Консультация "Варианты занятий с использованием интерактивной доски"
Интерактивная доска и современные мультимедийные технологии дают нам возможность смоделировать при проведении занятий различные ситуации.
Тем самым активизируется познавательная деятельность воспитанников, а учебный материал лучше усваивается.
Например, при работе с лексической темой «Дикие птицы» в старшей группе можно использовать доску для составления на ней птичьих семей, для игры в интерактивные игры по методике «четвертый – лишний», для составления птиц и отдельных частей тела, для игры «соединить мать и птенца» и так далее. Или же после просмотра мультимедийной презентации, предложить детям составить описательный рассказ о домашней птице и т. д.
Также доску можно использовать при изучении звуковой системы языка, например, при изучении мягкости звуков можно группировать картинки в две колонки по мягкости и твердости звуков. Так, картинки, в которых есть звук «т» отодвигается влево, а картинка со звуком «ть» - вправо.
С помощью интерактивной доски в детском саду возможно совершать виртуальные путешествия и проводить интерактивные занятия.
Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становиться особенно концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость приема и переработки информации, они лучше ее запоминают. Для виртуального путешествия можно взять любую лексическую тему, например, «Космос».
Для занятий в средней группе можно разработать целые путешествия со сказочными героями, помогая им справиться с препятствиями путем решения интеллектуальных задач и выполнения интерактивных заданий.
В настоящее время имеется не так много готовых интерактивных ресурсов, созданных непосредственно в программном обеспечении интерактивной доски для работы с дошкольниками. Поэтому хорошо бы создать свою коллекцию разработанных своими силами занятий с использованием Цифровых Образовательных Ресурсов.
Для оптимального использования интерактивной доскив работе с дошкольниками требуется соблюдение методических рекомендаций:
- Интерактивная доска должна использоваться в работе с дошкольниками при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
- Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психологическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
- Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам дошкольной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.
- При подготовке к занятиям с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
- ИД должна быть дидактическим средством, а не самостью.
- Необходимо использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т. д.
Для того, чтобы максимально задействовать детей, в настоящее время применяются следующие варианты организации детей в процессе НОД.
- Подгруппа детей стоит у доски, и дети поочередно выполняют задание у доски.
- Одновременно выполняют у доски 2-3 детей, используя стилус (компьютерная мышь)и маркеры.
- Дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание у ИД.
- Ребенок самостоятельно выполняет задание у ИД, а дети, сидящие за столами, проверяют и оценивают правильность работающего у ИД.
- Дети, сидящие за столами, дают задание ребенку, работающему у ИД.
- Один ребенок работает у доски, остальные – за компьютерами выполняют то же задание.
Преимущества работы с интерактивной доской.
- Усиливается подача материала.
- Педагог находится в постоянном взаимодействии с детьми.
- Электронные средства обучения передаю информацию быстрее, чем традиционные.
- Расширяется восприятие материала за счет увеличения объема иллюстрационного материала.
- Развивается мотивация, занятия становятся более интересными для детей.
- Дети начинают понимать более сложные моменты благодаря ясной и динамичной подаче материала.
Помимо интерактивной доски некоторые дошкольные организации приобретают смарт-столы.
Интерактивный стол представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью, управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов.
Это первый многоиспользуемый сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать учеников в процесс обучения. SMART Table был специально разработан для детей младшего возраста (от дошкольников до шестиклассников) и дает им возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх.
Для эффективной организации работы с SMART Table педагог должен владеть системой дидактических элементов – дидактических игр, чье использование расширит, углубит образовательное пространство детского сада и откроет дополнительные возможности для всестороннего развития малыша.