Родительское собрание на тему:"Познавательное развитие в группе раннего возраста"
Цели:
формирование партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами группы; улучшение детско–родительских отношений.
Задачи:
привлечение родителей к сотрудничеству в вопросах воспитания и развития детей;
обеспечение информационно – просветительской поддержки родителей в развитии и воспитании детей;
создание условий для развития способностей ребенка в различных видах деятельности;
индивидуальная работа с семьями воспитанников.
Познавательное развитие:
- предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,
- о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,
- о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
1«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время — это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.
Среди основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. В Законе Российской Федерации «Об образовании» в ст. 18 «Дошкольное образование» говориться следующее: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей - в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».
И каждый из нас должен помнить, что дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов дошкольного учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Важным условием взаимодействия с родителями является установление доверительного делового контакта, сотрудничества между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе. А именно это ставит педагогический коллектив перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.
Педагоги дошкольного учреждения должны быть инициаторами установления этого сотрудничества, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности в воспитании детей.
Основные приоритеты и направления работы:
- Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.
- Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.
3.Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
- Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.
- Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей включает:
- единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей;
- укрепление авторитета педагога в семье воспитанников и родителей в детском саду;
- установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритика;
- Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания и др.;
- систематическую плановую связь с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми.
Формы и методы работы с родителями:
- Обучение родителей в совместной деятельности с детьми по сенсорному развитию (занятие с блоками Дьенеша)
- Обучение родителей в совместной деятельности с детьми (дидактические игры)
- Обучение родителей в совместной деятельности с детьми
(театрализованная деятельность)
В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.
Традиционные формы : Коллективные, Индивидуальные, наглядные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференция.
К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся беседы и консультации.
Наглядные формы :
Папки – передвижки, Ширмы, стенды .
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов. К ним относятся информационно – аналитические, досуговые, познавательные, наглядно – информационные формы.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого – педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование практических навыков воспитания детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которые можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи.Голос
День открытых дверей проводится с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Родители наблюдают за деятельностью детей. Воспитателей. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно-пространственной развивающей среды, видами детской деятельности.
Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые мероприятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.
Современные родители достаточно образованы. У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из различных источников, но она не предполагает наличие «обратной связи».
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Нецелесообразно в работе с родителями опираться на монолог. Важен диалог, установление «обратной связи», личная заинтересованность родителей. Однако знания навязывать нельзя.
Необходимо отметить, что преимущества современных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.
– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным.
– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
– возможность реализации основной образовательной программы дошкольного образования в единстве ДОУ и семьи.
Бытует мнение, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает практика, отношение семей дошкольников к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от желания работников дошкольного учреждения заниматься педагогическим просвещением родителей.
На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность ДОУ, т.е активное участие в работе ДОУ.
Под включением родителей в деятельность ДОУ понимает их участие в:
- организации образовательного процесса;
- создании творческих групп, которые активно делятся своим опытом;
- организации современной предметно пространственной развивающей среды;
- разработке планирования разных видов на всех уровнях: план ДОУ; план деятельности; самостоятельной деятельности детей; совместной со взрослыми деятельности детей.
Наиболее эффективным средством для понимания взрослым движущих сил развития ребенка в дошкольном возрасте является практическая образовательная деятельность.
Таким образом, вопрос начальной мотивации взрослого к занятиям с ребенком напрямую связан со вторым – поиском практических средств для ее осуществления. Чем большие успехи будет делать ребенок, тем активней будет действовать взрослый.
Заключение
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, ни от воспитания в детском саду или школе.