a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект Сказкотеропия

Автор: Наволоцкая Ирина Аркадьевна Опубликовано: 2023-02-07 12:22:44

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Чайка Проект « Сказкотерапия как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Ср оки реализации с 11. 11. 2021 по 13. 12. 2021 Исполнители проекта: Горчакова Н. А( учитель- логопед) Иванова О. А. ( воспитатель) Наволоцкая И. А. ( воспитатель) Насонова Т. П. ( Муз. р ук- ль) Черногорск, 2021 Проект « Сказкотерапия как средство развития речи и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Исполнители проекта: Горчакова Н. А( учитель- логопед) , Иванова О. А. ( воспитатель) , Наволоцкая И. А. ( воспитатель) , Насонова Т. П. ( Музыкальный руководитель) . Участники проекта: Дети старшей группы компенсирующей направленности:   участвуют в разных видах деятельности( познавательной, игровой, практической) . Воспитатели и учител ь- логопед:   осуществляет педагогическое просвещение родителей по проблеме; организуют деятельность детей и родителей. Музыкальный руководитель:   организует музыкальное сопровождение театрализованных представлений, постановок. Родители:   участвуют в совместной деятельности; делятся опытом с другими. Тип проекта: краткосрочный. Сроки реализации: с 11. 11. 2021 по 13. 12. 2021 Проект направлен на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста( ОНР) , посещающих группу компенсирующей направленности. Актуальность проекта: Развитие речи  становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, агрессивно- примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных фильмов и мультфильмов. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения,   развития  и воспитания детей – один из насущных вопросов  дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к  развитию личности ребёнка. В общей основе развития личности лежит овладение речью. По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, не достаточный потенциал личности.   П оследние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых нарушений стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно страдает речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально- волевая сфера, творческая активность.   Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми имеющих отклонения в речевом развитии, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Использование сказочного контекста в дидактических играх служит хорошим подспорьем для развития высших психических функций. Цель проекта: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии. Задачи проекта: № Задача Планируемые результаты Механизм измерения результатов Сроки решения задачи 1 Знакомство детей с языковой культурой через чтение русских народных или авторских сказок Повысился интерес к книге, как к произведению искусства. Сформированно умение внимательно слушать, анализировать сюжет и делать выводы. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, На протяжении всего проекта 2 Формирование богатой, образной речи, совершенствование коммуникационной сферы ребёнка через ис пользование «сказочных» языковы х средств Повышение уровня речевого развития детей; дети знают алгоритм составления текстов сказочного содержания и умеют дополнять их описаниями и диалогами; Беседы по содержанию скозочного сюжета, воспроизведение сказочного сюжета с опорой на иллюстативные схемы. На протяжении всех этапов проекта 3  Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, в подготовке совместно с педагогом и родителями необходимых атрибутов и декораций, распределении ролей. С оздавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки. В процессе инсценировки сказок дети эмоционально раскрепощаются, овладевают навыками выражения собственных чувств и переживаний посредством мимики, жестов, конструктивно построенного диалога. Развитие монологической и диалогической речи в играх инсценировках Инсценировка отрывков знакомых сказок. , Выполнение упражнений для творческого раскрепощения, отработка интонационной стороны речи. Игра инсценировка на фланелеграфе « Сочини сказку» В основном этапе и заключительном 4 Способствовать развитию творческой инициативы через совместную деятельность взрослого и ребенк а( чтение книг, изготовление поделок, рисунков по тематике прочитанного произведения) . Повышение уровня творческой инициативы через изготовление поделок и рис унков, Поддержание речевой активности, формирование связной речи через презентацию детьми своих творческих работ. Формирование традиции « семейного» чтения. Проведение опроса среди родителей на тему значимости проекта в данной группе. Консультирование родителей. Организация выставки и презентации творческих работ. В первом и заключительно м этапе проекта Механизм реализации проекта Реализация проекта проходила в три этапа: I этап. Подготовительно- информационный: Анкетирование родителей « Сказка в жизни вашего ребенка». Постановка проблеммы: Низкий уровень осведомленности у родителей и недостаточный интерес у детей к сказке как источнику народной мудрости и культуре. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта через совместную деятельность. Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Информирование родителей о реализации данного проекта. Подборка методической, справочной, художественной литературы, пословиц, поговорок. Составление перспективного плана по данному проекту. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно- ролевых игр с детьми. Создание мини – библиотеки по сказкам для детей в центре худ. Литературы. Подбор материала для картотеки подвижных игр и пальчиковой гимнастики на тему сказок. Сотрудничество с родителями:  беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательн образовательному  процессу в ДОУ. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театролиз ованных игр II этап. Практически й- познавательный: Организация познавательной деятельности детей: Провести цикл  познавательных мероприятий. . Познавательная беседы  «Сказки- добрые друзья», «Мои любимые сказки». Познавательные мероприятия. Отгадывание загадок о сказочных героях. Заучивание отрывков из сказок для постановки кукольного театра для детей и родителей. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Совместная деятельность дома. Совместная работа детей и родителей творческое задание «Любимая сказка».   Консультация для родителей  «Какие сказки читать ребёнку на ночь», « Сказкотерапия ». Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы( авторские и руссконародные сказки) , Д идактические и сюжетно- ролевые игры, утренние беседы «Рассказ о прочитанной сказке дома »( ежедневно) ,   ситуативное общение. Развитие диалогической и монологической речи в рамках игры- инсценировки на фланелеграфе «Сочини сказку» III этап. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата. Оформление выставки семейного творчества «Наши любимые сказки»; Презентация детьми своих творческих работ. Игра- В икторина « Угадай сказку » Работа над театральной постановкой сказки В. Г. Сутеева « Под грибом ». Создание итогового отчетного фильма по результатам проектной деятельности Презентация проекта План реализации проекта Мероприятие Срок Исполнители Планируемые результаты Подготовка к реализации проекта Знакомство детей с языковой культурой через чтение русских народных или авторских сказок Анкетирование родителей. С 5. 11. 2021- 8. 11. 2021 Педагоги Постановка проблемы Беседа с родителями о реализации данного проекта 8. 11. 2021 Педагоги, родители Вызвать интерес у родителей к участию в данном проекте В ц ентре художетсвенной литературы организовать мини- библиотеку авторских народных сказок. 11. 11. 2021 Педагоги( Подбор литературы) Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с книгой, сказочным сюжетом при рассматривании иллюстраций Изготовление картотеки подвижных игр и пальчиковой гимнастики С 8. 11. 2021 по 11. 11. 2021 Педагоги( подбор материала) Развитие мелкой и крупной моторики, координации речи с движением в свободной деятельности Формирование богатой, образной речи, совершенствование коммуникационной сферы ребёнка через использование «сказочных» языковых средств Беседы «Сказки–добрые друзья», «Мои любимые сказки», «какие сказки вам читают дома» 11. 11. 2021- 15. 11. 2021 Педагоги, ( проведение беседы) . Родители( Чтение сказок дома) Дети знакомятся с основными героями и сюжетом русских народных и авторских сказок, в ходе беседы анализируют сюжет, делают выводы о морали сказки. Чтение сборника « Русские народные сказки». Отгадывание загадок о сказочных героях С 18. 11. 2021- 22. 11. 2021 Педагоги( во время свободной деятельности) Знакомство детей с русскими народными сказками. Формировать умение узнавать сказочных героев по их характерным признакам и особенностям. Чтение авторских сказок. С 25. 11. 2021 по 29. 11. 2021 П едагоги( чтение сказок, анализ сказочного сюжета в ходе беседы, направление детей на выявление морального смысла сказки и послупков персонажей) Знакомство детей с героями авторских сказок. Сформировать навык выявления морального смысла анализируя поступки сказочных героев. Утренние беседы «Рассказ о прочитанной сказке дома»( ежедневно) ,   тренинги, ситуативное общение. На протяжении всего проекта Педагоги( организация беседы) Дети старшей группы( пересказ сюжета прочитанных дома книг) . Родители( чтение сказок детям дома) Совершенствование образной речи, коммуникативного навыка. . Сплочение детей и родителей в совместном времяпрепровождении. Дидактические игры по сюжету прочитанных сказок « Кто лишний», « Назови сказку по сказочному герою», « Найди волшебный предмет». С 25. 