a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Общесадовое собрание "Особенности проявления агрессивности у ребенка"

Автор: Прищепа Валентина Алексеевна Опубликовано: 2023-02-11 12:46:24

Документы для скачивания

МКДОУ «Детский сад №8» План- конспект родительского собрани я «Профилактика негативных проявлений в детской среде» Составила Тема: Профилактика негативных проявлений в детской среде Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах в понимании проблем детской агрессивности. Задачи: познакомить родителей с понятиями «агрессия», «агрессивность»; предоставить родителям возможность самостоятельно составить портрет агрессивного ребенка, а также выделить основные причины детской агрессивности; формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей ее преодоления; познакомить родителей с методиками по устранению и профилактики агрессивного поведения у детей. Форма мероприятия:  «Душевный разговор»  Участники: род ители, психолог, воспитатели. Оборудование: мультимедийная установка, аудиозапись, карточки с описанием проблемных ситуаций, памятки по теме собрания. План собрания: Приветствие. Просмотр видеоролика «Агрессивность». Выступление воспитателя «Что такое агрессия и агрессивность». Упражнение «Портрет агрессивного ребенка». Мозговой штурм «Причины детской агрессии». Выступление психолога. Ход собрания Приветствие Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители!  Мы очень рады видеть вас! Предлагаю начать нашу встречу с Просмотра видеоролика «Агрессивность». Воспитатель: Я думаю всем понятно, о чем мы будем сегодня говорить – это детская агрессия. Презентация «Что такое агрессия и агрессивность? » 1слайд Что такое агрессия? Сочетание социальных, семейных, психологических неблагоприятных факторов  негативно влияет на развитие детей, вызывая, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Наверняка нет ни одного взрослого человека, который бы не сталкивался с детской агрессией. Проявления детск ой агрессивности часто загоняют родителей в тупик. «Как же так? Ведь мы так любим ребенка, стараемся учить его только доброму … », – разводят руки мамы и папы. Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, а еще несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Недаром говорят: « Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения  своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли» Давайте рассмотрим проблему детской агрессии со всех сторон. Психологи выделяют 5 видов агрессии 3слайд Виды агрессии Физическая – физические действия против кого- либо. Вербальная – угрозы, крики, ругань и пр. Косвенная: Направленна – сплетни, злобные шутки; Ненаправленная – крики в толпе, топание и т. д. 4. Раздражение – вспыльчивость, грубость. 5. Негативизм – оппозиционная манера поведения. 4слайд Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных действий для реализации своих целей. Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление: Стиль воспитания в семье( гипер- и гипоопека) ; Повсеместная демонстрация сцен насилия; Нестабильная социально- экономическая обстановка; Индивидуальные особенности человека( сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т. д. ) . Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Агрессивность ребенка может быть физически и психически обусловленной: Агрессивные реакции характерны для детей младенческого возраста и раннего возраста: у младенцев как реакция на физический дискомфорт; у детей раннего возраста из- за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из- за незнания нравственных правил и норм. Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию – функцию самосохранения как физического, так и эмоционального. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Взрослым  не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Детям с агрессивным поведением свойственны некоторые общие черты: эмоциональная грубость, озлобленность, как в отношении сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная самооценка, повышенная тревожность,  неумение находить правильный выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов. 5слайд Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий. Что бы лучше разобраться в данной проблеме, попробуем самостоятельно определить черты агрессивного ребенка. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка» Цель упражнения: развитие умения выделять существенные черты агрессивного ребенка, работать в группе, принимать групповое решение. Роди тели объединяются в 2 группы. Каждая группа совместно составляет список черт, которые свойственны агрессивным детям, тем самым составляет портрет агресс ивного ребенка. Затем каждая группа зачитывает составленную характеристику, затем проводится общее обсуждение. Слайд 7 Обобщение: критерии выявления агрессивных детей. Ребенок: Отказывается от коллективной игры; Не понимает чувств и переживаний других детей; Часто ругается со взрослыми; Создает конфликтные ситуации; Суетлив; Не может адекватно оценить свое поведение; Имеет мускульное напряжение; Мало и беспокойно спит; Часто теряет контроль над собой; Часто спорит и ссорится с окружающими; Намеренно вызывает у других чувство злости и раздражения; Часто винит других в своих ошибках и неудачах; Часто испытывает чувство злости, устраивает драки; Угрожает другим людям; Проявляет физическую жестокость к людям и животным; Намеренно портит имущество, чужие вещи; Не способен забыть обиду, пока не отплатит «обидчику». Если у ребенка в течение полугода устойчиво проявлялась большая часть из п еречисленных критериев, можно предположить, что ребенок обладает агрессивностью как качеством личности. Давайте теперь попытаемся разобраться с причинами проявления агрессивного поведения у детей. Ведь только понимая причины возникновения нежелательных ситуаций, мы можем предотвратить их появление или исправить то, что уже произошло. Слайд8 Мозговой штурм «Причины детской агрессии» Род ители высказывают свое мнение о причинах агрессивности у ребенка. Причины появления агрессии у детей. Причины проявления агрессии у детей могут быть разными: соматические и психические заболевания, недостаточное развитие интеллекта, низкий уровень самоконтроля, повышенная возбудимость нервной системы, неразвитость коммуникативных навыков. Раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам дети нуждаются в помощи специалиста – психоневролога. Часто причиной детской агрессивности являются отношения в семье.  Ребёнок копирует агрессивное поведение членов семьи – хамство, ругань, унижения,  оскорбления. В таком случае агрессивность становится нормой его жизни. Непоследовательность родителей  в формировании нравственных ценностей  озлобляют детей, настраивают их против родителей и окружающих людей. Таким родителям сегодня удобны одни нормы в поведении ребёнка, а завтра другие. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. Безразличное отношение  к ребёнку, нежелание общаться, нетерпимость, характер наказаний, властность родителей способствуют формированию детской агрессивности. Противоречивое поведение  в отношении к ребёнку, когда папа и мама предъявляют к нему противоположные требования, также может спровоцировать проявления агрессивности. В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ.   Способствуют этому компьютерные игры. Совершая в них виртуальные  акты насилия, ребёнок перестает видеть грань между игрой и реальностью. Обобщение: Да, действительно очень много причин, вызывающих у детей агрессию и мы в этом сейчас убедились. И мне в споминаются слова Р. Кемпбелла: «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отраж ает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ниче го не дать, ничего в ответ и не получишь». Необходимо учить свое дитя бесконфликтно общаться с другими детьми. Да, мы обязаны устанавливать правила и запреты и не возмущаться при этом, что дети против них протестуют и пытаются с ними бороться. Это нормально, если все происходит в определенных рамках, ведь мы не хотим видеть абсолютно покорного ребенка. Гнев может вспыхнуть, когда тебя критикуют, когда от тебя что – то требуют или запрещают. Проявление агрессивных влечений у детей – вполне нормальное явление. Если ребенок в гневе, и причиной является ваш запрет, то не осуждайте его за это. Оставьте запрет в силе, но при этом посочувствуйте, утешьте его, предложите какой – ни будь компромисс. Воспитатель: Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной. Мы благодарим всех за искренность и просим вас поделиться впечатлением Родителям предлагается  памятка «Как избавиться от гнева» 1. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы начинаете заводиться, раздражаться: - намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не делайте резких движений; - используйте технику глубокого дыхания – сделайте три коротких вздоха и один длинный выдох. 2. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии( «Извини, я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Давай поговорим чуть позже» или «Извини, я сейчас очень раздражена») 3. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. Именно ваш пример того, как адекватно справляться с раздражением поможет вашему ребёнку освоить приемлемые формы выражения гнева и использовать их в сложных ситуациях: - старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения; - посчитайте до 10; - напрягайте и расслабляйте кисти рук, дышите медленно и глубоко; - разорвите или сомните бумагу, ненужную газету; - потопайте ногами, побейте подушку; - сделайте для себя что- нибудь приятное, что могло бы вас успокоить( примите теплую ванну, душ; выпейте воды мелкими глотками, позвоните друзьям; просто расслабьтесь, лёжа на диване; послушайте любимую музыку; переключите мысли, подумав о чём- то хорошем) . Способы выражения гнева у детей: Громко спеть любимую песню. Пометать дротики в мишень. Попрыгать на одной ноге. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом. Пускать мыльные пузыри. Устроить бой с боксерской грушей или подушкой. Полить цветы. Погоняться за кошкой( собакой) . Пробежать несколько кругов вокруг дома. Поиграть в настольный футбол( баскетбол, хоккей) . Сломать несколько ненужных игрушек. Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит». Стучать карандашом по столу. Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его. Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее. Послушать музыку. «Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд. Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий. Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо. Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его успехов. При общении с детьми рекомендуется употреблять следующие выражения: Ты у меня самый умный, ( красивый ит. д. ) Как хорошо, что ты у меня есть. Ты у меня молодец! Я тебя очень люблю. Как ты хорошо это сделал, научи и меня этому. Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

Оставить комментарий: