Конспект НОД по развитию речи "Осень кормит урожаем"
Документы для скачивания
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Осень кормит урожаем! » для детей 3- 4 лет Цель занятия: обобщить и систематизировать знания детей о времени года осень, об осеннем урожае: закрепить знания об овощах и фруктах. Образовательные задачи: закрепить знания о признаках наступления осени, определить понятие «урожай», его значение для жизни человека. Воспитательные задачи: формировать любознательность, прививать любовь и уважение к природе; воспитывать желание помогать взрослым в уборке осеннего урожая. Развивающие задачи: развивать связную речь детей, умение работать в группе; развивать познавательную и творческую активность детей; побуждать проговаривать слова вместе с воспитателем. Оборудование и материалы: муляжи овощей и фруктов, иллюстрации о труде людей осенью, материалы для дидактических игр, подборка видеоматериалов на тему осеннего сбора урожая, видео презентация детских фото, телевизор с возможностью просматривать материалы со съемного носителя. Ход занятия. Организационный момент Доброе утро! – Птицы запели. - Добрые люди Вста ли с пастели. Прячется вся темнота по углам, Солнце взошло и идет по домам. Вы поскорее ко мне подойдите И друзей вы с собо ю в е дите. - Вас в круг, ребята, собираю! Пообщаться приглашаю! ( Дети собираются около педагога) . Вступительное слово педагога( информационный момент) Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы постараетесь ее отгадать. Несет нам урожаи, Поля вновь засевает, Птиц к югу отправляет, Деревья раздевает, Но не касаясь елочек и сосен Так кто же это? - . . . ( Осень) . Дети отвечают, что это осень. Многим нравится наступление ранней осени, когда еще тепло, светит солнце, а деревья одевают разноцветные наряды. Это время ни с чем не сравнить. Только в этот период такое разнообразие красок: оранжевые, желтые, красные, лиловые, зеленые. . . Но нас радует не только преобразовавшаяся красота убранства лесов, но еще щедрые дары, подаренные осенью. И сейчас я загадаю вам еще одну загадку, постарайтесь правильно ее отгадать. Поле осенью промокло, Но зато созрела свёкла. А в сентябрьских во садах Много яблок на ветвях. Что к зиме мы собираем? Как его мы называем? ( Урожай) . Дети верно отвечают, что это урожай. Основная часть Да, ребята, о сень – пора сбора урожая. Урожай – это все то, что созрело в огородах и садах. Примерно в сентябре ведется работа по уборке овощей. Стараются вовремя заготовить: картофель, морковь, свеклу, лук. В отдельных районах занимаются сбором фруктов, особенно яблок зимних сортов. В южных районах убирают плантации винограда, арбузы, дыни и тыквы. Если не поленишься работать весной и летом, то можно получить отличный урожай, благодаря которому легко перенести самую суровую зиму( рассматриваются иллюстрации о труде людей осенью) . А сейчас давайте мысленно перенесемся с вами в огород, где вы с родителями занимались уборкой овощей, и вспомним, какие же именно овощи вы там собирали. Показ на экране видеопрезентации, заранее подготовленной из фотоматериалов, предоставленных родителями. Сейчас я проверю, кто из вас и какие овощи и фрукты знает. Для этого я буду загадывать вам загадки …… загадки с грядки! ! ! ! Готовы? ? ? ? Даааа. Круглолика, белолица, Любит вдоволь пить водицу. У нее листочек с хрустом. А зовут ее……? ? ? ? ( Капуста) на экране слайд с изображением капусты В огороде – жёлтый мяч, Только не бежит он вскачь, Он, как полная луна, Вкусные в нем семена. ( Тыква) на экране слайд с изображением тыквы Он в теплице летом жил, С жарким солнышком дружил. С ним веселье и задор. Это красный …? ? ? ? ( Помидор) на экране слайд с изображением помидора Свежий и солёный Он всегда зелёный…( Огурец) на экране слайд с изображением огурца. Очень длинным вырастает И пол грядки занимает. Этот овощ тыквы брат, Летом все его едят. ( Кабачок) на экране слайд с изображением кабачка. Он на грядке вырастает, Никого не обижает, Ну, а плачут все вокруг, Потому что чистят …( Лук) на экране слайд с изображением лука. За кудрявый хохолок Лису из норки поволок, На ощупь – очень гладкая, На вкус, как сахар сладкая …( Морковь) слайд с изображением моркови. Растёт она- в земле, Известна – в целом мире. Частенько на столе Красуется в мундире …( Картофель) слайд с изображением картофеля. Если хочешь винегрет В огород за ней сходи. У нее красивый цвет И снаружи, и внутри. ( Свекла) на экране слайд с изображением свеклы. Ребята, как мы называем, одним словом, все, что сейчас отгадывали? ? ? ? Правильно! ОВОЩИ! ! ! Следующая загадка… И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. ( Грибы) на экране слайд с изображением грибов Вы ходили, ребята, по грибы? Все ли из них можно собирать? Какие съедобные грибы вы знаете? Белый гриб, подосиновик, подберёзовик, лисички, опята… Продолжаем отгадывать загадки. Круглые, зелёные на дереве растут. Как бочок краснеет, тут их и сорвут. Сладкие и спелые соберут в корзинку. Все на вид красивые, прямо как с картинки. ( Яблоки) слайд с яблоками. Я и красный, я и белый, Я и чёрный – если спелый. И под солнышком в саду На лиане я расту. И такой я сочный, сладкий, Очень вкусный, ароматный. Гроздь мою съесть каждый рад И зовусь я…. ( Виноград) на экране слайд с изображением виноград а. Что за фрукт на вкус хорош И на лампочку похож, Бок зелёный солнцем греет, Он желтеет и краснеет? ( Груша) на экране слайд с изображением груши. Как мы можем назвать, одним словом, все, что сейчас отгадывали? ? ? Правильно! ! ! ФРУКТЫ! ! ! ! А теперь следующая хитрая загадка…. Круглый- круглый, сладкий- сладкий, С полосатой кожей гладкой, А разрежешь – посмотри: Красный- красный он внутри. ( Арбуз) на экране слайд с изображением арбуза. Кто ответит мне на вопрос: арбуз – это овощ или фрукт? ? ? ? ( Ягода) . Молодцы, ребята! Арбуз – это у нас большая ягода! Запомним это. Физкультминутка Вы, наверное, уже устали сидеть на стульчиках? ! Давайте немного поиграем? А поиграем мы с вами в игру «Съедобное- несъедобное». Станем в круг, возьмем мяч. Я бросаю каждому из вас мяч и называю предмет. Если он съедобный – вы ловите мяч, если несъедобный – отбрасываете двумя руками. Проведение игры в течение нескольких минут. А сейчас у нас с вами будет речевое упражнение «Убираем урожай». Перед вами картинки с изображением овощей. Как их убирают? Подберите слова- действия. Картофель – выкапывают; Лук – выдергивают; зеленый лук – срезают; Свекла – выдергивают; Капуста – срезают; Помидор – срывают; Морковь – выдергивают или выкапывают; Баклажан – срывают. Молодцы! Все вы знаете об осеннем сборе урожая. Тогда выполним с вами еще одно упражнение, которое называется «Один- много». Я показываю вам картинку, где изображен один фрукт. А вы должны сказать мне, как будет звучать этот фрукт во множественном числе. Готовы? Дааа. Одно яблоко – много яблок; Одна груша – много груш; Одна слива – много слив; Один арбуз – много арбузов; Один банан – много бананов; Один апельсин – много апельсинов; Одна вишня – много вишен. Один лимон – много лимонов. Игра «Какое я люблю варенье? » Все мы с вами любим варенье. Давайте каждый из вас сейчас расскажет мне какое же варенье он любит? Я буду называть фрукт, а вы мне будете говорить, как называется варенье из него. Яблоко – яблочное варенье; Слива – сливовое варенье; Груша – грушевое варенье; Вишня – вишневое варенье; Клубника – клубничное варенье; Смородина – смородиновое варенье. Т еперь постарайтесь ответить еще на несколько моих вопросов: Салат из капусты какой? – капустный; Сок из винограда какой? – виноградный; Пюре из картофеля какое? – картофельное; Салат из моркови какой – морковный; Сок из арбуза какой? – арбузный. Какие же вы у меня смышленые! ! ! Много всего знаете об овощах и фруктах! Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Сейчас вы попробуете определить на ощупь какой- либо фрукт или овощ. Перед вами чудесный мешочек, в котором внутри находится осенний урожай. Каждый из вас по очереди засовывает ручку вовнутрь и наощупь пытается определить, что же он сейчас достанет. Затем вынимает предмет из мешочка, кладет на стол. Мы вместе определяем, прав ли был наш игрок и раскладываем предметы на две группы: фрукты и овощи. Проведение игры в течение нескольких минут. Заключительная часть. Рефлексия. Вот и подошло к концу нашего сегодняшнее занятие. Вы отлично сегодня потрудились! Давайте вспомним, по какой теме было сегодняшнее занятие? Что нового, интересного узнали на занятии? Какой материал мы с вами сегодня закрепили? Что понравилось вам больше всего? Наша щедрая осень и для вас подготовила свои щедрые дары. Это – сочные, наливные яблочки! Угощайтесь! И не забудьте поблагодарить осень! А я всем вам сегодня тоже говорю спасибо! И вашим родителям, за интересный фотоматериал на заданную тему. Детям раздают яблоки. Звучит композиция Татьяны Боковой: Осень скверы украшает Разноцветною листвой. Осень кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой. И в садах, и в огороде, И в лесу, и у воды Приготовила природа Всевозможные плоды. На полях идет уборка- Собирают люди хлеб. Тащит мышка зерна в норку, Чтобы был зимой обед. Сушат белочки коренья, Запасают пчелы мед. Варит бабушка варенье, В погреб яблоки кладет. Уродился урожай- Собирай дары природы! В холод, в стужу, в непогоду Пригодится урожай! Использованная литература: Г. Лямина Учимся говорить и общаться, 2006 г. Интернет- источники. Методическая литература по программе В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», 2019 г. Сборник дидактических игр по развитию речи Н. К. Чукариной. Текст Т. Боковой «Осень кормит урожаем».