Картотека дидактических игр и упражнений
Документы для скачивания
Дидактические игры и упражнения по формированию умений звукового анализа слов для детей подготовительной к школе группы «Распредели картинки» Цель: нахождение заданного звука в словах на основе проговаривания. Ход игры: Воспитатель раздаёт детям картинки, где, например, ( буква «М») в разных позициях. Нужно распределить картинк и по колонкам: в первую- где( «М») в начале слова, во вторую- в середине, в третью- в конце слова. « Закрась окошечко, где живёт звук»- игра- перфокарта Цель: о пределение места звука в слове. Материал: папки- перфокарты, на которых помещают по 3 картинки, под каждой вырезаны 3 отверстия- окошка для звуков. В правом углу перф окарты дано изображение буквы. Ход игры: Дети, ориентируясь на букву, определяют место соответствующего звука в названии каждой карти нки: находят каждому звуку его «комнату» в доме, состоящем из трёх комнат- отверстий. На следующ ем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа: крас ный обозначают гласный звук, синий- твёрдый согласн ый, зелёный- мягкий согласный, синий с изображением звоноч ка- твёрдый звонкий согласный, зелёный с изображением звоночка- мягкий звонкий согласный звук. «Телеграфисты» Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов. Материал: карточки с картинками. Ход игры: Воспитатель приглашает двух дете й поиграть в эту игру, они- телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задаётся воспитателе м, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слова- название карти нки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму»- называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается. Дидактические игры и упражнения по формированию умений слогового анализа слов для детей подготовительной к школе группы « Слоговая цепочка» Цель: научить выделять в словах первый и последний слоги. Материал: карточки с картинами. Ход игры: Карточки для игры раздают играющим поровну, их надо положить перед каждым игроком сверху вниз. Начинается игра с карточки, на которой левая половинка пустая. Играющий выставляет эту карточку, называет слово- название картинки и выделяет последний слог в данном названии. Дети ищут на своих карточках слева такую картинку, у которой первый слог совпадает с данным слогом, и выкладывают её рядом с первой. Затем анализируется правая картинка второй карточки, в ней выделяется последний слог. Таким образом, в названиях левых картинок выделяется первый слог, а в названиях правых картинок- последний слог. Игра должна завершиться, когда будут выложены все картинки, последняя карточка- с пустой правой половинкой. «Разгадай ребус» Цель: научить выделять первый слог из слова, соста влять слова из слогов. Материал: карточки с картинами. Ход игры: Детям дают карточки, на которых изображен ы по две картинки. На карточке «спряталось» слово. Его надо составить, выделив из каждого слова- названия первые слоги, а затем из них сложить слово. Например, ромашка, сам олё т - роса. Выиграет тот, кто составит больше слов. Примерный картинный материал для игры. Картинки слова: голуби, раки - гора; бутылка, рябина- буря; кораблик, жаворонок - кожа; сухари, шары - суша; ромашка, тазы - рота; телефон, малина- тема; чулок, дома - чудо; вагон, рябина - Варя; карандаш, банка - кабан; банан, бабочка - баба; колобок, марка - комар; девочка, лопата- дело; лисички, самолёт - лиса; шуба, ракета - Шура. «Закончи слово» Цель: упражнять в самостоятельном подборе на слух нужного слога, подходящего по смыслу. Ход игры: Воспитатель: Я произнесу начало слова, а вы добавьте тот слог, чтобы получилось понятное слово. ( вы- фы) ( ба – па) ( сы- зы) ( са – ца) шка. . . ( фы) жа …( ба) бу …( сы) мельни …( ца) сли …( вы) шай …( ба) во…( зы) кузни…( ца) тык…( вы) ре…( па) та…( зы) поло…( са) кана …( вы) ли…( па) ту…( зы) колба…( са) голь…( фы) лу …( па) ча …( сы) актри …( са) тра …( вы) ры …( ба) какту …( сы) пшени …( ца) ша…( ры) ла …( па) гро …( зы) терра. . ( са) Дидактические игры и упражнения по построению предложений для детей подготовительной к школе группы «Лесенка предложений» Цель: составить предложение с соответствующим количеством слов. Материал: панно с сюжетными картинка ми. Ход игры: Н а панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на диване. На доске нарисована лесенка, на верхней ступеньке которой два деления, на следующей- тр и деления и т. д. , на последней- пять или шесть делений. Воспитатель предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках. Девочка сидит( два слова) . Девочка сидит на диване( три слова) . Девочка Даша сидит на диване( четыре слова) . Девочка Даша сидит на деревянном диване( пять слов) . Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване( шесть слов) . Воспитатель меняет сюжетную картину, и детям предлагается придумать предложения по такой же схеме. «Придумай предложение» Цель: р азвивать у детей речевую активность, быстроту мышления, учить составлять предложение по заданному слову. Игровое правило: п ередавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом. Ход игры: ( Дети и в оспитатель садятся в круг. Вос питатель объясняет правила игры. ) Воспитатель: Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое- либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмё т камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт любое своё слово, и передаст камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Всем всё понятно? Дети: Да! Воспитатель: Тогда начнём играть! ( Воспитатель загадывает слово и передаёт камешек сидящему радом ребёнку. Ребёнок придумывает предложение с предложенным словом, загадывает своё слово, предаёт камешек соседу. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. ) «Пара слов» Цель: учить строить простое предложение из двух заданных слов. Материал: фото или картинки летних пейзажей, ситуаций, явлений природы; разнообразные предметные картинки. Игровые действия: каждый участник игры берё т себе по одной картинке из двух стопок и придумывает предложения с названиями изображений на них. Ход игры: Воспитатель: Ребята, вы слышали когда- нибудь в грозу сильный гром? Однажды братцу « Лето » надоел этот шум. Он решил померить дождевые тучи: помогите тучкам соединить в одном предложении два разных слова. Каждый из вас по очереди подойдёт ко мне и возьмёт по одной картинке из этой стопки и из другой. По двум выбранным картинам вы должны будете придумать одно предложение! Объясняю, н апример, игрок взял две картинки: «медведь» и «солнце». Можно придумать такие предложения: - Медведь греется на солнце. - Медведю в тё плой шубе жарко на солнце. - Медведь отнял солнце у крокодила. Или, например, к артинки: «муравей» и «цветок». Можно придумать такие предложения: - Муравей залез на цветок. - Муравей спрятался в цветке от дождя. - Муравей качается на цветке. Если всем всё понятно, то начнём нашу игру! ( Дети по очереди подходят к воспитателю, выбирают картинки и придумывают предложения п риветст вуется юмор, распространё нные фразы. )