Творческий проект в старшей группе " Широкая масленица"
ПРОЕКТ
«ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
Тип проекта: творческий
Возрастная группа: старшая группа
Длительность: краткосрочный
Проблема: имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность проекта: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.
Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Цель проекта: духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности.
Задачи:
1.Дать первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
- Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
- Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
- Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
- Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях, духовно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение;
- Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведении совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно-воспитательное пространство детского сада.
Ожидаемые результаты:
- Дети имеют первичные представления о празднике Масленица, о народных играх, обрядах;
- Умеют изготавливать кукол-масленичек (кукол - оберегов)
- Знают заклички, пословицы, стихи, песни, хороводы о празднике Масленица.
- Создана методическая копилка по теме проекта.
Участники проекта: Дети группы старшего дошкольного возраста, воспитатели, муз.руководитель, родители.
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Широкая масленица»
День недели |
Совместная деятельность с детьми |
Цель
|
Знакомство детей с народным праздником масленица Первый день Масленицы
«ВСТРЕЧА»
|
1.Беседа «Что за праздник Масленица? - чтение стихотворения «Масленица» - презентация «Масленица идет». 2.Рассказ о праздновании первого дня: Знакомство с поговорками про масленицу, заучивание стихотворения «Масленица»; 3.Продуктивная деятельность: - изготовление вместе с детьми кукол - масленичек. Презентация «Обрядовые куклы-обереги» |
Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.
|
Второй день Масленицы
«ЗАИГРЫШ»
|
1.Рассказ о праздновании второго дня; 2. Подвижные народные игры вовремя НОД по физической культуре «Блины», «Ледышка», «Масленичные ворота» 3.Художественно – творческая деятельность: -слушание русских наигрышей и песен - Презентация «Масленица в живописи» - разучивание и проведение хороводных игр «Галя по садочку ходила», «Карусели»; «Петушиный бой». |
Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.
|
Третий день масленицы
«ЛАКОМКА»
|
1.Рассказ о праздновании дня «Лакомка», 2.Презентация «Русская изба», дидактическая игра «Русская изба» 3. Разучивание подвижных и хороводных игр: «Валенки» 4.Разучивание масленичных закличек, песни «Веснянка» 5.Рисование «Солнышко- ведрышко»
|
Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа. |
Четвертый день масленицы
«РАЗГУЛЯЙ МАСЛЕНИЦЫ»
|
1.Рассказ о праздновании дня «Разгуляй», 2.Закрепление разученных ранее подвижных игр «Снежки» «Галя по садочку ходила», «Карусели»; «Петушиный бой». 3.Пение песен, чтение стихов, закличек, заучивание пословиц и поговорок. 4. Презентация «Русский национальный костюм» - д/ и «Наряди куклу» |
Познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. |
Пятый день
«ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ»
|
1. Рассказ о проводах масленицы, прощеном воскресении. Беседа «Масленица гуляет, всех на праздник созывает» 2.Рассматривание игрушек народных мастеров, раскрашивание русской матрешки. 3.Итоговое развлечение « « Чаепитие с блинами
|
Создать радостную атмосферу праздника. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
|
Приложение
1 день
Непрерывная образовательная деятельность по социальному миру «Что за праздник масленица»
Цель: знакомство детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой.
Задачи:
.— Дать представление о значении каждого дня Масленицы.
— Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.
— Развивать координацию речи с движением.
— Развивать внимание, любознательность.
— Воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.
— Вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтения стихотворений, прослушивание песен и рассматривания слайдов на тему Масленица. - Пополнять и активизировать словарный запас детей словами «зять», «тёща», «трапеза», «символ», «седмица». Учить детей использовать в речи пословицы и заклички.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход занятия
1.Работа с демонстрационным материалом — иллюстрации на тему
«Масленица».
-Ребята, что вы видите на иллюстрациях?
(Обобщаю ответы детей)
На иллюстрациях вы увидели, что народ веселиться, играет, угощается блинами. Почему же всем так весело? Какой же это праздник?
Масленица — это праздник, который еще называется, как масленичная (сырная) неделя. Называлась Масленица — широкая, весёлая, «барыня-масленица», «госпожа масленица». Это был один из самых любимых в народе праздников.
Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда и название – Масленица. Всю неделю нужно было кушать блины, потому что блины – это символ Масленицы, так как напоминают солнышко, которое с приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-матушку.
-Давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы найдете? (ответы детей). Обобщаю ответы детей: — Правильно, и солнышко и блинчик круглые, желтозолотистого цвета.
Масленицу величаем
И чего ей только не обещаем:
Реки сметаны,
Горы блинов,
Лишь бы скорей приехала она
Честная, веселая, широкая боярыня
Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".
2.Чтение стихотворения «Масленица»
Этот праздник к нам идет
Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем, есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней – Великий пост, Время, чтоб молиться.
- Воспитатель:
Масленицу начинаем отмечать с понедельника. Ей устраивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.
Презентация «Масленица идет»
Физкультминутка (выполняется в парах). Брынцы - брынцы, (ладушки) Пеките блинцы!
(хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее
(поглаживают друг другу ладони) Будьте повкуснее! Трын - трынца, (ладушки) Подайте блинца!
(протягивают руки вверх ладонями)
4.Воспитатель: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин. Играли в игры.
Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка -прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Игра «Блины»
(Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют:
- «Блин комом» - все подпрыгивают.
- «Блин с маслом» - все приседают.
- «Блин с мясом» - все встают, руки на пояс.
- «Блин со сметаной» - кричат мальчики.
- «Блин со сгущенкой» - кричат девочки)
Совместная деятельность «Изготовление куклы – масленички из салфеток» Цель: знакомство с техникой изготовления кукол из салфеток.
Задачи:
- Изучить новые приемы работы.
- Приобрести новые умения и навыки при работе с бумагой.
- Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.
Оборудование: ножницы, салфетки разного цвета, нитки.
Ход деятельности.
1.Кукла — первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной
Куклы делились на три группы: обереги, обрядовые, игровые. Куклы обереги изготавливали безликими. Куклы, в которые играли дети, рисовали угольком глаза.
Презентация «Куклы -обереги»
Физкультминутка
Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно — Там стена, а там окно.
(Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
2.Сегодня мы будем изготавливать аналог куклы - оберега из салфеток.
Фея знала свое дело и летала в небесах.
Днем и ночью, то и дело Совершала чудеса.
Фея кукол создавала Мастерила. колдовала. Все, чего она касалась оживало, просыпалось. И в руках ее послушных Обретали куклы души. Ведь судьба у кукол тоже, С человеческой похожа. А потом свои трофеи, Раздавала людям Фея.
Потому что это-средство,
Чтобы вечно помнить детство.
3.Практическая работа:
Приступим к изготовлению куколки. Из целой белой салфетки делаем равный комочек.
Целую цветную салфетку разворачиваем и складываем на уголок чуть больше середины.
Противоположный угол складываем так же.
Скрученный комочек кладем на середину свернутой салфетки.
Салфетку сворачиваем пополам.
Резиночкой стягиваем комочек, и получается голова. Третью салфетку разрезаем пополам и половину салфетки сворачиваем в полоску шириной примерно 1, 5 см.
Полоску прокладываем между двумя листками салфетки и закрепляем туловище второй резинкой.
На рукавах куклы делаем сборочки и завязываем резинкой.
4.Наша куколка готова. Пусть она приносит радость и приятные эмоции.
Я попрошу вас выйти со своими готовыми куклами к доске и показать, что же у нас получилось.
2 день
Беседа «О праздновании второго дня масленицы» "ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин.
В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. Есть старая русская игра "Золотые ворота", в нее-то мы и поиграем.
Разучивается игра "Золотые ворота".
Половина участников игры встает в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.
Стоящие произносят:
Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй - запрещается, А на третий раз
Не пропустим вас!
На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут.
Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").
Знакомство с народной игрой. Давайте и мы с вами попробуем "испечь блины".
Игра "блины".
Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки), "блины" (вырезанные из бумаги или пластинки).
Воспитатель: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал. Там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.
3 день
Беседа о праздновании третьего дня масленицы.
Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся. Пироги и блинчики - всё на стол мечи!
Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе.
Игра «Галя по садочку ходила».
Правила игры:
Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.
Галя по садочку ходила,
Свой платочек там уронила.
Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово
«уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.
Обошла тут Галя садочек,
Ищет голубой свой платочек.
Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).
Не горюй, подруженька Галя,
Мы платочек твой разыскали Под малиновым под кусточком,
Под зелененьким под листочком.
Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.
4 день
Беседа о праздновании четвертого дня масленицы.
Воспитатель:
А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек - суженых своих.
"Разгуляй", "Перелом" - так называют четверг.
Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке), исполняя различные обрядовые песни. Парни и девушки катались с горок в санях (демонстрация картины). Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей, надевались расписные дуги. Парни демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Как это проходило?
На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом атаковали крепость. Стража крепости оборонялась. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.
Многие художники писали картины на которых изображены масленичные гуляния. Давайте посмотрим такие картины. Презентация «Масленица в живописи»
Давайте поиграем. Проводится игра: "Петушиный бой".
От каждой команды выбирается по одному представителю. Рисуется круг, в который становятся два участника. Левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом вытолкнуть противника из круга.
5 день
Беседа о праздновании пятого и последующих днях масленицы
ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Папы приглашали вашу бабушку, мамину маму на блины. Бабушка обязательно должна была прийти и отведать блинов.
Рассказ воспитателя:
Близится СУББОТА - "УГОЩЕНИЯ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ!
Суббота - "Посиделки".
В этот день все родственники папы ходили в гости к вашей маме.
А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.
Игра "Снежки" (проводится как в группе, так и на улице)
Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.):
Рассказ воспитателя:
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ". Чучело соломенное - Зимушку - сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день". Родственники и друзья просили прощения друг у друга за огорчения и обиды.
С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.
Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли дрова - Осиновы дрова,
Березовы дрова! Подавайте их сюда На Масленицу, на горельщицу!
В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!" Мы катались с горы от зари до зари,а сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!
Сегодня мы с вами пойдем на праздник и тоже будем прощаться с «Масленицей» Как у наших у ворот собирается народ.
Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего.
Пришла пора её провожать. Проводим? Дети собираются на праздник.
Итоговое развлечение в старшей группе « »
Картотека игр и забав на масленичную неделю
- Хоровод «Солнышко»
Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:
Гори, солнце, ярче – Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается,
А весна милее (круг расширяется)
Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!».
Это сигнал детям разбегаться в разные стороны, а ведущий их ловит. И девчонок, и ребят Вызываем на канат. Десять слева, десять справа, Только мускулы трещат.
- Игра перетягивание каната (команда зима – команда весна)
- «Метание мешочка в цель», или «Попади снежком в цель».
- Загадки Лежал, лежал,
Да в реку побежал (снег)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья
Закрутила, замела,
Стала улица бела (метель) и многие другие…
- «Змея» ходит перед игроками со словами: Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу.
Подходит к одному из игроков:
- Хочешь быть моим хвостом?
- Хочу!
- становись за мной!
Идут вдвоём: Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу.
Подходят к другому игроку:
- Хочешь быть моим хвостом?
- Хочу!
–Ползи!
Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих.
- Ленточная карусель. (под музыку)
- Игра "Ручеек"
- Игра "Мотальщики".
Ровно посредине длинной растянутой ленты привязывается приз. Концы ленты держат двое участников. Они должны смотать ленточку как можно быстрее. Получит приз тот, кто первым доберется до него.
- ИГРА С СОЛНЦЕМ.
Ход игры. В центре круга - "солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче - Летом будет жарче, А зима теплее, А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей.
- Подари платочек симпатии
На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте.
Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.
- «Петушки». На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих — вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).
- «Печем блины»
В руках у ребенка детская сковорода, на ней блинчики,
(блинчики можно вырезать из тонкого поролона, добегают до стола. Выкладывают блин на блюдо, у каждого участника свое, возвращаются. передают сковороду следующему члену команды, чья команда "напечет" больше блинов.
- Игра «Блины»
(Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют:
- «Блин комом» - все подпрыгивают.
- «Блин с маслом» - все приседают.
- «Блин с мясом» - все встают, руки на пояс.
- «Блин со сметаной» - кричат мальчики.
- «Блин со сгущенкой» - кричат девочки)
- Игра «Сковородки» (по окончании музыки быстро занять обруч)
- «Русская метла».
Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.
- «Кто быстрее на метле».
На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.
- «Малечена-калечина». Играющие выбирают водящего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова: Малечена — калечина, Сколько часов Осталось до вечера, До зимнего? После слов «До зимнего?» ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три, … десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.
- «Подари платочек симпатии». На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный .
- Подвижная игра «Перепрыгни через костер»
Дети по очереди перепрыгивают через «костер»(можно сделать из бумаги), стараясь не коснуться «языков пламени».
-А мы Масленицу ожидали,
Дорогую гостьюшку встречали, Блинами гору устилали, Сверху маслицем поливали. Как от блинов гора крута,
Как от маслица гора ясна, А на горушку снег сыплют, А нас маменьки домой кличут. Нам домой идти не годится,
Мы надумали с горы прокатиться. Ой ты, Масленица-кривошейка, Покатай-ка нас хорошенько.