РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МБДОУ д/с «Теремок» г. Цимлянска
Содержание
- Особенности воспитательного процесса в детском саду................ с. 3
- Цель и задачи воспитания ...…………………………………………..с. 4
- Виды, формы и содержание воспитательной деятельности………...с. 8
- Основные направления самоанализа воспитательной работы ……..с. 12
- Нормативно-правовая документация ………………………………...с.13
- Литература.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МБДОУ д/с «Теремок» г. Цимлянска. Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного вхождения воспитанников в социальный мир и налаживания взаимоотношений с окружающими их людьми.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка … (1.6.б ФГОС ДО)
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других…. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС ДО).
В программе описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками. Программа воспитания включает в себя четыре основных раздела:
раздел «Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса» (описание специфики деятельности ДОУ);
раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые ДОУ предстоит решать для достижения цели;
раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором ДОУ показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из инвариантных и вариативных модулей.
Инвариантные модули |
|||
Воспитатель в возрастной группе |
Образовательная деятельность |
Работа с родителями |
Сетевое взаимодействие с другими ОО |
Вариативные модули |
|||
Ключевые общесадиковые мероприятия |
Создание развивающей среды |
Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы ДОУ. Воспитательные задачи реализуются в содержании образовательных областей, согласно ФГОС ДО, обеспечивая их интеграцию.
Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», показывает, каким образом в ДОУ осуществляется самоанализ организуемой в нем воспитательной работы. Раздел содержит перечень основных направлений, дополнен критериями и способами его осуществления.
К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы с указанием конкретных мероприятий и примерных сроков их проведения.
Программа позволяет педагогическим работникам и родителям скоординировать свои усилия, направленные на воспитание подрастающего поколения.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ДОУ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МБДОУ д/с «Теремок» г. Цимлянска расположен в типовом здании, по адресу г. Цимлянск, ул. Донская 37/10, экологически чистым, имеются оборудованные тротуары для пешеходов, пешеходные переходы. ДОУ располагает базой: спортивно - музыкальный зал. Имеется необходимое оборудование, атрибуты и расходный материал, осуществляется ИКТ сопровождение мероприятий. Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети посещают ДОУ, можно отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни детей в детском саду, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к окружающему миру, к другим людям.
Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников:
- позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими
людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы воспитания;
- партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы ДОУ являются ключевые общесадиковые мероприятия, мероприятия «Календаря образовательных событий РФ», коллективные дела группы детей под руководством воспитателя через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
- важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей, является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого продукта (коллективного или индивидуального каждого участника);
- в проведении общесадиковских мероприятий поощряется помощь старших детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле;
- педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе;
- ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовые национальные ценности:
Патриотизм –нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради неё.
Социальная солидарность –единство убеждений и действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов и необходимости осуществления общих целей.
Гражданственность- качество, выраженное в глубоком осознании человеком своей
прина длежности к обществу, в котором он живет, а также в осознании совокупности своих прав, обязанностей по отношению к обществу, в готовности добровольно следовать предписаниям его морали и закона; в более общем значении — забота об общественном благе, концентрация помыслов и чув ств на идее гражданского долга.
Семья- социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.
Труд и творчество- это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Среди людей, владеющих каким-либо ремеслом, есть такие, которые вызывают восторг от результатов его труда.
Наука- область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа
Традиционные религии- ранняя форма религии, традиционные верования. Этот термин также используется для обозначения религий народов, которые изначально жили на территории какого-либо государства или на территориях на протяжении длительного времени.
Искусство и литература – одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и художественной практики. Обычно под искусством подразумевают образное осмысление действительности…
Природа-материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук
Человечество – совокупность всех людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных).
Здоровье -состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях общая цель воспитания в ДОУ:
формирование общей культуры личности, в том числе развитие социальных, нравственных,
эстетических качеств, ценностей здорового образа жизни, физических качеств, самостоятельности и ответственности ребенка.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников.
- В воспитании детей младшего дошкольного возраста
- обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской деятельности и других формах активности.
Задачи:
- развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;
- сформировать коммуникативную и социальную компетентности;
- развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
- содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
–сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой;
- сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн).
- В воспитании детей старшего дошкольного возраста цель:
- обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуально- познавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических качеств.
Задачи:
- обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе;
- поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества;
- воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма;
- углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению ценностей здорового образа жизни;
-сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы;
- развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов;
- поощрять проявления морально-волевых качеств.
Организовать работу с семьями воспитанников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение вопросов личностного развития детей.
Задачи:
- Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.
- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- Повышение педагогической культуры родителей.
Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие:
-сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать;
-взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (чувственного познания окружающего мира) и с помощью общения.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(приведенный ниже перечень видов и форм деятельности носит примерный характер)
Виды деятельности - игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
-познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
- восприятие художественной литературы и фольклора,
-самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
-конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
-двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Формы организации деятельности
- игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие;
-тематический модуль, коллекционирование,
-чтение, беседа/разговор, ситуации,
-конкурсы, викторины, коллективное творческое дело,
-проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки.
-мастерская, клубный час,
- праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования,
-театрализованные игры, инсценировки.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ, каждое из которых представлено в соответствующем модуле.
Модули.
Описание содержания модулей выполнено в порядке их значимости для реализации воспитательных задач в дошкольном учреждении.
Модуль «Ключевые общесадиковские мероприятия»
Конкурсные и праздничные мероприятия, физкультурно-спортивные соревнования - главные традиционные события в ДОУ, которые организуются для всех детей. Мероприятия, предусмотренные Календарем образовательных событий и знаменательных дат РФ, также частично ревизуются через общесадиковские мероприятия. К таким мероприятиям готовятся и дети, и взрослые (педагоги, родители) На мероприятия могут приглашаться представители других организаций – инспектор ГИБДД, учитель и ученики начальных классов школы, представители краеведческого музея, спортивного центра и другие. Характер проводимых мероприятий всегда является эмоционально насыщенным, активным, познавательным, с разнообразной детской деятельностью.
Клубный час, экологическая акция – также являются традиционными мероприятиями, максимально участвуют все дети, родители, сотрудники. Проводится большая предварительная работа среди детей и родителей по подготовке к мероприятию.
Характер проводимых мероприятий является в первую очередь социально-активным, формирующим у участников позицию активного гражданина, прилагающего усилия для блага других, познавательным, продуктивным – всегда есть результат деятельности, выраженный в конкретном продукте.
Ключевые общесадиковские мероприятия могут быть связаны с уровнем муниципального, и всероссийского. Дети и педагоги, родители становятся активными участниками конкурсов, соревнований, организуемых, городским краеведческим музеем, ГАИ ГИБДД и т.д.
Модуль «Воспитатель в возрастной группе»
Воспитатель осуществляет работу с конкретной группой детей, родителями, а также другими педагогами, включая специалистов ДОУ. Работа педагогом проводится как фронтально, так и индивидуально с каждым ребенком. Воспитатель реализует воспитательные задачи посредством использования следующих форм организации детской деятельности: игра, игровое упражнение, игра-путешествие, тематический модуль, чтение, беседа/разговор, ситуации, конкурсы, викторины, краткосрочные проекты, занятия, коллекционирование, творческая мастерская, эксперименты, длительные наблюдения, коллективное творческое дело, экскурсии, пешеходные прогулки. Кроме этого воспитатель планирует и проводит ежедневную работу по формированию у детей культурно- гигиенических навыков, правил поведения и взаимоотношения, речевого этикета. Ежедневная работа по воспитанию отражается в календарном плане педагога.
Воспитатель также обеспечивает взаимодействие между детьми и другими педагогами ДОУ, между родителями и детьми, между детьми своей группы и другой возрастной группы. Мероприятия носят систематический характер, максимальное внимание уделяется детской игре в различных ее видах, организации элементарной трудовой деятельности, индивидуальной работе. Ведущая технология, используемая для решения задач воспитательной программы: авторы Римашевская Л.С. «Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников», Н.
Гришаева «Клубный час» как средство развития детской саморегуляции.
Характер проводимых мероприятий в первую очередь призван обеспечивать доверительные отношения между воспитателем и ребенком, способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб воспитателя, привлечению их внимания к обсуждаемой в режиме дня деятельности, активизации их социально-коммуникативной деятельности. Побуждение детей соблюдать в течение дня пребывания в ДОУ общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками.
Модуль «Образовательная деятельность»
Образовательная деятельность с детьми предполагает организацию и проведение воспитателем таких форм, как занимательное занятие, дидактическая игра, игровое упражнение, игра-путешествие, чтение, беседа/разговор, ситуация, театрализованные игры и инсценировки, длительные наблюдения, опыты, эксперименты, экскурсии, пешеходные прогулки.
Характер проводимых мероприятий призван привлечь внимание воспитанников к ценностному аспекту изучаемых в рамках образовательной деятельности явлений, знакомство с социально значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания детей своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения, обмена личным опытом.
Основное назначение данного модуля состоит в использование воспитательного потенциала содержания образовательной деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в группе.
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДОУ в данном вопросе. Работа с родителями (законными представителями) осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.
На уровне группы и ДОУ.
Родительский комитет группы, члены общесадиковского родительского комитета, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся.
Родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, круглые столы с приглашением специалистов.
Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать режимные моменты, образовательную деятельность, общесадиковские мероприятия, для получения представления о ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ.
Общесадиковские родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения важных вопросов воспитания детей.
Родительские форумы при интернет-сайте ДОУ, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогических работников, руководителя ДОУ.
Участие родителей в общесадиковских мероприятиях: праздниках, экологических акциях, творческих мастерских, проектах, физкультурно-спортивных мероприятиях, участие в совместных экскурсиях, пешеходных прогулках. Подготовка и участие в конкурсах на уровне муниципалитета, ДОУ, подготовка проектов по оформлению помещений ДОУ к праздникам, оформлению территории ДОУ к летне-оздоровительному сезону и зимним играм.
На индивидуальном уровне.
Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций. Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием конкретного ребенка, а также конфликтными ситуациями между семьями.
Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности общесадиковских и групповых.
Индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. Регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их ребенка, о состоянии здоровья, о жизни группы в целом. Привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению творческих дел группы. Организация внутри группы семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и ДОУ.
Модуль «Сетевое взаимодействие с другими ОО»
Сетевое взаимодействие осуществляется с образовательными организациями, спортивно- оздоровительными, среди них: «Спортивная школа», «Школа искусств», МОУ СОШ №1, «Городской краеведческий музей», «Городская детская библиотека». Организация мероприятий проводится на основе договора о сотрудничестве и плана работы. Мероприятия проводятся, как на базе ДОУ, так и на базе образовательного или спортивного учреждения (организации). Договор и план мероприятий заключается, а с некоторыми организациями мероприятия имеют разовый характер, проводятся по предварительной договоренности.
Модуль «Создание развивающей среды»
Оформление интерьера помещений дошкольного учреждения (холла, коридоров, групповых помещений, залов, лестничных пролетов и т.п.) периодически обновляется;
-размещение на стенах ДОУ регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ детей и родителей, позволяет реализовать свой творческий потенциал, а также знакомит их с работами друг друга; фотоотчеты об интересных событиях, происходящих в ЖОУ (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.) размещаются на общесадиковских и групповых стендах;
-озеленение территории, разбивка клумб, оборудование игровых площадок, доступных и приспособленных для детей разных возрастных групп, позволяет разделить свободное пространство ДОУ на зоны активного и тихого отдыха;
- благоустройство групповых помещений осуществляется по творческим проектам воспитателя и родителей воспитанников, при этом педагоги имеют возможность проявить свою
творческую инициативу, привлечь родителей к активному участию в оформлении развивающей среды для своих детей;
- событийный дизайн – к каждому празднику и знаменательному мероприятию в ДОУ оформляется пространство музыкального зала, групповых помещений;
-совместная с родителями разработка, создание и популяризация особой символики ДОУ (логотип, стихи, символы групп по возрастам и т.п.);
-регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков территории ДОУ (высадка культурных растений, разбивка газонов);
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в МБДОУ д/с «Теремок» г. Цимлянска воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МБДОУ д/с «Теремок» г. Цимлянска, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа организуемого в МБДОУ д/с «Теремок» г. Цимлянска воспитательного процесса являются:
- Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно со старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МБДОУ д/с «Теремок» г. Цимлянска.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
- Состояние организуемой в МБДОУ д/с «Теремок» г. Цимлянска совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим и старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МБДОУ д/с «Теремок» г. Цимлянска. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общесадовских мероприятий;
- качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
- качеством проводимых экскурсий, походов;
- качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий. Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МБДОУ д/с «Теремок» г. Цимлянска является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу
5. Нормативно-правовая документация
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 10.2013г, (ФГОС ДО).
Основные локальные акты:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с «Теремок» г. Цимлянска
- План работы на учебный год
- Календарный учебный график
Литература
|
Автор, составитель |
Наименование издания |
Издательство |
Год издания |
1 |
Князева О.Л. |
Я - ты – мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников |
Москва:«Мозайка- Синтез» |
2005г. |
2 |
Арушанова А.Г. |
«Развитие коммуникативных способностей дошкольника». |
Москва: «Т.Ц Сфера» |
2012г. |
3 |
Гришаева Н.П. |
«Педагогическая технология «Клубный час», как средство реализации поведения |
Москва:«Вентана- Граф» |
2015г. |
|
|
дошкольников в образовательном комплексе». |
|
|
4 |
ГалигузоваЛ.Н., Смирнова Е.С. |
Ступени общения: от года до семи лет |
Москва: Просвещение: |
1986г. |
5 |
Артёмова Л.В. |
Окружающий мир в дидактических играх дошкольников |
Москва: Просвещение: |
1991. |
6 |
Р.С.Буре, Воробьёва М.В., Давидович В.Н. и др. |
Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников.: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей |
Москва: Просвещение: |
2004г. |
8 |
Иванова А.И. |
Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: |
Москва: «Т.Ц Сфера» |
2004г. |
9 |
Курочкина И.Н. |
Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников |
Москва: «Владос» |
2001г. |
10 |
Николаева С.О. |
Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: литературный и музыкально - игровой материал |
Москва: «Владос» |
2005г. |
12 |
Римашевская Л.С. |
Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. |
Учебно- методическое пособие, центр педагогического образования, |
2007 |