a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад " Игры логико-математического содержания в дошкольном возрасте".

Автор: Мальцева Татьяна Сергеевна Опубликовано: 2023-01-30 15:09:47

Документы для скачивания

Современное общество, предъявляет требование к человеку: умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления позволяет приобрести данные качества. Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными, короче говоря, умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования логических игр. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая- либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом. В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования логических игр. Чем же заинтересовать ребенка, чтобы в одной деятельности развить сразу несколько задач и при этом затратить как можно меньше времени. … То есть надо найти что- то новое, а как в народе говорится: «Новое – это хорошо забытое старое». Игры из серии «Мировые головоломки» имеют тысячелетнюю историю. Среди самых древних головоломок можно назвать китайский Танграм и греческие Пифагорову и Архимедову игры. Еще есть Монгольская, Вьетнамская игры- головоломки, Колумбово яйцо, Сфинкс. Суть этих игр не просто собрать первоначальную фигуру, из разрезанных кусочков можно собрать разнообразные силуэты животных, людей, различных предметов, а так же проявить свое творчество. Только немногие из этих головоломок дошли до наших дней. Проверку временем прошли лишь наиболее интересные и удачные варианты. Сегодня у наших детей есть возможность освоить этот мировой опыт разных культур. Ведь последовательность складывания уже готовых форм от ребенка скрыта, ему приходится пройти заново опыт творца. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений, апробированные в работе с детьми. Многие из них являются результатами детского творчества. Игры- головоломки – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Таким образом, проблема логико- развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной. Логико–математические игры помогают педагогам решать многообразный комплекс развивающих и обучающих задач. Задачи: 1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания потребности узнать новое; 2. Развитие воображение, креативности мышлени я( умение оригинально мыслить) 3. Гармоничное сбалансированное развитие у детей эмоциональн о- образного мышления и логического начала. Формирование представлений( математических, об окружающем мире) , р ечевых умений. Задачи личностного характера: научить работать индивидуально и коллективно; придерживаться определенных правил. Многообразие этих игр, с одной стороны, дает основание для их классификации, но, с другой стороны, довольно трудно найти единый признак классификации столь разнообразного материала. В зависимости от характера игрового материала и поставленных задач, направленности на развитие тех или иных умений, игры- головоломки для детей дошкольного возраста можно условно разделить на несколько основных групп. Головоломки, направленные на решение конструктивных задач Игры на составление объемных фигур из кубиков( «Куб- хамелеон», «Уголки», «Кубики для всех» и др. ) способствуют развитию пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать цвета и др. Игры « шнурковые », целью которых является: составление с помощью веревочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание( различными способами) и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью веревочного кольца, доски с колышками и карт ы- схемы; Эти же задачи помогают решать и простейшие «проволочные» игры, в ходе которых необходимо разъединить части фигуры или снять какую- то часть, не разгибая фигуру и не изменяя ее форму. Головоломки, направленные на решение геометрических задач Игры с палочками( спичками, полосками) − задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части( полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др. Игры( « Танграм », «Пифагор», «Монгольская игра», « Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», « Пентамимо » и др. ) на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур. Наборы представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал. Подобные игры способствуют развитию геометрического воображения, пространственных представлений, сенсорных умений, аналитического восприятия и др. Лабиринты( графические и механические) , динамично меняющие конфигурацию пути, представленного переплетением 3—4 ходов. Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений. Игры рекомендуются для развития у детей пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться и др Игры комбинаторного характера − стратегические Шашки и шахматы. Игры шахматно- шашечного типа, основанные на игровых принципах классической игры в шашки: «Волки и овцы», «Лиса и гуси», «Квартет», «Леопарды и зайцы», «Мельница», «Турецкие шашки» и др. В эти игры играют два игрока на доске, расчерченной на клетки, имея по равному количеству фигур и одинаковые шансы на выигрыш в начале игры. Подобные игры способствуют развитию комбинаторных способностей, образного и логического мышления, способности к самостоятельному поиску решения задачи, настойчивости в стремлении одержать победу в очередной партии и др. Развитие логики ребенка зависит от созданной развивающей среды, стимулирующей его практическую, игровую и познавательную деятельность. Развивающая среда нашей группы представлена различными дидактическими и логическими играми, занимательным материалом. Наиболее эффективными средствами развития логического мышления являются палочки Кюизнера, логические блоки Дьенеша, игра головоломки, а также развивающая игра Никитиных широко применяются на занятиях. В своей работе я использую разнообразные технологии, способствующие развитию образного и логического мышления у детей. Например: » Что умеют счетные палочки». Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике. Дети могут не отвлекаться, по долгу сидеть в преобразовании фигур, перекладывая палочки по образцу, по собственному замыслу. « Цветные счетные палочки» Х Кюизнера. Комплект состоит из пластмассовых призм десяти, различных цветов и форм. Каждой палочке соответствует число равное ее длине. Наименьшая палочка имеет длину 1см, является кубиком. Каждая последующая палочка увеличивается на 1см. самая длинная палочка равна 10 см и ей соответствует число 10. Этот материал предлагает ребенку большие возможности для исследований, различие цвета, размера, количества. Дети в младшем возрасте строят « Заборы низкие и высокие», « Лесенка широкая и узкая», « Мосты через реку», « Мы по лесенке шагаем». Кроме того детям очень интересно работать с наглядными пособиями, альбомами. Логические блоки Дьенеша. Играя с блоками Дьенеша все доступно на наглядной основе, знакомят детей с формой, цветом, размером. Играя с блоками в группе младшего возраста мы с детьми начали проигрывание самых простых игр. Например: » найди все фигуры, как эта», « найди вс е такие фигуры, как эта по цвету и форме», « Цепочка». Также использую такую игру как « Найди клад». Выкладываем перед детьми несколько логических блоков Дьенеша и пока они не видят, под одним из них прячем « клад»( моменту, маленькую картинку) . Дети должны задавать наводящие вопросы, я отвечаю Д а или Нет. Например: Клад, под желтым блоком? - нет- Под красным блоком? - Нет. Дети делают вывод, что клад под синим блоком. Затем все наоборот. Затем в игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада. Так же в работе с детьми мы используе м наглядные пособия: альбом Дьенеша( для самых маленьких) Также можно поиграть в игру Геоконт. Геокон т- оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры. Данная игра способствует освоению названий и структуры геометрических фигур, из размера, умению строить различные фигуры, узоры по схеме. В комплект игры входят специально подготовленные карточки с изображением фигур. Таким образом: Использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к матема тическим знаниям. Играя с ребен ком мы получаем ощущение радости, открываем в нем новые удивительные черты характера.

Оставить комментарий: