a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект " Русская матрешка"

Автор: Никитина Юлия Геннадьевна Опубликовано: 2023-02-11 19:05:33

Документы для скачивания

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад » Ромашка » р. п. Самойловка Проект для детей среднего дошкольного возраст а « Русская матрёшка » Воспитатели: Никитина Ю. Г. Доронина Н. Е. Самойловка- 2022 Проект « Русская матрёшка » Пояснительная записка: Игрушка – часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребёнка. Поэтому мастера – игрушечники вкладывают в образ всю свою фантазию, выдумку, изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый. Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне- развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. Её история начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древних форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности. Актуальность проекта: Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки практически ни у кого нет. Дети порой не знают, как, в них играть. А так хотелось бы, чтобы дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям. Матрешка- русская красавица с милым лицом и задорной улыбкой. Она много лет покоряет сердца детей и взрослых, любителей народной игрушки и коллекционеров по всему миру. Матрешка- развивающая игрушка для детей. Это великолепный дидактический материал. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывать усидчивость. Матрешка не просто народная игрушка, хранительница исконно русской культуры. Она- сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка- сувенир России и символ ее культуры. Вид проекта: творческий, информационный, познавательно- игровой. Тип проекта: групповой, краткосрочный. Участники: педагог и и дети. Возраст детей: средняя группа. Цель: воспитать интерес к истории русской народной игрушки- матрёшки, приобщить детей к прекрасному; формировать у детей чувство патриотизма. Задачи: познакомить детей с историей  матр ёшки, как видом народного промысла; дать знания о  матрёшке, о её цветовой гамме; развивать сенсорные навыки; научить видеть необычное в обычном; учить получать радость от увиденного; содействовать развитию творческих способностей детей. Планируемые результаты: знакомство с особенностями русской народной игрушки ( материал, форма, цвет, узор) , истории её появления; получить представление о цветовой гамме матрёшек; научить различать особенности разных матрёшек; расширение и активизация словарного запаса слов; освоение техник работы с нетрадиционным материалом; освоить новые игры. Значимая для детей проблема: как появилась  матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш  проект. Работа с родителями: Консультация «Как играть с матрёшкой»; Мини- музей «Русская народная игрушка»; Помощь в сборе материала по проекту. День недели Мероприятия Среда 09. 03. 22 Беседа «История русской матрёшки» Рисование «Матрёшка» Четверг 10. 03. 22 Речевая игра с движением «Матрёшка, где ты? » Заучивание считалки «Шли подружки по дорожке» Пятница 11. 03. 22 Музыкально – дидактическая игра «Игра с матрёшками» Лепка «Матрёшки» Понедельник 14. 03. 22 Речевая игра с движением «Матрёшка, где ты? » Театрализация считалки «Шли подружки по дорожке» Вторник 15. 03. 22 Беседа «Матрёшка- краса» Поделка из дисков «Матрёшка» Среда 16. 03. 2 2 Сюжетно- подвижная игра «Прячем матрёшку» Слушание «Мы весёлые матрёшки» Заучивание считалки «Раз матрёшка…» Четверг 17. 03. 22 Музыкально – дидактическая игра «Игра с матрёшками» Чтение стихотворения «В матрёшке матрёшка…» Просмотр презентации «Эти разные матрёшки» Конструирование «Дома для матрёшек» Пятница 18. 03. 2 2 Сюжетно- подвижная игра «Прячем матрёшку» Загадывание загадок Чтение «Матрёшкины частушки» В ходе работы над проектом была проведена презентация «Эти разные матрёшки». Для подведения итогов проекта был составлен Мини- музей «Мы весёлые матрёшки». В ходе реализации проекта у детей повысился уровень знаний о истории матрёшки, её особенностях. Углубились знания о цветовой гамме матрёшек, их многообразии. Дети освоили работу с нетрадиционным материалом( диски) . Освоили новые игры. Пополнился словарный запас. Список используемой литературы: Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.   Средняя группа. – М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2006. - 144С. , 16Л. вкл. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3- 7 лет/ авт. сост. В. Н. Косарева. – Изд. 2- е, перераб. – Волгоград: Учитель – 159с. Интернет ресурс: https: / / www. maam. ru/ detskijsad/ beseda- srednja- grupa- istorija- ruskoi- matreshki. html Интернет ресурс: https: / / www. maam. ru/ detskijsad/ konspekt- hudozhestveno- yesteticheskoe- razvitie- risovanie- v- srednei- grupe- tema- vesyolye- matryoshki. html Интернет ресурс: https: / / infourok. ru/ kartoteka- igr- s- russkoy- matryoshkoy- 1775520. html Интернет ресурс: https: / / allforchildren. ru/ poetry/ toys100. php# : ~ : text= Шли% 20подружки% 20по% 20дорожке% 2C% 20Было, сласть% 20Мне% 20теперь% 2C% 20подружки% 2C% 20класть% 3F% 22 Интернет ресурс: https: / / www. maam. ru/ detskijsad/ konspekt- zanjatija- v- srednei- grupe- po- lepke- matryoshka. html Интернет ресурс: https: / / www. maam. ru/ detskijsad/ konspekt- zanjatija- v- srednei- grupe- matryoshka. html Интернет ресурс: https: / / ped- kopilka. ru/ blogs/ svetlana- valentinovna- pantina/ master- klas- po- sozdaniyu- i- ukrasheniyu- matreshki. html# : ~ : text= Цель% 3A% 20Создание% 20матрешки% 20и% 20развитие, доводить% 20начатое% 20дело% 20до% 20конца Интернет ресурс: https: / / hotplayer. ru/ ? s= веселые% 20матрешки Интернет ресурс: https: / / stihi. ru/ 2010/ 11/ 06/ 805# : ~ : text= Раз% 20матрешка% 2C% 20два% 20матрешка% 2C% 20Было, голубой% 20- % 20Выбирай% 20себе% 20любой! Интернет ресурс: https: / / childtoys. ru/ stihi- pro- matreshku. html Интернет ресурс: https: / / russianarts. online/ 114267- kakie- byvayut- matryoshki/ Интернет ресурс: https: / / www. maam. ru/ detskijsad/ konspekt- zanjatija- po- konstruirovaniyu- iz- stroitelnogo- materiala- domiki- dlja- matreshek- srednja- grupa. html Интернет ресурс: https: / / www. happy- kids. ru/ page. php? id= 889 Интернет ресурс: https: / / stihi. ru/ 2013/ 07/ 15/ 3383 Приложение 1 Беседа «История Русской Матрёшки» Цель: знакомство детей с  историей русской матрешки. Задачи: способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности; формировать эстетическое отношение и развивать творческие способности детей в процессе интеграции различных видов деятельности; учить выделять знакомые детям детали костюма  матрешки ( сарафан, фартук, платок)  и видеть их красоту. Ход: Воспитатель: Я на ярмарке бывала, И игрушки выбирала, Принесла корзинку вам, В ней игрушки не простые, А волшебно- расписные, Много к укол деревянных Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас гостят Как скажите всех их звать? Ответы детей. Воспитатель: Правильно ребята – это  матрешки. А давайте, их внимательно рассмотрим. Во что одеты наши  матрешки? Ответы детей. Воспитатель: А какая это одежда? Ответы детей. А  Матреш ки сами какие? Ответы детей. Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для  матрешек. А я тоже хочу несколько слов сказать про свою  матрешку, послушайте: Словно репа она крутобока, И под алым платочком на нас Смотрит весело, бойко, широко, Парой черных смородинок- глаз Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек Упираются руки в бока А внутри ее секретик есть Может три, а может шесть Разрумянилась немножко Наша  русская матрешка. Воспитатель: Наша  русская матрешка настоящая красавица, а если вы ребята внимательно слушали, то в стихотворении было сказано, что у  матрешки есть секретик. Ребята, как вы думаете, какой секретик есть у  матрешки? Ответы детей. Правильно внутри  матрешки  прячутся их сестрицы другие  матрешки, каждая  матрешка меньше прежней. Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался в наших  матрешках. Давайте откроем матрёшку и посмотри м, сколько сестриц спряталось внутри? Ответы детей. Воспитатель: Послушайте и посчитайте, сколько  матрешек у меня: Кукла первая толста, А внутри она не пуста, Разнимается на две половинки В ней живет еще одна, Кукла в серединке Эту куколку открой Будет третья во второй Половинку отвинти плотную притертую И сумеешь ты найти Куколку четвертую Вынь ее и посмотри Что в ней прячется внутри Прячется в ней пятая Куколка пузатая В ней живет шестая, А шестой седьмая Эта кукла меньше всех Чуть побольше, чем орех Вот поставлены все в ряд Сестры куколки стоят Сколько вас сейчас мы спросим И ответим( восемь) Физкультминутка: Мы веселые  матрешки Ладушки, Ладушки На ногах у нас сапожки Ладушки, Ладушки В сарафанах наших пестрых Ладушки, Ладушки Мы похожи словно сестры Ладушки, Ладушки Воспитатель: Кто не знает нашу  русскую  куклу- игрушку развеселую  матрешку? Вот она нарядная, расписная, выточенная мастером из дерева- наша  русская матрешка! Воспитатель: Ребята, а кто знает, когда и как появилась такая кукла-   матрешка? Ответы детей. А вот теперь послушайте, как это было! Было это давным- давно. Шел как- то Иванушка- молодец на все руки мастер по  русской земле, по широким полям, по березовым рощам. Вдруг видит деревушку вдалеке. Вошел он в деревню. На краю деревни дом стоит, а там мужик сидит на лавочке печалится. Спросил Иванушка, почему он такой печальный сидит. И рассказал мужик ему, что есть у него дочь да заболела она. А заболела от того, что нет у нее игрушки забавушки.   «Не печалься»  сказал ему Иван, что- нибудь придумаем. Обязательно развеселим твою дочь. И придумали они на ярмарку сходить да купить чего- нибудь веселого и сладкого. Долго, долго ходили по ярмарке  рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на картине смешную куколку. Купили они картину и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, разрумянилась да похорошела. Захотела поиграть в куколку да не может. Опять ей грустно стало. Тогда взял Иван чурочку и выточил из нее фигурку куколки, и яркими красками расписал: одел ее в сарафан яркий, платок на голову повязал, рубаху да фартук. Получилась смешная, веселая кукла, обняла ее девочка и назвала  русским именем – Матрешка. А Иван с тех пор для детей стал точить забавных деревянных кукол. А потом научился и с секретом делать. Раскрывалась, а из нее  Матрешка меньше выходила. Полюбилась эта кукла  русскому  народу и стали ее в разных городах делать и расписывать, но в каждом городе по- своему. Воспитатель: Посмотрите, все ли  матрешки у нас похожи? У каждой  Матрешки  свой узор на сарафане, платке и фартуке. Вот, она какая кукла расписная.   Матрешки  веселые не любят на месте сидеть, они любят петь и веселится, танцевать, а давайте для них мы тоже песню споем и станцуем. Воспитатель: Молодцы хорошо отвечали, а что интересного узнали? Приложение 2 Рисование «Матрёшка» Цель: развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству. Задачи: учить расписывать  матрёшку, по возможности точно передавая пропорции и элементы оформления  «одежды»; р азвивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. с овершенствовать способы  рисования кистью. з акреплять умение чисто промывать кисточку перед использованием краски другого цвета. р азвивать цветовое восприятие. в оспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус. Материал: Образцы  матрешек, лист А 4, фломастеры, гуашь, кисти, вода, клеёнки – на каждого ребёнка, салфетки- на каждого ребенка. Ход: Во спитатель: Ребята, посмотрите, я нашла конверт. Давайте посмотрим, что в нём? Это загадка. В одной кукле – кукол много, Так живут они — друг в дружке, Их размер рассчитан строго — Деревянные подружки…( Матрёшка) Молодцы! Конечно же матрёшки. А ещё в письме матрёшки просят нарисовать им друзей. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как появилась матрёшка. Ответы детей. Во спитатель: Молодцы! Ребята, вы знаете как появилась матрёшка. Очень любят все  матр ёшки разноцветные одёжки ( рассматриваем с детьми матрешку) Что на голове у  матрешке?   Ответы детей. ( платочек, косынка) А на туловище?   Ответы детей( сарафан) . Посмотрите, чем украшен сарафан?   Ответы детей( цветами, листочками, ягодами, травой) . Вот таких чудесных, нарядных  матр ёшек украшали художники. После того, как их украсили, они получались какие? ( яркие, красивые,   весёлые, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс) . Воспитатель: Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу, хочу, хочу… превратить вас в художников. ( Дети поворачиваются вокруг себя) Д авайте пройдём за столы и нарисуем друзей для матрёшек. Сначала разомнём пальчики. Пальчиковая гимнастика. Воспитатель: Мы  весёлые матрёшки ( хлопают в ладоши) На ногах у нас сапожки ( идут по полу) В сарафанах наших пёстрых ( соединяют ладошки вместе) Мы похожи словно сёстры ( ручки в замок) После окончания работ физкультминутка Мы веселые  матрешки Ладушки, Ладушки На ногах у нас сапожки Ладушки, Ладушки В сарафанах наших пестрых Ладушки, Ладушки Мы похожи словно сестры Ладушки, Ладушки Анализ работ. После окончания работы все   матрёшки рассматриваются, выбирают самую яркую, с интересным рисунком,   весёлую и т. д. Воспитатель: Молодцы! Очень красивые матрёшки получились. Наши матрёшки будут рады новым друзьям.

Оставить комментарий: