные в роде и падеже.   Окна занавешены( тюль) . Окна занавешены тюлем. Крышу кроют( толь) . Крышу кроют толем. Лицо скрыто( вуаль) . Лицо скрыто вуалью. Вымою голову( шампунь) . Вымою голову шампунем. Голова покрыта( шаль) . Голова покрыта шалью ж. р. Команда « 4 » Задание: Найдите и устраните ошибки в употреблении имен числительных. К Маше в гости пришли трое подруг. Двое медведей в одной берлоге не уживутся. По обоим сторонам дороги росли деревья. Обои мальчики ошиблись. Он оказался в незнакомом городе с пятистами рублями в кармане. Команда «5» Задание: Найдите в предложениях ошибки в употреблении глаголов. Исправьте их. 1. Во время выступления я всех убедю в своей правоте. 2. Ты не бойся, я тебя защитю. 3. Летом мы купались, загорали, играли в футбол, боксировались. 4. День вечерел. 5. Он пахает старательно землю. Команда « 6 » Задание: Исправь предложения. 1. Он полный невежа в вопросах искусства Он невежа в вопросах искусства. 2. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять. 3. Коля является ведущим лидером нашей группы.     Коля является лидером нашей группы. 4. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были рады. Когда я вернулся  к своим друзьям, все были рады. 5. Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.     Беседа с детьми подошла к концу. Итог: Соблюдение норм и правил русского языка и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы педагога по речевому развитию детей в ДОО. Спасибо за хорошую игру, передаю слово Игнатенко Юлии Борисовне. Слайд № 8 станция «Детская» Докладчик Игнатенко Ю. Б. : Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вторая станция называется «Детская». Речь – это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Слайд № 9 Главное сегодня – развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. Однако современный мир и его технические «игрушки» подме няют ребенку необходимость получения познавательной информации из общения со сверстниками, взрослыми, из любимых детских книг. Ребенок легко осваивает технический язык, но при этом живая речь утрачивает свою значимость, эмоциональность. Деятельность педагога должна быт ь направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении. Во всех видах образовательной деятельности педагоги широко пользуются вопросами как приёмом обучения детей, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь. Слайд № 10 Требования к вопросам: • вопрос должен обладать определённым содержанием( необходимо избегать лишних, ненужных для намеченного программного содержания вопросов) ; • второе требование к вопросу — точность и конкретность( многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно, чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным) ; • целенаправленность и п оследовательность в постановке вопросов детям( цель постановки вопросов — усвоение детьми намеченного программного материала, поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что нарисовано, не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном) Слайд № 11 « Педагогическая технология»( слайд) Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения. В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей. Понятие «игровые технологии речевого развития» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии, которые представлены на слайде: Технология «Азбука общения» Л. Н. Шипицыной, Технология «Развитие диалогического общения» А. Г. Арушановой, «Обучение составлению творческих рассказов», Технология ТРИЗ, Моделирование, Мнемотехника, Технологии обучения образной речи: Технология обучения детей составлению сравнений Технология обучения составлению метафор Технология обучения составлению загадок Технология синквейна Сказкотерапия( Сочинение детьми сказок) , Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, Логоритмика, Минидраматизации, инсценировки Слайд № 12 Предлагаю вашему вниманию од ин из популярных приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется « Кубик Блума ». Бенджамин Блум известен как авто р уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эт и цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Методика использования  « Кубика Блума ». 1. Понадоби тся обычный бумажный куб, на гранях которого написано: • Назови. • Почему. • Объясни. • Предложи. • Придумай. • Поделись. 2. Формулируется тема ОД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. 3. « Кубик Блума » уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспи татель или один ребёнок бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ор иентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. Например:   «Назови три весенних месяца. Какие весенние праздники ты знаешь? ». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме. Почему. Это блок во просов позволяет сформулировать причинно- следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: Почему весной возвращаются перелётные птицы? Какая перелётная птица возвращается первой? Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: - Как ты думаешь, какие изменения в природе происходят весной? Как встречают весну звери? Предложи. Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Например: Предложи игры, в которые можно поиграть в весенний день. Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: Придумай красивые слова о весне. Как её можно описать. Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например: « Нравится ли тебе такое время года как весна? За что ты её любишь? Применение « Кубик Блума »  можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Грани кубика могут иметь другие названия, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Переходим к практической части, перед вами на столах лежат конверты под цифрой №3. Раскрываем их, знакомимся с заданием, выполняем. Регламент 3 минуты. ( Команды получают карточки с заданиями, на которых изображена развертка куба, указан возраст детей, образовательная область. ) Команда «1» Возраст детей 3- 4 года, образовательная область «Речевое развитие». Задание: Сформулируйте тему, определите и запишите название каждой грани. Сформулируйте один вопрос для каждой грани. Команда «2» Возраст детей 4- 5 лет, образовательная область «Речевое развитие». Задание: Сформулируйте тему, определите и запишите название каждой грани. Сформулируйте один вопрос для каждой грани. Команда «3» Возраст детей 5- 6 лет, образовательная область «Речевое развитие». Задание: Сформулируйте тему, определите и запишите название каждой грани. Сформулируйте один вопрос для каждой грани. Команда «4» Возраст детей 5- 6 лет, образовательная область «Речевое развитие». Задание: Сформулируйте тему, определите и запишите название каждой грани. Сформулируйте один вопрос для каждой грани. Команда «5» Возраст детей 6- 7 лет, образовател ьная область «Речевое развитие»( обучение грамоте) Задание: Сформулируйте тему, определите и запишите название каждой грани. Сформулируйте один вопрос для каждой грани. Команда «6» Возраст детей 6- 7 лет, образовательная область «Речевое развитие»( обучение грамоте) Задание: Сформулируйте тему, определите и запишите название каждой грани. Сформулируйте один вопрос для каждой грани. Итог: Использование приёма « Кубик Блума » оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности. Но практика показывает, что приём очень нрави тся детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот приём помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей. Мы надеемся, что полученная информация была для вас полезной. Для прохождения следующей станции предоставляю слово Юрковой Анастасии В ладимировне Докладчик Юркова А. В. : Слайд № Здравствуйте, уважаемые коллеги! Третья станция называется « Психологическая ». В своей работе педагоги встречают родителей разного типа. Кто- то хорошо понимает то, что хочет донести до него педагог и с готовностью принимает участие в жизни группы, детского сада. Но встречаются родители, которые отказываются слышать педагога и идти с ним на контакт- одни избегают ответственности, другие заваливают претензиями, третьи хамят и идут на прямой конфликт. Важно научиться выстраивать конструктивный диалог между педагогами дошкольной организации и родителями воспитанников. Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует уч итывать при выборе фразы. Слайд № Педагоги часто при общении с родителями используют так называемые «Ты- сообщения». «Ты — Сообщения», расцениваются как «психологическое нападение» или как «атака», а когда нападают- всегда возникает желание защищаться, что и вызывает защитно — ответную реакцию или агрессию. Слайд № Психологи предлагают способ передачи партнеру сообщения о наших чувствах, основанный на «Я- высказывании». Оно не содержит в себе, в отличие от «Ты- посланий», негативной оценки, обвинения другого человека. Вместо того, чтобы обвинять партнера( ч то часто происходит во время конфликта) , говорящий выражает словами проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу родителю, в которой заключается вариант разрешения конфликтной ситуации. Цель техники – не вежливость, а прямота и ясность. Это ключ к началу разговора, новым возможностям и улучшению взаимодействий. Она помогает передать ваше эмоциональное состояние без осуждения собеседника как причины этой реакции. Давайте подробно разберем данную технику общения! Слайд № Схема техники «Я – высказывание» выглядит следующим образом: 1. Событие – «Когда…. «( описание нежелательной ситуации) . 2. Ваша реакция – «Я чувствую…»( описание ваших чувств) . 3. Предпочитаемый исход – «Мне хотелось бы, чтобы…»( описание желательного варианта) . Давайте разберем каждый этап: 1. Опишите произошедшее событие без личной оценки происходящего. Часто воспитатели используют эмоциональные фразы с использованием обобщений: “Вася отказался убирать за собой игрушки и нахамил мне. Он очень невоспитанный”. Говорите: “Я попросила Васю убрать игрушки. Он отказался и сказал мне “Сами убирайте” 2. Точно выразите свои чувства, которые возникли в этой ситуации. Не обвиняйте ребенка или родителей, а скажите “Меня это сильно задело” или “Мне было неприятно”. Опишите причину возникновения чувства: “Я уважительно отношусь к вашему ребенку и имею право на уважительное отношение к себе со стороны детей”. 3. Сформулируйте просьбу к родителям. “Я прошу в течение недели обсудить с ребенком правила общения со старшими. Через неделю созвонимся с вами, и я расскажу, насколько изменилось поведение Васи. Тогда мы обсудим дальнейшие совместные действия”. Согласитесь, такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов решения проблемы( а не бессильную злобу и обвинение) , ваше( несмотря на возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание совместной работы с родителями. Сейчас мы с Вами перейдем к практической части и потренируемся в группах. Задание следующее: «Организуйте ситуацию понимания, применяя метод «Я – высказывание». Используйте для этого схему на слайде! Перед вами конверт № 4. Раскрываем его, знакомимся с заданием, выполняем его. Регламент 3 минут. Ситуации для обсуждения( для каждо й команды 1 ситуация) Команда « 1 » Задание: Организуйте ситуацию понимания, применяя метод «Я – высказывание». Ситуация: Родители Никиты постоянно разговаривают с ним, искажая слова и звуки, «сюсюкая». Из- за этого в группе у ребенка проблемы с общением, он мало разговаривает, использует в речи упрощенные слова, как маленький. Предположительные варианты ответа: Наблюдая за вашим Никитой, я замечаю, что он играет один, у него не получается поддерживать общение в сюжетной игре с ребятами. Вы знаете, меня это очень тревожит! Думаю, что Ваш ребенок стесняется говорить, у него не хватает запаса слов для общения! Предлагаю Вам начать общаться с ребенком как со взрослым, показывать ему образец правильной речи! Команда « 2 » Задание: Организуйте ситуацию понимания, применяя метод «Я – высказывание». Ситуация: 2. Катя часто и без уважительной причины пропускает утренние занятия, игры и зарядку. Предположительные варианты ответа: Когда Катя пропускает занятия, я переживаю, потому что тот материал, который я готовлю для группы должен быть получен каждым ребенком, думаю Кате тоже будет интересно узнать новое! Пожалуйста, постарайтесь не пропускать наши занятия! Команда « 3 » Задание: Организуйте ситуацию понимания, применяя метод «Я – высказывание». Ситуация: Папа, приводя Антона в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело. Предположительные варианты ответа: Когда Антон принес сегодня жевательную резинку, меня это очень расстроило. Ведь это может быть очень опасно – ребенок может подавиться, может случиться аллергия, сладости отбивают аппетит, вредны для неокрепшего организма ребенка! Мне бы очень хотелось, чтобы вы более ответственно отнеслись к этому вопросу! ) Команда « 4 » Задание: Организуйте ситуацию понимания, применяя метод «Я – высказывание». Ситуация: Виктор постоянно берет чужие вещи( конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Ситуации повторяются неоднократно. Предположительные варианты ответа: Когда Витя взял игрушку из шкафчика другого мальчика, он заставил плакать хозяина игрушки. Меня это ужасно расстроило, ведь происходит это уже в который раз! Витя уже слышал от меня, что так делать нельзя – ведь это чужая вещь! Прошу Вас принять участие в решении этой проблемы, поговорить с сыном, наде юсь вместе мы изменим ситуацию! Команда « 5 » Задание: Организуйте ситуацию понимания, применяя метод «Я – высказывание». Ситуация: Родители Игоря не приходят на собрания родителей. Всю информацию узнают от воспитателя на следующий день. Предположительные варианты ответа: Каждый раз, когда Вы не приходите на родительские собрания я расстраиваюсь. Потому, что мне приходится передавать Вам информацию лично, и эта информация может быть не такой полной, как на собрании. К тому же она вырвана из общего контекста, а значит уже не будет иметь того значения. Если у Вас нет возможности прийти самому, пожалуйста, пришлите кого- то вместо Вас. Команда « 6 » Задание: Организуйте ситуацию понимания, применяя метод «Я – высказывание». Ситуация: Вечером Егора поздно забирают из сада, родители прибегают уже после закрытия. Предположительные варианты ответа: Когда Вы приходите поздно Егор очень волнуется и переживает. Меня это тоже очень волнует, так как ребенок видит, что всех ребят забирают, а он остается последним. Да и мне нужно перед уходом помыть и убрать игрушки, поэтому я не могу в это время всю себя посвятить Егору. Могу предложить Вам написать заявление на гру ппу вечернего пребывания, у нас в дс есть такая группа для детей, чьи родители по р аботе не могут приехать раньше! Слайд № Уважаемы педагоги, мы с вами разобрали на конкретных примерах технику «Я- сообщение». Подведем итог! Данная технология поможет расположить к себе собеседника и получить от него то, что нужно вам! Эта техника позволяет Вам: Прямо заявлять о собственных интересах как в деловых отношениях, так и в личных. Понижать уровень своего эмоционального напряжения. Вести себя более уверенно, естественно, задавать нужный характер общения. Противостоять давлению и манипуляциям. Сохранять чувство собственного достоинства. Ставить партнера в ситуацию ответственного выбора. Конструктивно разрешать противоречия и конфликты. И самое главное, в общении- не забывайте «Правило трех плюсов» – это улыбка, имя собеседника и комплимент. Педагогам раздаются памятки «Рекомендации в процессе общения». Памятка «Рекомендации в процессе общения». 1. Позвольте родителю «выпустить пар». Если он раздражен, то договориться с ним трудно или невозможно. Во время «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. 2. Попросите спокойно обосновать претензии. Что Вас так расстроило( разозлило? ) 3. Попросите сформулировать желаемый результат. Определите вместе с родителем возникшее недоразумение. 4. Предложите собеседнику высказать свои соображения по разрешению возникшей ситуации и свои варианты решения. 5. В любом случае позвольте партнеру «сохранить свое лицо». Не затрагивайте личности собеседника. Можно дать оценку только его действиям. 6. Отражайте смысл его высказываний и претензий. Задавайте вопросы: «Правильно ли я Вас поняла? », «Вы хотели сказать именно это? » 7. Держитесь в позиции «Взрослого» 8. Не бойтесь извиняться, если чувствуете, что виноваты. Только уверенные и зрелые личности способны к извинению. 9. Оговорите конечный результат и взаимоотношения на будущее. 10. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения. Выразите свое уважение и расположение партнеру и выскажите сожаление по поводу возникших трудностей. Для прохождения следующей станции предоставляю слово Мамедовой Раиле Фаризовне Докладчик Мамедова Р. Ф. : Здравствуйте, уважаемые коллеги! Четвертая станция называется «П рофессиональная ». Когда родители приводят детей в детский сад, они хотят, чтобы воспитатели уделяли им максимум внимания. Если этого, на их взгляд, не происходит, родители высказывают свои довольства. Как воспитателю реагировать в ответ? Профессия обязывает воспитателя придерживаться социально приемлемых форм общения с родителями. Каждая ситуация, когда они чем- то недовольны, требует от воспитателя внимания. Родители хотят видеть заинтересованность и желание воспит ателя разобраться в ситуации. В общении с родителями педагогу важно уметь выслушивать собеседника, постараться понять, что он хочет сказать, и не давать волю эмоциям. Не всегда слова родителя относятся к личности воспитателя, его профессиональным навыкам. Сейчас мы перейдем с вами к практической части и обсудим наиболее часто возникающие проблемные ситуации между педагогом и родителем. Перед вами на столах лежат конверты под цифрой № 5. Раскрываем их, знакомимся с заданием, в ыполняем его. Регламент 3 минуты. Команда « 1 » Вопрос. Посмотрите видеосюжет. Проанализируйте ситуацию. Предложите свой вариант решения конфликтной ситуации, с позиции владения педагогом профессиональной этики и речевой культуры. Ситуация: родитель «Почему у ребенка в шкафчике вещи постоянно не вывернуты, мокрые и не сложены…» Предположительные варианты ответа: Очень хорошо, что вы подняли этот вопрос, нам необходимо сообща научить детей аккуратно складывать свою одежду. Давайте в саду за этим процессом буду следить я, а дома вы. Совместными усилиями мы исправим эту ситуацию Команда « 2» Вопрос. Посмотрите видеосюжет. Проанализируйте ситуацию с позиции владения педагогом профессиональной этики и речевой культуры. Предложите свой вариант решения конфликтной ситуации Ситуация: родитель «Почему у ребе нка в шкафчике вещи постоянно не вывернуты, мокрые и не сложены…» Предположительные варианты ответа: Если воспитатель о конфли кте ничего не знает, нужно перенести разговор на пару дней и понаблюдать за отношениями детей. Если же замечали, что ребенок дерется, то побеседуйте с родителями, в отсутствии ребенка, расскажите о произошедшем, предложите совместную работу по решению данной ситуации( в дошкольной организации педагог проиграет игры на сплочение детского коллектива, а родитель методом беседы пояснит почему так себя не нужно вести) . Команда « 3» Вопрос. Посмотрите видеосюжет. Проанализируйте ситуацию с позиции владения педагогом профессиональной этики и речевой культуры. Предложите свой вариант решения конфликтной ситуации Ситуация: родитель «Почему у ребе нка в шкафчике вещи постоянно не вывернуты, мокрые и не сложены…» Предположительные варианты ответа: Довести до сознания родителей значение послеобеденного сна и пользе здорового питания. Я уважаю Ваше мнение, и в то же время вижу эту ситуацию с другой стороны. , а как Вы видите выход из этой ситуации, что мы можем предпринять? . ( дождаться первого предложения от родителя) Команда « 4» Вопрос. Посмотрите видеосюжет. Проанализируйте ситуацию с позиции владения педагогом профессиональной этики и речевой культуры. Предложите свой вариант решения конфликтной ситуации Ситуация: родитель «Почему у ребе нка в шкафчике вещи постоянно не вывернуты, мокрые и не сложены…» Предположительные варианты ответа: Взрослым нужно понять причины и вместе искать подходящую для ребенка в данный момент форму участия в праздниках. Команда « 5» Вопрос. Посмотрите видеосюжет. Проанализируйте ситуацию с позиции владения педагогом профессиональной этики и речевой культуры. Предложите свой вариант решения конфликтной ситуации Ситуация: родитель «Почему у ребе нка в шкафчике вещи постоянно не вывернуты, мокрые и не сложены…» Предположительные варианты ответа: Довести до сознания родителей значение прогулок в детском саду.  Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью, которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей. Команда « 6» Вопрос. Посмотрите видеосюжет. Проанализируйте ситуацию с позиции владения педагогом профессиональной этики и речевой культуры. Предложите свой вариант решения конфликтной ситуации Ситуация: родитель «Почему у ребе нка в шкафчике вещи постоянно не вывернуты, мокрые и не сложены…» Предположительные варианты ответа: Если вы не знаете ответ на вопрос или по каким- то причинам не можете ответить, то лучше будет перенести разговор, чтобы найти ответ на вопрос. Например, ответив так «Мы обязательно обсудим этот вопрос, когда это будет удобно нам с Вами…. Памятка «Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов» Не принимайте претензии родителей сразу на свой счет. Объективно оцените суть претензии, будьте готовы к критике. Если вы были не правы, извинитесь. Не бойтесь признавать свои ошибки. Не давайте волю эмоциям. Выясните, по какому вопросу родитель волнуется. Сосредоточьтесь на проблеме, а не на эмоциях. Не перебивайте родителей, дайте им высказаться. Даже если вы с чем- то не согласны, помните, что дослушать говорящего – простое правило вежливости. Возможно, родителям просто нужно выговориться. Обращайтесь к ним по имени отчеству и на Вы. Не копируйте интонацию родителей, когда они раздражены. Говорите спокойно и корректно. Обдумывайте каждое слово. Будьте дружелюбны Следите за языком вашего тела. Сохраняйте непринужденную открытую позу поддерживайте зрительный контакт с родителем. Не складывайте руки на груди и не отворачивайтесь. Проявляйте неподдельный интерес к ребенку. Узнайте у родителей о его особенностях, любимых занятиях. Обговорите с родителями, что ребенок может брать из дома в группу. Сделайте родителю косвенный комплимент. Похвалите ребенка. Это снимет напряжение при общении. И только потом тактично говорите о проблеме. Будьте терпеливы. При необходимости обращайтесь к родителю несколько раз, если это касается здоровья или внешнего вида ребенка. Поддерживайте родителей в их инициативах. Если они противоречат правилам, принятым в детском саду, постарайтесь вместе найти варианты решения.     Итог: Чем больше открытого общения происходит между воспитателем и родителями, тем меньше конфликтов бу дет в процессе работы. Не торопитесь высказывать свое мнение и давать советы. Внимательно выслушайте родителя, постарайтесь понять его проблему и покажите, что вы тоже хотите ее решить. Все проблемы решайте в личной беседе с родителем, не привлекайте к раз говору детей. Если вам удалось наладить доверительное открытое общение с родителями, конфликты прекращаются. Необходимо помнить, что умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями и законными представителями своих воспитанников, — это одна из важных профессиональных компетенций педагога. Передаю слово Наталье Анатольевне ЗА КЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Докладчик Лонэвская Наталья Анатольевна Закончит наш педагогический совет хочется словами Максима Горького, который писал:  " Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большого обилия и разнообразия их" . Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности сл овоупотребления, выразительности и образности речи. Поэтому постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в дошкольной организации.     Решение педагогического совета №2 Срок: Ответственные: воспитатели групп. 2. 3. Голосуем. Единогласно. В части рефлексии вам предлагается ответить на вопросы: Не знаю, как вам, а мне……. Обязательно использую в работе……… Спасибо всем за внимание! ! !

Оставить комментарий: