a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дидактические игры на развитие речи

Автор: Капралова Анастасия Вениаминовна Опубликовано: 2023-02-05 17:23:33

Дидактические игры на формирование словаря, звуковую культуру речи, грамматический строй, навыки связной речи

 

Игра «Потому что»

Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих слов (развитие понятийного аспекта значения слов).

Содержание. Ребенок заканчивает фразу, начатую взрослым, и повторяет получившееся предложение целиком.

Речевой материал:

  • Бабушка сварила варенье, потому что осенью мы собирали урожай (овощей, фруктов, цветов).
  • В комнате пахнет деревом, потому что вчера привезли новую (посуду, мебель, одежду).
  • Дети ходят в зоопарк, потому что любят (насекомых, животных. цветы).
  • Миша намочил рукава, потому что старательно вымыл (посуду, электрические приборы, мебель).
  • В комнате шумно, потому что под окном большое движение (мебели, обуви, транспорта).
  • Паша быстро починил стул, потому что он умеет обращаться с (животными, инструментами, продуктами).

 

Игра «Бывает – не бывает»

Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях.

Содержание: Взрослый говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.

Речевой материал:

  • По теме «Растения»: яблоко соленое; груши растут на деревьях; помидор красный; дуб высокий; морковь круглая; картофель гладкий; тыква тяжелая;
  • По теме «Транспорт»: поезд летает по небу; автобус перевозит людей; корабль плавает по воде; у автомобиля есть кузов и кабина; самолет меньше лодки;
  • По теме «Посуда»: в кастрюле жарят; а на сковороде – варят; чашка стеклянная; ложка деревянная; вилка железная; стакан резиновый; у чайника есть носик, ручка и ушко;
  • По теме: «Животные»: лиса рыжая; волк злой; заяц смелый; еж пушистый; белка толстая; черепаха быстро бегает; волк живет в лесу; поросенок хрюкает; заяц летает; медведь спит в берлоге; волк спит в дупле;
  • По теме «Профессии»: летчик летает; портниха варит суп; рабочий работает в школе; доктор лечит больных; милиционер рисует картины; медсестре нужна метла;
  • По теме «Мебель»: кровать мягкая; диван железный; у стула есть ножки и сиденье; шкаф нужен, чтобы складывать вещи; табурет нужен, чтобы на нем лежать.

 

Игра мячом «Хорошо — плохо»

Цель: расширение словаря, знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Мир не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь.

Ход игры. Дети сидят в кругу.

Вариант 1. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Педагог: Дождь.

Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.

Педагог: Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе - можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант 2. «Нравится - не нравится» (о временах года).

Педагог: Зима.

Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

 

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу, а педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

  1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
  2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)
  3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)
  4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
  5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)
  6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
  7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
  8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)
  9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)
  10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)
  11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
  12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец)

 

Игра «Скажи наоборот»

Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: у этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:

Дедушка старый, а внук…

Дерево высокое, а куст…

Дорога широкая, а тропинка…

Перо легкое, а гиря…

Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:

Пирожное сладкое, а лекарство…

Ночью темно, а днем…

У волка хвост длинный, а у зайца…

Чай горячий, а лед…

 

Игра «Подбери словечко»

Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры:В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно).

 

Игра «Магазин посуды»

Цель игры: расширять словарь, развивать умение подбирать обобщающее слово, развивать речевое внимание.

Ход игры: Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Инструкция логопеда: Давай поиграем в «магазин». Я буду покупателем, а ты - продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

 

Игра «Животные и их детеныши»

Цель игры: закреплять в речи детей названия детенышей животных, закреплять навыки словообразования, развивать ловкость, память, внимание.

Ход игры: бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (возможно дополнительное усложнение задания при особом кидании мяча: с ударом об пол, из-за головы и т. д.). До начала игры логопед вместе с детьми вместе говорят:

Человеческие дети

Знают всех зверей на свете.

 

Игра «Что происходит в природе?»

Цель игры: закреплять употребление в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры:

Педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, (например: Что делает солнце? Ручьи – что делают? Снег – что делает? И т. д., а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. До начала игры логопед вместе с детьми вместе говорят:

 

Игра «Из чего сделано?»

Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры:

Педагог бросает мяч ребенку и говорит: «Рукавички из кожи», а ребенок, возвращая мяч педагогу, отвечает: «Кожаные рукавички».

ваза из хрусталя – хрустальная ваза;

мост из камня – каменный мост;

коробка из картона – картонная коробка;

кувшин из глины – глиняный кувшин;

мяч из резины – резиновый мяч;

стол из дерева – деревянный стол;

колесо из резины – резиновое колесо

таз из меди – медный таз

медвежонок из плюша – плюшевый медвежонок;

рукавички из шерсти – шерстяные рукавички;

стакан из стекла – стеклянный стакан и т. д.

 

Игра «Лови, бросай, дни недели называй!»

Цель игры: закреплять временные понятия а активном словаре ребенка.

Ход игры: Дети становятся в круг. Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, может начинать с любого дня недели. Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.

Игру можно повторить несколько раз, каждый раз начиная с нового дня.

Усложнить можно задание называния дней недели в обратном порядке.

Оставить комментарий: