Консультация для педагогов«Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Документы для скачивания
Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС» Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения. В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но и ребёнку легче адаптироваться в социальном окружении. В соответствии с ФГОС трудовое воспитание- одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. • развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества Принципы: • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка…. • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения( амплификации) детского развития • принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности • принципа возрастной адекватности дошкольного образования( соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) • принципа развивающего образования( системности и последовательности) ; • принципа новизны( использование новейших информационных технологий) ; • принципа интеграции( взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий) Виды труда в ДОУ • Самообслуживание • Хозяйственно- бытовой труд • Труд в природе • Ручной труд Организация труда детей В каждой возрастной группе в начале года воспитатель распределяет детей на подгруппы, учитывая при этом их склонности, способности, психологические особенности, симпатии, уровень навыков и умений. Ребятам старшей и подготовительной к школе групп предлагает объединиться в подгруппы самостоятельно по интересам и желанию. Дети сами придумывают названия своих подгрупп, которые закрепляются за ними на весь год( при желании ребята могут изменить эти названия) . Во второй младшей группе детей распределяют на 4 подгруппы; в средней, старшей и подготовительной к школе группах — на 5 подгрупп. Все виды работы планируются поочередно с каждой подгруппой. Организация дежу рств в к аждой возрастной группе соответствует возрасту и возможностям детей. Во всех возрастных группах дежурства организуют по подгруппам, устанавливая очередность( один день в неделю) . Во второй младшей группе малыши начинают дежурить по столовой со второй половины учебного года. Обычно по понедельникам в этой возрастной группе данную работу специально не планируют, а привлекают к ней ребят по желанию: после выходных дней малыши нередко приходят в детский сад в плохом настроении, поэтому от воспитателей в этот день требуется особое внимание к каждому ребенку. В средней группе в первую половину года обычно вводят дежурство по столовой всей подгруппой. Усложнение идет за счет увеличения объема работы( полная сервировка стола) . Со второй половины года детей начинают обучать дежурству по подготовке материалов к занятиям, поэтому трое ребят дежурят по столовой( объем работы увеличивается—каждый ребенок накрывает два стола) и трое —п о занятиям. На следующей неделе вид труда для дежурных меняется и т. д. В старших группах вводится дежурство по природному уголку. В каждом виде дежурств участвуют уже по два дежурных. Детям предлагают самостоятельно распределиться в труде. Каждая подгруппа дежурит 1 раз в неделю. На следующей неделе виды труда меняются. Обычно дети самостоятельно соблюдают очередность. Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по- разному. Так, во второй младшей группе она проводится часто — 1 раз в неделю с каждой подгруппой. По мере приобретения детьми навыков объем плановой работы уменьшается в средней, старшей и подготовительной группах до 2 раз в месяц с каждой подгруппой. Работа по привитию детям навыков самообслуживания в процессе игровой и трудовой деятельности( убрать на место игрушки, подготовить к занятиям свое рабочее место и убрать его и пр. ) в группах младшего и среднего дошкольного возраста планируется в игровой деятельности, в поручениях и на занятиях. Совместный труд детей и взрослых планируется со второй младшей группы. Значимость этого вида труда с каждым годом возрастает, содержание усложняется, доля участия детей в нем увеличивается. В группах среднего и старшего дошкольного возраста этот вид трудовой деятельности планируют чаще. В старшей и подготовительной к школе группах вводится коллективный( фронтальный) труд, предусматривающий одновременную организацию всех детей группы. Это хозяйственно- бытовой труд, направленный на поддержание чистоты и порядка в помещениях, на участке; труд в природе, ручной труд. Такая форма объединения детей в трудовом общении упражняет их в самостоятельной организации деятельности целого коллектива; развивает умение трудиться вместе для осуществления единых целей; дает возможность оценить сформированность детского коллектива. В процессе организации коллективного труда детям предлагают объединяться в новые подгруппы по интересам, желанию. Для того чтобы было удобно осуществлять воспитательно- образовательную работу с детьми, желательно распределить шкафы в раздевальных и умывальных комнатах, кровати в спальнях таким образом, чтобы ребята каждой подгруппы были рядом. Планирование работы с подгруппой детей не означает, что со всеми ребятами, входящими в нее, должна всякий раз проводиться работа по развитию навыков и умений. Она осуществляется, прежде всего, с теми детьми, у которых навыки не сформированы или недостаточно развиты. Например, двое ребят в подгруппе научились быстро раздеваться и соблюдать порядок в шкафах с одеждой. Значит, далее педагог будет не обучать их, а контролировать сохранение этих навыков и поддерживать интерес детей к самообслуживанию. Когда педагог намечает работу с определенной подгруппой, например, дав детям поручение, то это не означает, что поручение всегда является для подгруппы коллективным. Решая воспитательно- образовательные задачи, воспитатель может каждому из 6 детей подгруппы дать индивидуальное поручение: одному—помыть растения, другому—заняться их опрыскиванием, третьему—натереть морковь на терке и смешать ее с молотым сухарем для корма птички и т. д. Если есть необходимость в углубленной работе с детьми, требующей затраты времени и усилий, нет смысла давать поручения одновременно всем детям подгруппы. На усмотрение воспитателя поручения могут быть эпизодические, длительные и отсроченные по времени( «Завтра нужно сделать. ») . В процессе работы педагог должен использовать любые ситуации, в которых проявляется инициативность и самостоятельность ребят( кто- то нечаянно пролил воду, другой заметил и без напоминания протер пол) . Такие поступки всегда следует поощрять и делать это нужно по- разному. За хороший поступок, совершенный ребенком в первый раз, оценка дается в ярко выраженной эмоциональной форме, в следующий раз — более сдержанно, чтобы ребенок не привык делать хорошее только ради похвалы и у него формировалось мнение, что так поступать должен каждый, в этом нет особой заслуги, такое поведение само собой разумеется. Таким образом у детей формируется стремление самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке; умение трудиться без напоминаний, указаний, подсказок. Опыт показывает, что к 5 годам у большинства детей начинает явно проявляться желание трудиться по собственной инициативе. Ребята становятся нетерпимыми к беспорядку; сами, без просьбы и поручений взрослых, стараются его устранять, причем не только стремятся к деятельности, представляющей для них определенный интерес, но и выполняют работу обычную, необходимую. К концу старшего дошкольного возраста это желание переходит в стойкую привычку, становится нормой поведения. В процессе детской деятельности всегда бывают ситуации, когда помимо запланированной работы возникает необходимость в индивидуальном подходе к детям( сделать замечание, предложение, направить внимание на положительный пример и т. д. ) . Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты: • повысится интерес дошкольников к труду; • сформируются навыки совместной деятельности; • сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами; • расширятся представления детей об окружающем; • создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления; • Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка; • Возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения; • Сформируется чувство общественного долга; • Труд станет для детей потребностью. Для того, чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения; с профессиями родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Работа в процессе непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей( беседы о профессиях, проведение Дней профессий в группах, чтение художественной литературы по теме, создание тематических уголков, включающих в себя картотеку сюжетно- ролевых игр и дидактические игры; проведение конкурсов детского творчества на профориентационную тематику, проведение экскурсий в самом дошкольном учреждении по кабинетам) ; Взаимодействие с родителями( анкетирование, подготовка презентаций, мини- проектов, изготовление атрибутов, помощь в организации экскурсий, организация фотовыставок «Мой папа работает…», «Моя мама работает…») ; Работа с партнёрскими организациями( экскурсии, проведение совместных тематических мероприятий, встречи с интересными людьми) ; Использование информационно- коммуникационных технологий( просмотр и обсуждение с детьми документальных фильмов, мультфильмов, сказок о профессиях; самостоятельная игровая деятельность детей в Интернете, просмотр журналов и проче й печатной продукции по теме, просмотр мультимедийных презентаций) ; Работа с педагогами( организация совместных семинаров, самообразование педагогов в соответствии с данным направлением работы, трансляция опыта, публикации в научно- методических