Отчет по самообразованию "Сказкотерапия- как средство формирования развития речи дошкольников"
«Сказкотерапия- как средство формирования развития речи дошкольников».
В 2021 – 2022 учебном году, я работала над темой «Сказкотерапия- как средство формирования развития речи дошкольников».
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Само слово сказка – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Моей целью по теме самообразования стало: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и создания условий для содействия развития речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.
Исходя из цели, поставила задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературы по данному вопросу.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении сказок, в драматизациях.
- Побуждать к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности;
- Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы.
- Активизировать работу с родителями с целью довести до родителей важностьсказки в эмоциональном развитии детей.
Свою работу по самообразованию, построила по следующим направлениям:
- На теоретическом этапе изучила методическую литературу, использовала Интернет-ресурсы.
- На практическом этапе в течение всего учебного года читала детям сказки, проводила беседы по содержанию сказок, рассматривали иллюстраций к сказкам для правильного восприятия текста сказок; проводилась инсценировка сказок с различными видами театров, пальчиковые игры по сказам, дидактические игры, просмотр мультфильмов, отгадывание загадок по сказкам. Художественно-эстетическое развитие: (работа в раскрасках, аппликация,лепка). Пополнила картотеку дидактических игр «Путешествие по сказкам», картотеку пальчиковой гимнастики «Любимые сказки», которые используется в работе с детьми.
Провела работу с родителями:
* консультации «Сказкотерапия- как средство развития речи дошкольников», «Читайте ребенку правильные сказки», «Воспитание Сказкой», «Какие сказки читать детям на ночь?».
* выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».
С детьми была инсценирована сказка «Теремок»(на новый лад)
Считаю, что работа по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение других ребят и прислушиваться к ним, научились ставить себя на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети стали более раскованы, они свободно вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь стала более выразительной. У детей наблюдается ярко выраженная любознательность, умение познавать окружающее без принуждения, стремление к творческому отображению познанного.
Проведенная работа показала, что использование сказки в развитии речи должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию речи детей.