Конспект "Утварь"
Документы для скачивания
К онспект приобщения детей старшей г руппы к культуре Коми края Цель: познакомить детей с домашней утварью К оми народа. Задачи: I. Образовательные: 1. продолжать закреплять знакомые слова по теме « Старинная п осуда народов Коми»; 2. расширить представление детей о домаш ней утвари коми народа, о материале, из которого она изготавливалась; 3. а ктивизировать словарный запас по теме «Домашн яя утварь коми народа»( чер – топор, керанчер – тесло, г ö гын – скобель, ö жин – долото, кандрас – резец) ; 4. обогатить речь детей глаголами на коми языке( сувтöй, ч еччалöй, м унöй, к отöртöй, сералöй, кывзöй) ; II. Развивающие: 1. р азвивать познавательную активность детей; 2. с пособствовать развитию связной речи с использованием названий предметов коми утвари. III. Воспитательные: 1. в оспитывать любовь к культуре и традициям коми народа; 2. в оспитывать бережное отношение к предметам домашней утвари, сделанным своими руками. Предварительная работа: п осещение мини- музея «Коми керка», беседа на тему «Старинная п осуда коми народа », рисование на тему «Коми орнамент». Материал и оборудование: плакат с иллюстрацией «Старинная посуда народов Коми», плакат с иллюстрацией « Домашн яя утварь Коми народа», сундучок с изображением старинной посуды и домашней утвари К оми народа. Ход: I. Вводная часть. Воспитатель: Добрый день, ребята! Дети: Здравствуйте! Воспитатель: Я для вас приготовила заг адки, ну а вы сейчас их отгадай те! Если я пуста бываю, Про себя не забываю, Но когда несу еду, Мимо рта я не пройду. Дети: Ложка! Воспитатель: Она бывает глубока. Она бывает мелка. Однако, это не река. Дети: Тарелка! Воспитатель: У кого ответа нет. В чё м сварить себе обед? На плите стоит чистюля. Суп сварить она нужна. Дети: Кастрюля! Воспитатель. Молодцы, ребята! Все загадки отгадали правильно! Как одним с ловом можно назвать эти предметы? Дети: Это п осуда! Воспитатель: А, какая посуда была у коми народа? Дети: Глиняная посуда, деревянная посуда, берестяная посуда! Воспитатель: Давайте, вспомним названия посуды! ( Восп итатель показывает детям плакат с иллюстрацией « Старинная п осуда народов Коми». ) Воспитатель: Глиняный горшок – гырнич, деревянная тарелка – пу тасьт i, плетёная из бересты небольшая бочка с крышкой – туи с. II. Основная часть. Воспитатель: Сегодня мы рассмотрим домашнюю утварь, которую использовал раньше коми народ! ( Воспитатель вывешивает плакат с иллюстрацией « Домашн яя утварь коми народа ». ) Воспитатель: Ребята, посмотрите, на картине изображена старинная утварь Коми народа! Это- топор, по коми чер! Давайте, дружно скажем – ч ер! Дети: Чер. Воспитатель: Это – тесло, по коми керанчер! Давайте, вместе повторим – к еранчер! Дети: Керанчер. Воспитатель: Это – скобель, по коми г ö гын! Вместе повторим – г ö гын! Дети: Г ö гын. Воспитатель: Это – долото, по коми ö жин! Вместе скажем – ö жин! Дети: ö жин. Воспитатель: Это – резец, по коми кандрас! Давайте, повторим – кандрас! Дети: Кандрас. Воспитатель: Ребята, это всё инструменты! Как вы думаете, зачем были нужны эти инструменты Коми народу? ( Ответы детей) Воспитатель: Этими инструментами раньше могли построить дом! Мужики рубили деревья, тесали брёвна этими инструментами и строили дом! Как по коми дом? Дети: Дом – керка! Воспитатель: Посмотрите, топор – главный инструмент плотника. По большому счёту, даже если бы не было других инструментов, сруб дома можно поставить при помощи одного топора. Топоры бывают плотничные, для колки дров – колуны. Ручки деревянные, основание железное и острое. Т есло – это плотницкий инструмент, по внешнему виду оно напоминает топор. Разница в том, что его лезвие располагается перпендикулярно, относительно рукояти, как у мотыги. Ручка деревянная, основание железное. С кобель – достаточно длинная полоса металла, имеющая деревянные ручки с обеих концов, при помощи которого с дерева снимается кора. Скобели бывают прямые и изогнутые, большие и маленькие. Маленькими скобелями изготавливали заготовки для деревянных бочек. Долото, которое немножко похоже на стамеску. С этим инструментом обычно работают, ударяя по обратной стороне инструмента деревянным молотком – киянкой. Долото – заточка односторонняя, лезвие плоское, массивное, на рукояти металлический набалдашник для ударной работы. Резец – это режущий инструмент, предназначен для обработки и обточки деревянных деталей и заготовок ра зличных размеров, форм. ( Воспитатель и дети рассматривают инструменты. ) Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть! ( В месте с воспитателем дети выполняют упражнения. ) Воспитатель: Сувтöй – вс таньте, Чеччалöй – прыгайте, Мунöй – ид ите, Котöртöй – бегите, Сералöй – смейтесь, Кывзöй – слушайте. - Молодцы, садитесь на свои места! ( Дети садятся на свои места. ) Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам п оиграть в игру «Волшебный сундучок»! Вы будете вытаскивать из сундучка картинки с изображением старинной посуды и домашней утвари К оми народа! Правильно назвать предмет на русском языке и на коми языке, из чего он сделан и для чего его использовали! ( Дети по очереди вытаскивают картинки, н азывают предмет, из чего сделан и для чего его использовали. Тем детям, которые затрудняются ответить, воспитатель помогает. ) Воспитатель: Челядь, зэв шань ö сь! Вы хорошо справились с заданием! III. Заключительная часть. Воспитатель: Ребята, с каким и предметами домашней утвари вы сегодня познакомились? Дети: Топор, тесло, скобель, долото, резец. Воспитатель: Как по коми назвать топор? Дети: Чер. Воспитатель: Как по коми назвать тесло? Дети: Керанчер. Воспитатель: Как по коми назвать скобель? Дети: Г ö гын. Воспитатель: Какой из пр едметов вам запомнился больше и п очему? Дети: Долото запомнилось больше потому, что оно похоже на отвёртку и стамеску! Воспитатель: Молодцы! Теперь вы о домашней утвари К оми народа знаете на много больше! Следующий раз мы посмотрим с вами презентацию «Коми поселения»!