a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»

Автор: Резепова Мариана Сергеевна Опубликовано: 2023-02-02 12:28:41

                                                                        Паспорт проекта

 «Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое, в духовный мир

ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

 

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, которая служит основным способом познания мира.

Дидактические игры, воздействуя на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулируют их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки (дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать). Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.

Цель проекта: развитие познавательной активности и внимания у дошкольников в процессе дидактической игры.

Объект проекта: игровая деятельность дошкольников.

Предмет проекта: развитие познавательной активности и произвольного внимания у дошкольников в процессе дидактической игры.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования ставились и последовательно решались следующие задачи:

  1. Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной активности.
  2. Создание картотеки дидактических игр.
  3. Развитие познавательных навыков детей при помощи дидактических игр.
  4. Уточнять и закреплять знания и практические умения при использовании дидактических игр.

Гипотеза проекта: если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры, то можно повысить уровень познавательной активности у дошкольников.

Участники проекта: дети, воспитатели и родители

Вид проекта: познавательно – игровой, педагогический

Сроки реализации проекта: долгосрочный сентябрь 2022 – май 2023

Ожидаемый результат:

Ожидаемые результаты от работы с детьми:

  • формирование познавательно – речевой активности детей раннего возраста;
  • дети познакомятся с эталонами цвета;
  • дети научатся играть в дидактические игры;
  • после создания определенных условий, у детейформирование представлений о сенсорныхэталонах будет успешным.

Ожидаемые результаты от работы с родителями:

  • формирование родительской культуры в области воспитанияи развития ребенка раннего возраста;
  • родители научатся создавать дома условия для игр по сенсорномуразвитию ребёнка и подбирать их;
  • родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.

Формы работы:

Формы организации работы с детьми Формы организации работы с родителями

дидактические игры;

- НОД. - анкетирование;

- мастер-класс;

- методические рекомендации;

- консультации;

- родительское собрание.

  1. Методы, приёмы и принципы реализации проекта:

Методы и приёмы:

  • организационные;
  • мотивирующие;
  • словесные;
  • игровые;
  • наглядные.

Принципы реализации проекта:

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности

 

 

 

  1. План реализации проекта

 

Тема

Сроки

Ответственные  

1

1.Изучение литературы

2. Проведение диагностики на первоначальном этапе

3.Разработка консультаций для родителей:

«Как организовать дидактические игры дома»,

«Как развивать любознательность»,

«Как организовать игру дома»

 «Познаем играя».

Сентябрь

воспитатели

2

Подбор дидактического материала и игр.

Октябрь

воспитатели

3

Мышление:

1.     «Какой по цвету?»

2.     «Что это? Кто это? »

3.     «Разложи картинки по группам»

4.     «Нарисуй и зачеркни»

5.     Игра " Продолжи ряд"

Ноябрь

воспитатели

4

Восприятие:

1.     «Собери капельки в стакан»

2.     «Сложи пирамидку»

3.     «Окраска воды»

4.     «Белый лист»

5.     «Узнай предмет»

6.     «Палка, палка, огуречек….».

Декабрь

воспитатели

5

Внимание:

1.     «Сделай как у меня»                                                                                                    

2.     «Найди отличия»    

3.     «У кого колокольчик?»

4.     «На стол! Под стол! Стучать!» 

5.     «Слова»

Январь

воспитатели

6

Память:

1.     «Магазин»

2.     Каждой вещи — своё место

3.     Карлсон расшалился

4.     Запоминай-ка

5.     Повторяй-ка

Февраль

воспитатели

7

Воображение:

1.     «Выдумай историю»

2.     «Нарисуй настроение»

3.     «Опиши соседа»

4.     «Новое назначение предмета»

5.     «На что похожи наши ладошки»

Март

воспитатели

8

Речь:

1.     «Один-много»

2.     «Скажи отличия»

3.     «Скажи ласково»

4.     «Опиши предмет»

5.     «Скажи наоборот»

Апрель

воспитатели

9

Диагностика детей

Анализ работы

 

Май

воспитатели

  1. Этапы:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

включает:

- знакомство с темой проекта;

- изучение литературы;

- выявление проблемы, цели, задачи;

- составление перспективного плана работы;

- разработка консультаций, тематического пособия для родителей;

- создание условий для эффективного использования игр;

- подбор дидактического материала и игр;

- анкетирование родителей по выявлению знаний о дидактических играх

II этап: творческий (основной)

включает:

- реализация перспективного плана проекта 

- формирование у детей основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

- знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

III этап: (заключительный)

включает:

- диагностика детей;

- проведение родительского собрания на тему проекта;

- открытое занятие для педагогов ДОУ;

- выступление с темой и презентацией проекта на педсовете.

Информационные ресурсы

Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. —Ярославль: Академия развития, 1997;

Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

Венгер Л. А. ВВоспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995;

Немов Р. С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;

Пилюгина В. А. Сенсорные способности малышаИгры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996

 

  1. Перспективы развития проекта:

- дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию и развитию познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры;

- дополнение системы необходимыми играми и материалами;

- продолжение работы по использованию проектных технологий по данной теме.

 

5.Теоретическая часть

 

  1. Развитие познавательных процессов.

Познавательные способности складываются на основе развития познавательных процессов.

  1. Восприятие

Под восприятием понимается психический процесс построения образа объекта, который возникает в результате непосредственного взаимодействия субъекта с объектом.

Развитие восприятия занимает длительный период времени, охватывая дошкольное детство и школьный возраст. В основе становления восприятия лежат перцептивные действия, которые не являются врождёнными. Они возникают на основе включения элементарных сенсорных процессов в практические действия детей, по мере выполнения которых, ребёнок вынужден учитывать, отображать различные свойства предметов.

З.М. Богуславская в своих исследованиях установила, что дети 3-7 лет испытывают трудности при анализе формы объекта, ограничиваются беглым осмотром, что приводит к построению неполного образа.

 

Этапы становления восприятия (Л.А. Венгер)

  1. Внимание

Под вниманием понимается избирательность познавательной активности человека. Оно характеризуется такими свойствами, как концентрация, объём, переключение, распределение и др.

 

Психологи выделяют две формы внимания:

Пассивную непроизвольную и активную произвольную.

  • Непроизвольное внимание возникает тогда, когда впечатление оказывается достаточно интенсивным.
  • Под произвольным вниманием понимается внимание, ориентированное на достижение цели.

Учёными было доказано, что внимание является сложным процессом, который соотносится с когнитивной, эмоциональной и мотивационной системами.

 

  1. Память- запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ранее человек воспринимал, переживал думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.

 Мгновенная память определяется процессами переработки информации в пределах одной секунды.

Кратковременная память обеспечивает удержание информации в течение времени, необходимого для достижения какой- либо цели.

Долговременная память связана с длительным хранением информации в таких временных промежутках, как час, день, неделя, год и более.

 

Исследования, проводимые учёными, доказывают, что память в дошкольном возрасте имеет неопосредствованный характер, что ограничивает возможности ребёнка самостоятельно изобретать средства для её более оптимального функционирования. Большие возможности развития памяти дошкольников содержатся в организации взрослыми процесса освоения ребёнком адекватных средств запоминания (Л.С. Выгодский), что может осуществляться в ходе целенаправленной деятельности (А.Н.Леонтьев)

 

  1. Речь – звуковые характеристики, которые расшифровываются нами как данные для различения значения.

Если мы скажем, что развитие познавательных процессов и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте во многом определяется речью, это не будет преувеличением.

Уровень развития мышления и обобщения у детей младшего дошкольного возраста определяется не только предметными действиями, но и развитием речи. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др.

Овладение речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия. Ребёнок познаёт знаковую систему, которая становится мощным орудием мышления, управления собой, и, прежде всего, общения.

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Остаётся непонятным, как маленький ребёнок, не умеющий ни на чём сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-2 года практически овладевает такой сложной знаковой системой, как язык. Наиболее дискуссионной является проблема значения детских слов.

Л.С. Выготский установил, что значение слов ребёнка не остаётся неизменным, а проходит определённый путь развития.

Младенческий период является довербальным, подготовительным в развитии речи. На этом этапе речь заменяют другие, невербальные средства – мимика, жесты, позы, вокализация. На третьем году жизни ребёнок в основном усваивает человеческий язык и начинает общаться при помощи речи. Между этими двумя периодами существует особый этап, когда ребёнок начинает говорить на каком-то своём языке. Этот этап в психологии называют автономной детской речью (речь для себя).

Третий год жизни - особый этап в развитии речи ребёнка. Основным его содержанием является усвоение грамматической структуры предложения (связи слов, падежей, предлогов, союзов и т.д.). Быстро и значительно возрастает словарный запас: к концу третьего года в нём насчитывается около 1000-1500 слов, причём встречается почти все части речи.

Возрастание речевой активности ребёнка заключается в:

расширении круга речевого общения не только с близкими, но и посторонними людьми;

повышении речевой активности во время игр;

возрастающем интересе детей к речи взрослых.

Речь начинает отдаляться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребёнка. Речь является главным средством произвольного поведения ребёнка. Первой формой произвольного поведения становится выполнение речевых инструкций взрослого, при этом поведение ребёнка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого.

Таким образом, речь выполняет две важнейшие функции: коммуникативную и регуляторную, причём эти функции тесно связаны в своём генезе.

Эксперименты показали, что хорошо говорящие дети значительно успешнее выполняют речевые инструкции, чем их плохо говорящие сверстники, и эти различия увеличиваются по мере усложнения инструкций. Хорошо говорящие дети отказываются более коммуникабельными и чувственными к воздействиям взрослого от ребенка, оценивая то, насколько эффективно проходит обучение.

  1. Процесс мышления представляет собой движение сознания вдоль по цепи представлений. Мыслительные процессы делятся на следующие разновидности:

Появление обобщённых представлений свидетельствует о развитии мышления, которое проявляется в способности к суждению или обобщению.

После того, как ребёнок благодаря обобщению начал понимать, что определённые характеристики вещей являются общими для многих предметов, у него возникает представление о том, что такое класс объектов. В этом случае появляется понятие. Оно обуславливает процесс суждения. Главное условие для развития способности к суждению заключается в том, что ребёнок должен уметь сопоставить образ конкретного объекта с обобщённым представлением. Сопоставление можно осуществлять с помощью мыслительных операций анализа и сравнения. Содержание понятия включает в себя отражение многих чувственных качеств, которые группируются в обобщённый образ. Дети дошкольного возраста не обладают совершенными понятиями, отсюда следует несовершенство детских суждений.

Дошкольный возраст является периодом, в котором происходит переход от наглядно- действенного мышления к наглядно-образному и затем к словесному (Д.Б.Эльконин).

При правильно развитом мышлении человек способен:

- Анализировать — разделять предметы или явления на составляющие компоненты.

-Синтезировать — объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.

-Сравнивать — сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.

- Классифицировать — группировать предметы по признакам.

-Обобщать — объединять предметы по общим существенным признакам.

-Конкретизировать — выделять частное из общего.

-Абстрагировать — выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета, с игнорированием других.

Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, сериация.

Первые мыслительные операция – сравнение и обобщение – формируются у ребёнка при освоении предметных, главным образом, орудийных действий, проявляющихся у ребёнка в раннем детстве.

Сериация (транзитивность) – это отношения между объектами, упорядоченными по степени интенсивности какого-либо признака. Каждый элемент, включённый в сериационный ряд, характеризуется по отношению к двум соседним элементам: выраженность в нём варьируемого параметра одновременно больше, чем в одном из них, и меньше, чем в другом.

Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отражённых в слове – названии группы – общих признаков. Классификация, следовательно, содержит в себе такие операции, как соотнесение, обобщение и обозначение.

Абстрагирование – мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.

Логическое мышление состоит в выделении существенных параметров объектов и их соотнесении. Оно может осуществляться при решении самых разнообразных мыслительных задач. Среди них выделяются задачи на систематизацию, как максимально способствующие однозначному проявлению доступного ребёнку уровня логики.

Систематизация – одновременное построение сериационных рядов и классификационных групп. Задачи на систематизацию являются наиболее удобными для использования в диагностических целях, поскольку особенности их решения испытуемыми в чрезвычайно чёткой и наглядной форме демонстрируют овладение основным качеством логического мышления – умения выделять и соотносить параметры объектов.

 

  1. Воображение – особая психическая функция, которая позволяет элементы одной реальности рассматривать в качестве элементов другой реальности. Наиболее ярко эта функция проявляется в игре дошкольников. Воображение не является результатом эгоцентризма детского интеллекта, а выступает как особая форма познавательной деятельности ребёнка. С его помощью детскому познанию оказываются доступны различные сферы не только внешней действительности, но и собственное моральное сознание.

Важная роль воображения в развитии дошкольников определяется тем, что оно оказывается системообразующим основанием творчества как в игровой, так и в продуктивных видах деятельности.

 

  1. Возрастные особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.

Развиваются внимание и память. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особо наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Дети данного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Учитывая особенности развития психически процессов у детей дошкольного возраста, наблюдая за игрой детей, я пришла к выводу, что  дети испытывают трудности

- при анализе формы объекта;

- при систематизации и обобщении предметов и явлений;

-умении высказывать и обосновывать свои мысли.

 

  1. Методики для проведения диагностического обследования детей 3-5 лет рекомендованные в книге "Практический психолог в детском саду" А.Н.Веракса., М.Ф.Гуторова.
  2. Мышление - методика "Нарисуй человека" Ф.Гудинаф-Д.Харрис. Приложение№1
  3. Восприятие - методика Лаврентьевой Т.В. "Цветные коврики", "Коробка форм", "Мисочки", "Пирамидка", "Разрезные картинки". Приложение№2
  4. Внимание- методика "Найди и вычеркни" Немов Р.С. Приложение№3
  5. Память- Методика "Заучивание 10 слов" А.Р.Лурия Приложение№4
  6. Воображение - Методика "Дорисовывание фигур" (О. М. Дьяченко) Приложение№5
  7. Развитие речи- Мониторинг развития из программы.
  8. Практическая часть

Именно игра- основной вид деятельности дошкольников. Поэтому, за основу познавательного развития детей я взяла дидактические игры.

Дидактические игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; -развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Виды дидактических игр:

  1. Игры с предметами (игрушками)
  2. Настольно-печатные игры.
  3. Словесные игры.

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть.

Настольно-печатные игры - это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Таким образом, сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие, признаки предметов.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.

   Основной способ познания для ребенка- рассказы взрослого, ответы на его вопросы, а также ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком.

    Организация свободного общения с детьми дает для воспитателя возможность раскрыть наиболее полно свой творческий потенциал.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.

 К дополнительным компонентам относятся сюжет и роль.

Дидактическая задача -один из основных элементов игры, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

 Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процесс познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Две задачи- дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

   Игровые действия составляют основу дидактической игры- без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становиться содержательной.

   Игровые действия- не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и т.д. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

 

  Известно, что возможности дидактической игры в передаче знаний ограничены, но это эффективный метод усвоения знаний и овладения способами познавательной деятельности, умениями и навыками (обследовать, сравнивать, описывать, выявлять свойства). В игре формируется умение самостоятельно и рационально использовать знания при решении игровой за-дачи. Значима дидактическая игра в формировании личности ребенка. Готовность решать мыслительные задачи, желание выигрывать, соблюдая правила- таков стиль поведения ребенка в игре. Поэтому игру не следует превращать в занятие, воспитатель играет вместе с детьми, поощряет их положительные эмоции, двигательную и умственную активность.

Руководство игрой:

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения.   Руководство дидактическими играми довольно сложный процесс. Воспитателю необходимо стимулировать игровую состязательность, не упуская при этом развивающего и воспитывающего воздействия игры.

Сформировать у детей умение мыслить логично, самостоятельно, контролировать свои действия в процессе обучения довольно сложно. Поэтому создаются условия, и ведётся целенаправленная работа по формированию самостоятельной детской деятельности.

При использовании словесных игр использовала сюрпризные моменты (Приход персонажа, атрибуты)

Воспитатель должен уметь включиться в специфически дошкольную форму деятельности –игру на правах равного партнера. Умение интересно играть сразу же открывает ему доступ в детские группы, позволяет войти в доверительные отношения с детьми. Но для этого ему следует овладеть способами построения игры, принятыми в детской субкультуре, умело пользоваться ими.

 Поэтому целесообразно играть по подгруппам.

 

Игра позволяет:

-активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

-систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становиться основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

-формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

-воспитывать волевые качества личности: целеустремлённость, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

- формировать связную речь.

Требования к организации и проведению игр:

  1. Соответствие возрастным особенностям детей
  2. Системность. Она предполагает систему игр, последовательно развивающуюся и усложняющуюся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.
  3. Повторность. То, что легко и просто взрослому или детям школьного возраста, у детей дошкольного возраста вызывает значительные затруднения.
  4. Наглядность в игре прежде всего представлена в предметах, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы, действия с ними и отчетливо выделяющих назначение, основные признаки предметов, свойства их материалов.
  5. Слово воспитателя. Словесные обращения к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям - все это составляет содержание умственного воспитания и раскрывает игру как форму обучения.

6.Отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение и место роли игры в системе воспитания и обучения, взаимосвязи и взаимодействия игры с другими формами обучения.

Оставить комментарий: