Методическая разработка мероприятия по взаимодействию с родителями "Эти невероятные левши"
Документы для скачивания
Сценарий мероприятия по взаимодействию с родителями леворуких детей «Разговор по душам» на тему «Эти невероятные левши» Разговор «по душам» удобнее провести в спокойной обстановке в группе, когда основную часть детей уже забрали. Можно предложить родителям чашку чая и печенье после трудового дня для установления более дружественных отношений. Данный сценарий предполагает беседу с родителями двух деток- левшей( мальчик и девочка) . Предварительная работа: предложить родителям заполнить подготовленную воспитателем ан кету, обсудить удобное для двух родителей время для встречи. Разработка буклета- памятки «Если Ваш ребенок левша». Ход встречи. Воспитатель: Добрый вечер, дорогие родители! Я пригласила вас сегодня на разговор «по душам» на актуальную для нас тему – наши н евероятные левши. Это Лиза, Ульяна, Лев, Хаял. Ранее вы заполнили анкеты, где указали, что хотели бы получить консультацию об особенностях поведения и обучения леворуких детей. Я постаралась подготовить для вас интересную информацию. Так как наша встреча носит характер «разговора по душам», постараемся предельно честно и открыто обсудить актуальную для нас тему. Можно задавать вопросы по ходу моего выступления. Причина леворукости. Термин «леворукость» следует понимать дословно – активность левой руки. П реимущественное использование левой руки, основанное на ее врожденной или вынужденной ведущей функциональности. Данная особенность бывает врожденной или приобретенной в результате травмы. Основой является ведущая роль правого полушария в обеспечении произвольных движений. Распространенной причиной леворукости является наследственность. Диагностика леворукости обычно не представляет затруднений. Часто родители самостоятельно определяют данную особенность у ребенка, наблюдая за его ежедневными действиями. Леворукость – абсолютно нормальное явление. Важно понимать, что леворукость — это ни в коем случае не патология и не отклонение от нормы. А значит, леворукие дети не нуждаются в том, чтобы их переучивали управляться правой рукой. Отмечено, что малыши, которых с детства пытались переучить, быстро уставали, теряли аппетит, страдали головными болями и нарушениями сна, в некоторых случаях даже заикались. Все это указывает на то, что для ребенка такие меры были серьезным стрессом и его сознание оказывало им активное сопротивление. Следует различать леворукость и левшество. Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее. Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция. Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически. Воспитатель: Дор огие мамы, мы сейчас проведем с вами нехитрый тест на определение левшества и сможем понять, а вдруг левши мы сами? Этот же тест можно провести и с ребенком дома. Т ест 1. Пальцы рук цепляем в замок. Если сверху будет большой палец левой руки, пишем Л, если правой П. 2. Прицеливаемся в в оображаемую мишень. Если закрыл и правый глаз пишем на листе бумаги букву П, если левый, то Л. 3. Скрестите руки на груди. Если сверху будет правая рука пишем на листе букву П, если левая, то Л. 4. Аплодисменты. Леворукие люди обычно бьют левой рукой о правую( пишем Л) , если наоборот правой по левой руке, пишем П. Так же можно предложить ребенку расчесаться или послушать часики. Вы сразу увидите, какой рукой он это сделает. Если вы записали на листе ПППП, то ребенок на 100% праворукий, если ЛЛЛЛ, то соответственно он 100% леворукий. Если в ответе присутствуют 2 буквы, то можно увидеть процент доминирования одного из полушарий головного мозга. Зеркальные действия левшей. Давно обращено внимание на то, что у леворуких детей отмечается зеркальное письмо. Зеркальное письмо реализуется справа налево. Зеркальности в момент письма многие левши не осознают. Зеркальное чтение встречается реже, чем зеркальное письмо. Под названием «зеркальное» описываются различные варианты чтения. Наиболее частым является чтение зеркально написанного теста. Левша прочитает такой текст столь же быстро, как любой другой обычно написанный текст. Но такое чтение не всегда сопутствует зеркальному письму. Некоторые из левшей пишут зеркально, но прочитать написанное не могут. По сравнению с зеркальным письмом в литературе меньше уделено внимания зеркальным движениям. Зеркальные движения, как и зеркальное письмо, часто не осознаются лицом, их совершающим. Не осознается противоположная их направленность в пространстве. Зеркальные движения проявляются чаще в сочетании с трудностью пространственных представлений, различения правого и левого, ориентировки и восприятия пространства вообще. К представленным феноменам можно добавить зеркальное представление, когда у левшей в момент мысленного представления отсутствующий непосредственно перед ним предмет зеркально отображен в сознании. Все эти феномены говорят о том, что деятельность( в момент письма, рисования, чтения, восприятия, представления, совершения какого- либо движения) у левши организуется в пространстве как бы, наоборот, по сравнению с теми же видами деятельности у правши. Феномен обратной последовательности устной и письменной речи состоит в способности выговаривать звуки и писать буквы в слове в обратном порядке, т. е. так что первые звуки и буквы оказываются последними, а последние- первыми. Предлагаю вам посмотреть рисунки и написание слов леворуких детей( распечатанные рисунки и фото написания букв из презентации) . Возможно, такие особенности уже кто- то из вас отмечал дома. Если есть вопросы, с радостью их обсудим. Воспитатель: Левши часто могут писать обеими руками. Давайте мы с вами попробуем тоже это сделать? Я раздам вам чистые листочки и дам по два карандаша. Нарисуйте мне, пожалуйста, круг, овал, треугольник и квадрат обеими руками одновременно. А теперь смотрим, что у нас получилось! Анализируем наши рисунки. Теперь попробуйте написать свое имя левой рукой. Я предлагаю вам узнать, дорогие мои мамочки, интересные факты о наших удивительных левшах. Интересные факты о левшах! Только 10% всех людей на планете пишут левой рукой. Предпочтение правой или левой руки для письма – не абсолютный признак. Писать правополушарный человек может и правой рукой, а вот для других видов деятельности выбирает именно левую. Леворукость может переходить по наследству. Многие космонавты рождаются с доминирующей левой рукой. Л евшами чаще являются мужчины. У левшей лучше слух. Леворукие люди также имеют доминирующие левые ухо, глаз, ногу. У левшей есть свой личный праздник – Международный день левшей 13 августа. Е сли левша повредит свою доминирующую руку, он научится владеть другой рукой легче, чем правша. Л евшизм проявляется и у животных. В процессе роста у детей могут одинаково развиваться оба полушария. Правша и левша одновременно называется амбидекстер. Это редкий и малоизученный феномен. Выделяют несколько причин появления леворуких людей. Главная из них – генетика. Леворукость передается по наследству. Lrrtm1 — название гена, определяющего будет ли ребёнок правшой или же левшой. Ген левши впервые был обнаружен в 2008 году. Исследования показали, что левши более талантливы в ориентировке в пространстве, математике и архитектуре. Воспитатель: С ейчас взгляните на монитор. Я хочу познакомить вас с выдающимися личностями в истории, которые были левшами. Левши среди знаменитых людей: Гай Юлий Цезарь, Жанна Д` Арк, Наполеон Бонапарт, Александр Македонский, Отто фон Бисмарк, Уинстон Черчилль, Барак Обама, Бенджамин Франклин, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Генри Форд, Билл Гейтс, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Том Круз, Брюс Уиллис, Анджелина Джоли, Джим Керри, Сильвестр Сталлоне, Вин Дизель, Киану Ривз, Людвиг Ван Бетховен, Вольфгант Амадей Моцарт, Фредерик Шопен, Селин Дион, Аристотель, Марк Твен, Александр Сергеевич Пушкин, Пеле, Диего Марадона. Так же некоторые склонны считать, что наш президент – скрытый левша. Он носит часы на правой руке. В заключение нашего разговора «по душам»( очень надеюсь, что именно таковым он и оказа лся) предлагаю несколько советов родителям леворуких детей. Советы родителям. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребёнку негативное отношение к леворукости. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребёнком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребёнку всегда осложняют ситуацию. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребёнком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать. Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребёнка. Не рекомендуется «пробовать» научить ребёнка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьёзным нарушениям здоровья. Определить ведущую руку целесообразно в 4–4, 5 года и не менять её, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас. Научите леворукого ребёнка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей. Не заставляйте леворукого ребёнка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребёнку распознавание букв и процесс обучения чтению. Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим. Воспитатель: Чтобы закрепить в памяти полученную информацию, я хочу предложить вам тематические памятки. Большо е вам спасибо, Дарья Игоревна, Юлия Михайловна, Екатерина Сергеевна за уделенное время и откровенный продуктивный разговор «по душам»! Ответное слово родителей, рефлексия.