Лекция "Роль воспитателя и физкультурного работника в оздоровлении детей дошкольного возраста
Документы для скачивания
Роль воспитателя и физкультурного работника в оздоровлении детей дошкольного возраста На сегодняшний день проблема здоровья очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, ч то здорового ребенка легче воспитывать. Закон «Об образовании» и Ф едеральный закон «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» акцентирует свое внимание на охране здоровья детей и ответственности образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса. Одной из приоритетных задач ФГОС ДО- сбережение и укрепление здоровья дошкольников, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей. В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего развития личности. Укрепление и сохранение здоровья ребенка в дошкольном учреждении зависит от правильно выстроенной деятельности физкультурного работника и воспитателя. При дифференцированном подходе физкультурного работника и воспитателя, их тесном контакте возможно проведение эффективных, полноценных физкультурных занятий с выполнением программных требований ФГОС ДО. В ДОУ физкультурные занятия- это основная форма организации физического воспитания. Слаженные действия физкультурного работника и воспитателя необходимы для того, чтобы занятие прошло эффективно. Так как физкультурные занятия самые травмоопасные, то от четкой организации педагогами занятий зависит не только здоровье, но и жизнь детей. А значит на физкультуре обязательно не только присутствие, но и активная помощь воспитателя. Формирование у детей двигательной культуры, повышение двигательной активности, положительного настроя, напрямую зависит от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с физкультурным работником. Роль воспитателя: знать содержание занятия заранее; подготовить детей к занятию( одевания спортивной формы, обуви, своевременный приход в зал) ; обсудить с работником физкультуры организационные моменты; информировать физкультурного работника о физическом состоянии детей, о том кто из детей пришел после болезни; знать методики обучения движениям общеразвивающих упражнений, особенности выполнения движения, технику выполнения; при ознакомлении с новыми упражнениями должен следить за правильностью их выполнения, при необходимости помогать ребенку; помогает размешать и убирать оборудование; контролировать правильность выполнения упражнений воспитанниками, обращая особое внимание на детей в задних рядах; помогать физкультурному работнику, осуществлять страховку дошкольников; следит ь за дисциплиной и самочувствием детей; определять признаки переутомления. Роль физкультурного работника: накануне ознакомить воспитателя с содержанием занятия; обсудить организационные моменты; организует и проводит занятие; расставляет и убирает необходимый спортивный инвентарь; показывает движения и действует в соответствии с образцом; контролирует правильность выполнения упражнений; подводит итог занятия. Необходимо отметить, что воспитатель лучше инструктора знает психологические особенности каждого ребенка своей группы. На протяжении всего занятия должна присутствовать дружеская атмосфера, доброжелательные отношения между детьми, детьми и взрослыми. В случае возникновения конфликтной ситуации, воспитатель, используя педагогические приемы, должен разрешить их. При совместной работе работника по физкультуре и воспитателя, их обязанности можно распределить следующим образом: - специалист занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными( и наоборот) ; - специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными( и наоборот) ; - специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью; - специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой; - специалист занимается с более успешными детьми, воспитатель с остальными; - инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой, если движения осв оены детьми. Такие варианты можно использовать в зависимости от способа организации занятия. Примерное распределение обязанностей в ходе занятия: № Физкультурный работник Воспитатель 1часть обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы и бега, выполняет бег вместе с детьми. следит за осанкой детей и за внешними признаками утомления, выполняет ходьбу вместе с ними. 2 часть ОРУ объясняет и показывает упражнение, контролирует его правильность выполнения следит за правильностью выполнения упражнений, помогает детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает принять исходное положение, исправляет неверно выполненное упражнение. Основные виды движения расставляет инвентарь, объясняет и показывает упражнения детям, контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, занимается с первой подгруппой. контролирует правильность выполнения, исправляет неверно выполненное движение, обеспечивает страховку, вместе с детьми помогает убирать инвентарь, занимается со второй подгруппой. 3 часть Игра сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей. на первом этапе разучивания берет на себя роль, на последующих- принимает участие в игре, следит за соблюдением правил и за внешними признаками утомления. Все вышеперечисленное определяет очень важные функции воспитателя и показывает, какую огромную роль играет воспитатель на занятиях по физической культуре. Воспитатель- самый главный помощник, без его помощи будет очень трудно реализовать все поставленные образовательные и воспитательные задачи. Рассмотрим функции педагогов при разных способах организации детей во время проведения занятий: 1. Фронтальный способ( все дети выполняют одинаковые упражнения) . Физкультурный работник и воспитатель следят за правильностью выполнения упражнений и осанкой детей. 2. Групповой способ( дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание) . Воспитатель и физкультурный работник занимаются со своими группами. 3. Индивидуальный способ( выполнение отдельных упражнений каждым ребенком самостоятельно) . Физкультурный работник и воспитатель помогает каждому ребенку увидеть недостатки, и качество выполнения упражнений. При необходимости прийти на помощь. 4. Круговой. Педагоги делят обязанности между собой, следят за качеством и обеспечивают безопасность. После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Д вигательные навыки и игры он закрепляет с детьми в течение всего дня, в часы игр и прогулок. Еще одним примером сотрудничества физкультурного работника и воспитателя является организация физкультурных досугов, праздников, дней здоровья, походов. Физкультурный работник заранее готовится к проведению мероприятия, совместно с воспитателем разрабатывает его план, подбирает инвентарь. Таким образом, эффективность оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста зависит от уровня владения педагогами методикой организации и проведения разных способов оздоровления, а также от взаимодействия и взаимопонимания воспитателя и физкультурного работника. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи.