a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка тренировочного занятия по методике А.И. Савенкова "Секреты апельсина"

Автор: Галкина Юлия Витальевна Опубликовано: 2023-02-05 19:29:38

Документы для скачивания

Конспект тренировочного занятия по методике А. И. Савенкова « Секреты апельсин а » Цель воспитателя: ознакомление детей с техникой проведения исследования по методике Александра Ильича Савенкова на примере исследования апельсина. Цель детей: п олучение различных све дений об апельсине и подготовка о нём рассказ а( доклад а ученого) . Задачи: Образовательные: - формировать умения самостоятельно получать новые знания с использованием методов исследования, рекомендованных профессором А. И. Савенковым: «подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «Посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «понаблюдать»; - формировать умение задать четко интересующий вопрос, делать самостоятельные умозаключения; - расширять и систематизировать знания детей об апельсине на основе имеющихся представлений. Развивающие: - р азвивать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь пиктограмм- символов; - развивать навык исследовательского поведения и обработки полученных знаний; - развива ть умение детей аргументированно высказывать свою точку зрения; - развивать логическое мышление и связную разговорную речь; - развивать творческие способности детей. Воспитательные: - воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; желание соблюдать правила безопасности; - создавать ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу и самостоятельность; - воспитывать бережное отношение к исследовательскому оборудованию; - закреплять умение работать в команде и сообща. Начало занятия. Дети стоят на коврике, здороваются и приветствуют гостей. Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу предложить вам стать настоящими учеными и провести свои самостоятельные исследования. Вы согласны? Дети: Дааа! Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые? Что такое исследование? Ответы детей: Люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения, открывают для всего мира, что- то новое. Исследование – это получение новых знаний о том, что мы исследуем. Воспитатель: Как вы думаете, с чего начинает свое исследование ученый? Что он должен сделать вначале? ( ответы детей) . Ответы детей: В ыбрать тему исследования и добыть как можно больше информации. Воспитатель: Все верно! Конечно же, вначале ученый должен определить, что именно он будет исследовать. Раздается стук в дверь. Воспитатель: Слышите, ребята, к нам кто- то стучится. Пойду, посмотрю … Ребята, какая- то коробка у дверей…. Давайте посмотрим, что в ней? Степан, помоги открыть коробку. Что же мы там видим? Апельсины! ( удивление) . И письмо. Из жарких тропических стран самым находчивым ребятам! Давайте читать? ! Воспитатель зачитывает детям письмо. Все с интересом ждут, что же в этом письме. Ребята, вы угадали какой герой просит у нас помощи? Дети: Чебурашка! Воспитатель: Сможем помочь Чебурашке? Соберем ему информацию о его любимом лакомстве и дадим ответ на вопрос старухи Шапокляк? Дети: Даааа! Воспитатель: Итак, уважаемые ученые, темой нашего сегодняшнего исследования стал АПЕЛЬСИН! Давайте подумаем, ребята, а какими же способами мы можем получать информацию об апельсине? Размышления детей и приходим к выводу, что вначале нужно самостоятельно подумать. На доску вывешивается карточка с методом исследования «Подумать самостоятельно». Воспитатель: Где еще мы можем узнать что- то новое и нужное нам об апельсине? Где и как можно узнать то, что вам интересно? Размышления детей и выстраивание цепочки из методов исследования. Карточки с м етодами вывешиваются на доску( п одумать самостоятельно, узнать из книги, узнать из компьютера, посмотреть по телевизору, позвонить по телефону эксперту, спросить у другого человека, понаблюдать, провести опыт или эксперимент) . Воспитатель:   Уважаемые ученые, вот мы с вами и составили план нашего исследования апельсина. Ваша задача- получить как можно больше новых сведений, и подготовить сообщение- небольшой доклад об апельсине, который мы предоставим старухе Шапокляк. Прежде чем приступить к этой работе, мы с вами договоримся, как будем записывать информацию. Конечно, сведения можно просто запоминать, но это трудно. Предлагаю схематично зарисовывать на маленьких листочках ваши выводы. Листочки с рисунками складываем в кармашки папки исследователя, на которых есть картинки- подсказки с методами исследования. Помогать собирать ваши зарисовки мне будет Варечка, вставать никому не надо. Я буду вашим консультантом, а вы должны будете собрать всю информацию, связанную с н ашей темой, и зарисовывать ее на своих листочках. Начинаем! Первый наш метод «Подумать самостоятельно»- вспомните все, что вы знаете об апельсинах: это фрукт или овощ? какой они формы, размера, вкуса, цвета. Какая поверхность у апельсина? Что у него внутри? ( зарисовки детей) нарисовать оранжевый апельсин. Второй наш метод «Узнать информацию из книг»- я предлагаю вам ознакомиться с иллюстрациями в энциклопедиях, касающимися нашей темы исследования. Если вас заинтересует какой- то текст, я его вам прочитаю. ( зарисовки детей) нарисовать дольку апельсина. Третий наш метод «Посмотреть по телевизору»- я предлагаю вам взглянуть на экран и посмотреть интересное познавательное видео об апельсинах. Предлагается видео п ро апельсины. ( зарисовки детей) нарисовать торт с цедрой или мармелад. Четвертый метод «Понаблюдать»- детям предлагается разрезанный апельсин и кожура. Чем покрыт апельсин? А что под кожурой апельсина? Из чего состоит апельсин? Внутри у него дольки, которые содержат мякоть, сок, косточки. Я приглашаю вас в лабораторию и предлагаю надеть защитную одежду двум добровольцам, которые будут мне помогать. Не забываем о правилах, которые необходимо соблюдать в лаборатории: не шуми, умей договариваться с товарищами, вовремя заканчивай работу. Я предлагаю вам разрезать и рассмотреть апельсин внутри. С помощью чего мы это можем сделать? Правильн о, с помощью лупы. Итак, давайте возьмём лупы и рассмотрим кожуру? Какая она? Пористая, неровная, шершавая. Эти поры заполнены воздухом. Все, что вы увидите внутри апельсина, нужно не забывать зарисовывать, чтобы в конце исследования сделать вывод. В этом нам помогут помощники ученых, которые зарисуют их наб людения( Полина и Ульяна) . Все рисунки складываете в папку исследователя. Дети зарисовывают апельсин в разрезе. Физкультурная минутка. Детям предлагается встать из- за столиков и размяться. Пятый метод «Спросить у другого человека». Ребята, вот мы с вами выяснили, что внутри апельсина есть дольки. Скажите, а как, не очищая апельсин, узнать сколько в нем долек? Кто знает? Давайте воспользуемся нашим методом исследования и спросим у другого человека? Например, у нашего гостя – Натальи Ивановны. Пояснения гостя: Чтобы узнать, сколько долек в апельсине, надо отломить зелёную ножку, а под ней будут чётко видны жёлтые бугорки, число которых как раз равно числу долек. На самой ножке точно так же можно сосчитать тёмные точки, их число равно числу дол ек в апельсине. Проверим? Для этого я вам предложу подсказку. Дети проверяют гипотезу старшего воспитателя. Шестой метод «Эксперимент»- давайте проверим с вами, умеют ли апельсины плавать? Может кто- то уже знает ответ? Если нет, то приготовьтесь провести опыт «Как настоящие ученые». Для этого я при глашаю в лабораторию двух добровольцев- Машу и Степана. У ученых есть карта- схема, по которой можно проводить опыты, там указаны этапы. Давайте рассмотрим нашу схему и решим, что же нам понадобится для опыта? ( о тветы детей, подготовка реквизита для опыта) . Опыт «плавающий апельсин» по карте- схеме. Гипотеза: п очему не тонет апельсин в кожуре? Говорит Маша: апельсин с кожурой не тонет, потому что в кожуре есть пузырьки воздуха, они и держат апельсин на поверхности воды. Подобно тому, как надутый спасательный круг или жилет удерживает человека на воде. Можно зарисовать сосуд с водой и два апельсина с кожурой и очищенный. Воспитатель: Спасибо, девочки. Присаживайтесь на свои места. Седьмой метод «Обратиться к компьютеру»- здесь я предлагаю вам посмотреть, как выглядит апельсиновое дерево. Давайте подумаем, какое слово мы внесем в строку поиска? Что мы с вами хотим посмотреть? Правильно: мы напишем апельсиновое дерево картинки. И рассмотрим с вами апельсиновые деревья. А теперь давайте подумаем, из чего может вырасти дерево? Любое. Правильно, из косточки. В апельсине есть косточки? Если посадить их в землю, вырастит дерево? На нем будет много апельсинов? Мы ответили на вопрос старухи Шапокляк? Дети: Даааа! ! ! Получить много апельсинов можно из семечка, посадив его в землю. Зарисовывают апельсиновое дерево. Воспитатель: И сейчас, давайте подведем итог, мои дорогие ученые, и выступим с докладом. Для этого нужно проанализировать все зарисовки из папки исследователя и обобщить св едения. Это тоже один из этапов иссл едования. Я попрошу выступить с до кладом Лизу Пономарчук( н а ребенка надевают мантию и шапочку ученого и слушают доклад) . ДОКЛАД: Сегодня мы исследовали апельсин. Апельсин – это фрукт, круглой формы, оранжевого цвета. Но естественный цвет апельсинов – зеленый. Потому что в их кожуре содержится много хлорофилла, который образуется на солнышке. Подобно листьям осенью, при уменьшении солнечного света они начинают становиться оранжевыми. Апельсин сверху покрыт кожурой. Внутри дольки со сладкой и сочной мякотью. В мякоти апельсина есть косточки( семечки) . Апельсины поднимают настроение, в них содержится витамин С, они защищают наш организм от болезней и повышают иммунитет человека. Из апельсинов готовят дж емы, их используют повара при выпечке пирогов, тортов. Апельсиновый сок – один из самых полезных фруктовых соков. Получить много вкусных апельсинов можно, посадив апельсиновую косточку( семечко) в благоприятных условиях. А апельсины любят климат, где очень солнечно, влажно и жарко. Воспитатель: Спасибо, Лиза, за такой интересный доклад! Ребята, Скажите, вам понравилось быть учеными? Понравилось проводить исследования? Какой метод исследования показался вам наиболее интересным? Ответы детей. Занятие заканчивается, прощание с гостями.

Коментарии
Оксана написано 2023-08-07 16:27:14
Очень интересный конспект!
Ответить
написано 2023-08-07 16:27:51
Оксана, спасибо) Пришлось поработать над ним.
Ответить

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы