Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию "Мишки на Севере"
Нетрадиционное рисование с элементами аппликации
«Мишки на Севере»
Цель: развитие художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства
Задачи:
– продолжить совершенствовать знания о признаках времени года – зима
– закреплять знания о природном мире северного полюса
– знакомить с природным явлением «северное сияние»; воспитывать чувство восхищения природными явлениями
– развивать у детей чувство цвета и композиции; развивать творческое воображение и фантазию, развивать интерес к природному окружению
– воспитывать интерес к работе со смешанными техниками (рисование + аппликация)
– воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении новых способов рисования (мелками)
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная
Предварительная работа:
- Чтение художественных произведений о северном полюсе
- Беседа о севере, его характерных приметах, об условиях жизни животных Арктики и Антарктики
- Разучивание физкультминутки
Материалы и оборудование:
– альбомный лист (черного цвета)
– мелки (пастель рассыпчатая)
– шаблон медведя
– ножницы
– клей
– салфетки
– глобус
– ноутбук, экран, проектор
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас с вами сегодня гости. Давайте поприветствуем их!
Садитесь аккуратно на свои места. Спинка ровная, ножки прямо, ручки кладем перед собой.
А наше занятие мы начнем с того, что вспомним, какое сейчас время года у нас за окном?
Дети: Зима!
Воспитатель: Правильно. А по каким признакам мы знаем, что сейчас именно зима?
Дети называют признаки зимы:
Воспитатель: Молодцы! Все верно! Но, к сожалению, зима у нас уже подходит к концу, и мы не смогли полностью насладиться ее красотами. Поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться вместе со мной в путешествие, а куда, вы узнаете, если отгадаете загадку!
Постарайся, угадай,
Что это такой за край:
Все кругом белым-бело —
Снегом белым замело.
Валит снег из низкой тучи,
День и ночь мороз трескучий.
Ветра свист, метелей вой —
Край холодный, ледяной.
Ребята, как вы думаете, Что же это такой за край?
Дети: Северный полюс!
Воспитатель: молодцы! А кто нам сможет показать, где же находится северный полюс? Нам в этом поможет глобус.
Ребенок показывает северный полюс на глобусе
Хорошо. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на северный полюс. Давайте посмотрим внимательно на картинку. Перед нами наша земля, а на ней северный полюс. Как вы думаете, Почему он обозначен белым цветом?
Дети: все покрыто снегом и льдом
Воспитатель: правильно! Северный полюс еще называют ледяной пустыней, потому что океан здесь покрыт очень толстым слоем льда и снега. В этих местах очень холодно в течение всего года – и зимой и летом. И день с ночью здесь не чередуются, как у нас с вами. Здесь, на северном полюсе, солнце на пол года скрывается за горизонт (полярная ночь), а затем пол года не сходит с неба (полярный день)
Как вы думаете, на северном полюсе живут животные? Какие?
Дети: да. Называют.
Воспитатель: давайте проверим – посмотрим на картинку. Кого мы здесь видим?
белый медведь, морж, песец (полярная лисица), северный олень, тюлень, морской котик, нарвал(рыба), белуха,
Кроме животных, север населяют разные народы. И они наблюдают очень красивое природное явление. Давайте посмотрим на него, и вы с легкостью сможете мне его назвать.
ВИДЕО
Что же это такое?
Дети: северное сияние!
Воспитатель: правильно! Северное сияние – очень красивое и завораживающее природное явление. На ночном небе загораются сверкающие полосы и переливаются разными цветами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление, только на северном полюсе.
Сейчас мы с вами немного отдохнем. Давайте встанем у своих мест, задвинем стульчики и разомнемся..
Физкультминутка:
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно)
Хорошо, а теперь аккуратно садимся на свои места и внимательно смотрим, что же лежит перед нами: мы видим лист черной бумаги (ночь), мелки, клей, ножницы и шаблон северного медведя.
Я предлагаю вам нарисовать такое необычное природное явление как северное сияние. А наш рисунок дополнить аппликацией белого медведя.
Рисовать я буду вместе с вами, пошагово.
Положили лист горизонтально перед собой. В руки взяли мелок белого цвета. Как вы думаете, что можно нарисовать белым?
Дети: снег!
Воспитатель: правильно. Белым мелом в нижней половине листа мы с вами будем рисовать снег. Мелки растираем пальчиком, заполняя пространство
Далее берем разноцветные мелки. Тот цвет, которым вы хотите нарисовать свое северное сияние (Мы же с вами видели, что северное сияние переливается разными цветами). Проводим полосу в верхней части листа и пальчиком растираем мел вверх. Так повторяем несколько раз разными цветами. Провели полоску, растерли мелок вверх…
У вас хорошо получается.
Северное сияние мы с вами нарисовали. А теперь давайте добавим на наш рисунок жителей северного полюса. Берем в руки наш лист и аккуратно по контуру вырезаем медведей. Приклеиваем их на снег.
Посмотрите, какие необычные работы у вас получились. Все разные и не похожие друг на друга.
А теперь давайте вспомним, чем же мы с вами занимались сегодня на уроке?
Ребята, вы все сегодня большие молодцы! У вас получились оригинальные и замечательные работы! Мне очень понравилось с вами работать.