Технологическая карта нод " Моя семья"
Документы для скачивания
Технологическая карта НОД ФИО воспитателя: Никитина Юлия Геннадьевна Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Тема занятия: «Я и моя семья». Возрастная группа: старшая группа Время: 25 мин. Цель занятия: расширение представлений воспитанников о семье и родственных отношениях. Задачи занятия: Образовательные: Познакомить воспитанников с генеалогическим деревом семьи, историей возникновения имен, фамилий. Учить строить элементарные родственные связи, ориентироваться в родственных отношениях. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге. Закреплять знания воспитанников о том, что у каждого человека есть свое имя, отчество, фамилия. Активизировать словарь воспитанников на основе углубления знаний о своей семье( генеалогическое древо, родословная, прадедушка, прабабушка, фамилия, отчество, семья) . Воспитательные: Воспитывать у воспитанников интерес к истории своей семьи, доброжелательное отношение к родным и близким. Вызывать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье. Развивающие: Развивать психические процессы( логическое мышление, связную речь, память, внимание) . Развивать общую и мелкую моторику. Развивать умение рассуждать и доказывать, развивать мышление. Побуждать открыто и искренне выражать свои чувства. Звуковая культура речи: четко и внятно произносить все поставленные звуки родного языка. Дополнительные задачи: формировать умение моделировать схему родственных отношений, учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи. Словарная работа: ввести в активный словарь воспитанников слова: генеалогическое древо, родословная, прадедушка, прабабушка Планируемые результаты занятия: воспитанники могут создать генеалогическое древо своей семьи, знают и объясняют понятие «семья». Подготовительная работа: Предварительная работа воспитателя: - работа с родителями по составлению характеристик имени ребенка; - создание лэпбука «Семья»; - составление семейных альбомов, группового альбома «Ласковые имена»; - изготовление атрибутов для занятия( плоскостное изображение родословного древа; схематичные картинки «членов семьи», «древа жизни» для практической деятельности детей) ; - подбор стихов о родственниках. Предварительная работа с воспитанниками: - составление рассказов о своей семье; - рисование на тему: «Моя семья», «Портрет моей мамы», «Мой родственник»; - рассматривание семейных альбомов с фотографиями; - чтение художественной литературы; - изготовление подарков для родителей, бабушек и дедушек к праздникам; - заучивание стихотворений о семье, родственниках; - беседы с детьми о семье; - дидактические игры: «Моя семья», «Кто старше? », «Скажи ласково», «От младенчества до старости», «Собери цепочку», «Где- то в большом городе…»; - игры с мячом «Кто ты? », «Назови ласково», «Назови отчество» и т. д. ; - сюжетно- ролевые игры: «Дочки- матери», «Семейные хлопоты»; - просмотр мультипликационного фильма «Мама для мамонтенка». Материалы и оборудование: Раздаточный материал: схема родословного древа, карточки со схематическими изображениями членов семьи. Демонстрационный материал: плакат с изображением генеалогического древа, фотографии группового коллектива, мяч, куклы, лэпбук «Семья»( кармашек с характеристиками имен детей в художественном оформлении) ; групповой «Альбом ласковых имен» № Этапы, продолжи- тельность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты 1. Организационно- мотивационный этап Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия Воспитатель звонит в колокольчик: Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. А теперь не зевай – свое имя называй! Художественное слово, игра «Друзья» Воспитанники встают в круг. Воспитанники передают колокольчик друг другу и называют свои имена 2. Основной этап 2. 1. Этап постановки проблемы Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме- Вот как много красивых и разных имен в нашей группе! - А знаете ли вы, как появилось имя у человека? - Хотите узнать? - У наших имен есть своя история и, чтобы ее узнать, мы отправимся на экскурсию в музей, где вы узнаете много интересного, а я буду вашим экскурсоводом. Вопросы, игровой прием Отвечают на вопросы воспитателя Соглашаются отправиться в музей 2. 2. Этап ознакомления с материалом Усвоение( закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о…- Пройдемте к этому столу ( на столе – куклы со светлыми и темными волосами, фотография коллектива группы, лэпбук «Семья», «Альбом ласковых имен») - Посмотрите, у нас в музее есть фотография нашей группы. - Как можно назвать того, кто изображен на фото? Как вы обращаетесь друг к другу? - Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека и обращаться к нему по имени. В Древней Руси имен было много, они отмечали особенности человека: светлые волосы – звали Светлана, темные – Чернава. А еще Пискун, Прыгунок, Рева. . . - Как вы думаете, какого ребенка могли так назвать? - Ребята, почему человек стал придумывать имена? - Скажите, а кто выбирает имена детям? - Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители хотят видеть ребенка сильным, умным, здоровым. Давайте посмотрим, что же означают ваши имена. ( воспитатель читает в лэпбуке значение имен присутствующих детей) - Кроме имени у каждого человека есть отчество, оно переходит к нам от отца. Когда к человеку относятся с уважением, называют его по имени- отчеству. А знаете ли вы свое отчество, мы сейчас проверим. Игра «Рамка»( «рамка» сделана из мягких модулей в виде арки) Ребята, нам нужно перейти в другой зал музея, а попасть туда мы сможем, если пройдем вот в эту «регистрационную рамку». Она пропустит только тех, кто назовет свое имя и отчество. - Мы попали в следующий зал музея. Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Ее никто не выбирает, она переходит к нам от отца. А как появилась у человека фамилия, на то есть своя история. Послушайте внимательно и подумайте, зачем человеку фамилия? Когда- то, очень давно, людей на земле было мало и, чтобы различать друг друга, у каждого было имя. Но людей становилось все больше, они стали жить семьями. А, чтобы отличить одну семью от другой, придумали фамилии. Некоторые придумали фамилию по имени отца: сын Ивана – Иванов; или по профессии: кузнец – Кузнецов, пастух – Пастухов; а некоторые по названию села, где жили: село Бабино – Бабины, село Пушкино – Пушкины. В фамилиях различных лиц Порою нам знакомых, Звучат названья рыб и птиц, Зверей и насекомых: Лисютин, Раков, Рыбаков, Селедкин, Мышкин, Телкин, Мокрицын, Волков, Мотыльков, Бобров и Перепелкин. - И вот исстари фамилии стали переходить от отца к детям. - Без фамилии не получишь документы. Какие? - А без документов – никуда: не попадешь в детский сад и школу, не устроишься на работу. - Так зачем же человеку фамилия? Фамилия в переводе с латыни означает семья. Мир ребенка начинается с его семьи. А, что такое семья? Игра с мячом «А ты мне кто? » Подходит к любому ребенку, бросает ему мяч и спрашивает: «Я – мама( я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т. д. ) , а ты мне кто? ». Семьи бывают большие и маленькие, полные и неполные( один папа или одна мама) . Но главное в семье всегда должно быть что? Физкультминутка «Семейная зарядка» Осенью, весною, Летом и зимой. Мы во двор выходим Дружною семьёй ( шаг на месте) Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает ( руки вверх и вниз) Папа бодро приседает ( приседания) Повороты вправо- влево Делает мой братик Сева ( руки на поясе, повороты всем корпусом) А я сам бегу трусцой И качаю головой ( бег на месте и наклоны головой в стороны) Ребята, посмотрите, в нашем музее растет необычное дерево- Чем оно необычно? - Это генеалогическое древо. Оно помогает нам увидеть состав нашей семьи, ее историю – или нашу родословную. - Как называется дерево? - Что мы видим на нем? Психогимнастика Представьте себе, что вы сморщенное семечко ( дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками) . С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти ( дети начинают медленно подниматься) . У него раскрываются листочки ( руки убирают с головы и тянут вверх) . Растет стебелек ( вытягивается тело) . Появляются веточки с бутонами ( руки в стороны, пальцы сжаты) . Наступает радостный момент – бутоны лопаются. ( резко разжимаются кулачки) . Росток превращается в цветущее дерево. - У каждого в семье есть корни. Видите сколько здесь корешков – это наши предки – прадедушки и прабабушки. Повторите кто наши предки? Дальше – нижние ветки – это дети прабабушек и прадедушек – наши бабушки и дедушки. - Сколько у нас бабушек и дедушек? - Верхние ветки – это наши родители. Кто? - Кем приходятся мама и папа для бабушек и дедушек? - И самая макушка – это вы, дети. Вот такая дружная семейка живет на нашем дереве. Гимнастика для глаз «Стрекоза» Это что за стрекоза, как горошины глаза, Влево, вправо и вперед – ну совсем, как вертолет. Мы летаем высоко, мы летаем низко. Мы летаем далеко, мы летаем близко. Игровой прием, рассматривание, объяснения, проблемные, наводящие вопросы, рассказ, художественное слово, игра, физкультминутка, повторы, игра с мячом, лэпбук, психогимнастика, гимнас тик для глаз Подходят к столу Воспитанники называют и проходят, садятся на стульчики. Внимательно слушают историю. Думают и отвечают на вопросы Воспитанники становятся в круг. Ребенок ловит мяч и отвечает( Дочка, сын, и т. д. ) . Отвечают на вопрос. Выполняют движения. Воспитанники подходят к плакату с изображением генеалогического дерева. Повторяют. Выполняют движения. Рассматривают плакат. Повторяют. Отвечают на вопросы. Выполняют упражнения по тексту, стоя. Отвечают на вопросы воспитателя Все назвали свои ИО. Правильные ответы( паспорт, свидетельство о рождении) ( Семья – это очень близкие, родные люди, которые живут вместе и любят, и заботятся друг о друге) Все справились. Правильный ответ ( любовь, забота) Сняли статичное напряжение. Дают ответ ( изображены люди) Запомнили. Сняли эмоциональное напряжение, улучшилось настроение. Запомнили. Сняли глазное напряжение. 2. 3. Этап практического решения проблемы Овладение действиями, способами решения проблемы Ребята, а хотите составить для истории свою родословную? Садитесь за столы и наклейте карточки с родственниками на ваши родословные дерева. - Кто расскажет нам о своей семье: сколько в ней человек, как их зовут, какие традиции у вас в семье? Вопросы, напоминания, положительный пример сверстника Воспитанники выполняют работу. Рассказы воспитанников. Составили генеалогические древа своих семей. Справились с рассказом. 3. Заключительный этап Рефлексия Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки- Ребята, где мы сегодня побывали? - Что интересного вы узнали на экскурсии? - А что такое семья? - Что вам понравилось больше всего? - Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, а из ваших деревьев мы в группе посадим сад, чтобы все видели какие у нас дружные семьи. Вопросы, поощрения Отвечают на вопросы. Запомнили новые слова, истории о возникновении имен и фамилий, трактуют понятие «семья»