11. 2021 по 29. 11. 2021 Педагоги( создание условий для игровой ситуации) Дети старшей группы Развитие логического мышления, речевой активности. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, способствовать речевой активности. Способствовать развитию творческой инициативы через совместную деятельность взрослого и ребенка Инсценировка знакомых сказок с помощью кукольного и плоскостного театра С 18. 11. 2021- 29. 11. 2021 Дети старшей группы компенсирующей направленности Развитие творческой активности. Дети осваивают навык инсценировки по ролям, осуществляется работа над постановкой диалогической и монологической речи, интонации. Игры- инсценировки на фланелеграфе « Сочини сказку» С 2. 11. 2021- 6. 11. . 2021 Педагоги( создание условий для игровой ситуации) Дети старшей группы( са мостояте л ьное составление сюжета с помощью фигур персонажей) Формирование умения составлять сюжет, вести диалоговую речь от лица персонажей. Обыгрывание ситуаций по заданию Разучивание ролей для итогового показа инсценировки В. Г. Сутеева « Под грибом» 2. 12. 2021- 13. 12. . 2021 Педагог и( подготовка сценария) Дети старшей группы( разучивание диалога по ролям) Р одители( помощь в изготовлении костюмов, разучивании детьми ролей) Эмоциональное раскрепощение воспитанников, обогощение словарного запаса Подведение итогов Игра – викторина « Угадай сказку» 6. 12. 2021 Педагоги( создание условий для игровой ситуации) Дети старшей группы( участие в игре викторине) Подведение итогов Оформление выставки семейного творчества «Наши любимые сказки » Презентация детьми своих творческих работ, изготовленных совместно с родителями 10. 12. 2021 Педагоги( привлечение семей воспитанников, оформление выставки творческих работ) Дети и родители старшей группы( изготовлени е творческих поделок на тему « Н аши любимые сказки) Сплочение детско- родительских отношений через совместное творчество Театральная постановка сказки В. Г. Сутеева « Под грибом» 13. 11. 2021 Дети старшей группы( инсценировка сказки) Эмоциональное раскрепощение воспитанников, обогощение словарного запаса, совершенствование речевого навыка. Общая оценка проекта При работе с детьми было отмечено что дети не знают многие сказки, не могут назвать героев и пересказать самый элементарный сюжет хотя при чтении сказок в группе все дети проявляют интерес. В ходе постановки проблемы проекта мы отмети ли, что в ходе анкетирования 75% родителей не уделяют должного внимания чтению сказок своим детям, и не имеют представления о значимости необходимости чтения сказок. Для педагогического просвещения родителей мы подготовили консультации и проводили беседы о пользе сказок в всестороннем развитии детей. Для наглядности был оформлен стенд в приемной где родители знакомились с консультативным материалом и наблюдали этапы протекания проекта в фотоотчете. В ходе реализации проекта мы отметили большую заинтересованность не только со стороны детей, но и со стороны родителей. Анализ ожидаемых результатов показал, что в процессе реализации проекта у детей был отмечен устойчивый интерес к сказкам и театральной  деятельности;   Была введена традиция утренней беседы на тему « Сказка с которой я познакомился дома», где дети стали овладевать навыком пересказа, совершенствуя связную речь. Так же дети познакомились с произведениями не только народных сказок, но и авторских, научились анализировать сюжет, делать вывод о морали сказки корректировать свои поведенческие проблемы. Повышению творческой инициатив, развитию памяти и монологической и диалогической речи послужило создание условий со стороны педагогов для инсценировки детьми сказочных сюжетов, дидактических и ролевых игр. Помимо выполнения постав ленных в рамках проекта задач мы стремились создать условия для скрепления детско- родительских отношений в совместном времяпрепровождении не только при чтении книг для детей, но и творче ской продуктивной деятельности, презентация которой стала итогом нашего проекта. Дети с большим увлечением рассказывали о любимых персонажах и сказочных сюжетах, что, несомненно, благотворно влияло на формирование связной речи у воспитанников старшей группы компенсирующей направленности. Таким образом, подводя итоги мы отметили, что завершая период, отведенный на реализацию проекта мы добились результата приближенного к ожидаемому. Для закрепления эффекта планируем и дальнейшее использование приема сказкотерапии для развития речи воспитанников и их всестороннего развит ия.

Коментарии
написано 2023-04-22 19:33:57
Ответить
написано 2023-04-22 19:34:27
Ответить

Оставить комментарий: