Доклад "Экспериментальная деятельность с использованием сказки"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Андринская средняя общеобразовательная школа» Мастер- класс с педагогами по экспериментированию «Экспериментальная деятельность с использованием сказк и ». Подготовила воспитатель I категории: Невжинская Н. Н. 2022г. Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер- класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по теме «Экспериментальная деятельность с использованием сказки » Задачи: - Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области экспериментальной деятельности. - Сформировать у участников мастер- класса мотивацию на использование в образовательном процессе опытно- экспериментальной деятельности, способствующей развитию познавательной активности дошкольников- Создать положительно эмоциональный климат у педагогов. Ход мастер- класса: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рад а приветствовать вас на мастер- классе по теме «Экспериментальная деятельность с использованием сказки ». Дума ю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что- то новое, интересное и увлекательное. Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — есте ственное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Согласно ФГОС ДО, мы используем деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. Считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку. ( Звучит музыка из сказки. На столе стоит сундучок. ) Давайте ласково обратимся к сундучку и посмотрим, ч то же лежит в этом сундучке: «Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» ( воспитатель открывает) - Здесь живет сказка! - Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно. - Вы, наверное, помните лягушонка из произведения С. В. Михалкова «Упрямый лягушонок ». Родился Лягушонок З а городом, в пруду. Он рос у папы с мамой В сё время на виду! И громче всех он квакал, И прыгал далеко, Но было папе с мамой С ребёнком не легко. Была строга с ним мама, Был папа тоже строг, Но всё ж его упрямства Никто сломить не мог. Он как- то оказался О дин на берегу, И про себя решил он: «Возьму и убегу! Сегодня я расскажу вам, что же с ним произошло дальше. - Так как лягушонок был очень любопытным, то захотел вновь отправиться в путешествие. Но на этот раз он решил далеко от пруда не уходить, а понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом. - Выглянув из пруда, он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то лягушонок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы. Сейчас мы с вами понаблюдаем за этим необычным явлением самостоятельно. ОПЫТ № 1 «Волшебные цветы» МАТЕРИАЛЫ: - вода- миска- бумага- ножницы- карандаш. Вырежьте из бумаги цветы. С крутите карандашом, лепестки к центру. Используйте разную бумагу: тонкую, толстую, картон… Опустите кувшинки на воду. Что происходит? ( Лепестки цветов «распускаются») . Почему? Объяснение: Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки" раскрываются" . Какой цветок распустится самым первым, а какой последним? Можно положит ь в воду цветы из разной бумаги и картона. Вывод: Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются». Но чудеса у пруда на этом не заканчивались. Вдруг на воде появились необычные узоры, будто кто- то невидимый рисовал на воде красками. Давайте вместе с лягушонком полюбуемся этой волшебной красотой. Именно такие необычные узоры можно создать прямо в тарелке. ОПЫТ № 2 «Цветные узоры». МАТЕРИАЛЫ: - т арелка с молоком- пищевые красители- средство для мытья посуды- ватная палочка Насыпаем разные цвета красителя( можно жидкий краситель) , дуем на молоко, чтобы получились еще более прекрасные узоры. Берем ватную палочку и обмакиваем ее в средство для мытья посуды. Опустите палочку в центр тарелки с молоком. Красители" сбегаются" и перемешиваются, получаются необычные круги. Что происходит? Настоящий взрыв цвета в тарелки! Как же получился взрыв цвета? Вывод: молоко состоит из молекул жира. При появление моющего средства молекула разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемащиваются красители. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Вдруг лягушонок громко рассмеялся увиде в, как маленькие рыбки резвились на солнышке. Они то появлялись на водной глади озера, то опускались на самое дно. ОПЫТ № 3 «Рыбки играют» МАТЕРИАЛЫ: - минеральная вода- мелкие кусочки пластилина- в иноград Воспитатель: - Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки и виноград. - Почему пластилин падает на дно стакана? ( Он тяжелее воды, поэтому тонет) . - Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему? Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно. Как вы думаете, почему рыбы плавают? У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает. Воспитатель: - Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь, лягушонок очень обрадовался дождю. ОПЫТ № 4 «Дождевые облака» МАТЕРИАЛЫ: - банка с водой- пена для бритья- пипетка- окрашенная вода синего цвета Проведение: В банке на 2/ 3 налита вода. Выдавим пену прямо на поверхность воды, чтобы она была похожа на кучевые облака. Теперь пипеткой на пену накапайте окрашенную воду. - Что мы видим? ( Цветная вода пройдет сквозь облака и продолжит свое путешествие) - Какой вывод можно сделать? ( Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю) Воспитатель: Прошло немного времени, и дождь закончился, выглянуло солнышко и на небе появилась радуга. ОПЫТ № 5 «Радуга- д уга» МАТЕРИАЛЫ: - два стакана с водой- салфетка белая- фломастеры всех цветов радуги Описание опыта: Берем бумажную салфетку. Отступив от нижнего края 1–2 см, рисуем фломастером полоски длиной около 1 см в последовательности цветов радуги. Погружаем края салфетк и в стакан ы с водой, стараясь не касаться разноцветными отметками самой воды. Мы видим, как радуга поднимается по салфетке. Вывод: Бумага имеет волокнистое строение, которое напоминает строение стебля растений. Попадая в тонкие волокна ( у растений они называются капилляры) , вода принимает вогнутую форму и стремиться подняться вверх. Чем тоньше волокно, тем выше поднимается вода. Воспитатель: - Лягушонку понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него еще осталось очень, много вопросов, на которые теперь он будет искать ответы и мы ему в этом поможем. Итог: Следовательно опытно- экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по- иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в э том мы сейчас с вами убедились. Очень ответственным является конечный этап эксперимента- анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае не устраивать фронтальный опрос, а предоставить детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия. Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый реб ё нок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы « открытие» сделал сам. Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! Спасибо за внимание.