Проект по сенсорному развитию "Познаём - играя"
Документы для скачивания
- 447675- 1144270 МАДОУ детский сад №46 Проект по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста «Познаем- играя» Воспитатель: Логиновских Анастасия Владимировна Ревда, 2022 г. Аннотация. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 1, 5- 3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической( знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Содержание. Введение ………………………………………………… ……. . стр. 4 Основная часть ……………………………………… … …. стр. 5- 9 Заключение ……………………………………………. . . . . . . . . . . . стр. 10 Список литературы …………………………………… ……. . стр. 11 Приложения ……………………………………… ……. . стр. 12- 25 Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей. Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов. Основная часть Значение сенсорного во спитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, памяти, внимания и др. Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний урове нь. В результате проведенного об следования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорн ым воспитанием детей обусловлена тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полн ой мере в последующей жизни. В ажно в этот период предоставить детям все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств о бучения: развлечения, логические упражнения, практические задания, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах, конструктивная деятельность. Обеспеченность практическим игровым материалом( авторскими дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье. Паспорт проекта Сроки реализации проекта Краткосрочный Участники проекта( возраст) Дети группы раннего возраста, воспитатель, родители Тип проекта по доминирующей деятельности Познавательно- игровой по предметно- содержательной области Межпредметное по числу участников Групповой по продолжительности Краткосрочный по характеру координации проекта Открытый Предметно содержательные области Познавательное развитие Социально – коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие( конструирование) Цель проекта развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры. Задачи проекта- Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность. - Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. - Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков. - Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей( мастер- класс, консультации, раздача буклетов «Развиваем пальчики дома») Ожидаемые результаты Развитие сенсорной культуры, развитие речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов. Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родите лями и воспитателями, пополнение предметно – развивающей среды. Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений. Форма презентации проекта Презентация проекта Оснащение и средства обучения необходимые для проекта Карандаши, бумага, заготовки для раскрашивания, клей, фло мастеры, цветная бумага, картон, шары воздушные, картотека дида ктических игр, папка передвижка, строительные наборы среднего и крупного размера, пособия из различного материала, макеты, планшеты. План реализации проекта День недели Мероприятия Понед ельник Сюрпризный момент. Вторник Игра – занятие с дидактическим материалом «Большой, поменьше, маленький». Среда Рисование красками на тему «Листочки деревьев» Четверг «Ознакомление с художественной литературой»: Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А. Ба рто «Смотрит солнышко в окошко». Пятница Консультация: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей». Понедельник- пятница Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей «Поиграем с прищепками», «Разложи чашки по цветным тарелочкам», «Шнуровка», « Подбери по цвету ». Вторник Создание картотеки «Дидактические игры по се нсорному воспитанию детей группы раннего возраста» Среда НОД по познавательно- игровому развитию «Зайка в гости к нам пришел». Четверг Развлечение для детей группы раннего возраста «Шарики воздушные очень непослушные». Пятница Оформление выставки В результате реализации проекта группа была оснащена центром" Сенсорика" . Заключение В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр. Список литературы 1. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер 1988г 2. «Развивающие игры с малышами до трех лет» Т. В. Галанова 1996г 3. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» под ред. Т. Н. Дороновой и Т. И. Ерофеевой 2010г 4. «Первые шаги»Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова 2008г 5. Нечаева И. Ю. Система сенсорного развития детей/ / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2010г №1 С. 58- 70 6. «Раннее детство: познавательное развитие» Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова 2003г 7. Ковалева Л. А. Предметно- развивающая среда в яслях/ / Воспитатель ДОУ 2008г №1 С. 24- 28 8. Важова С. А. Сенсорное воспитание в младшей группе/ / Воспитатель ДОУ 2008г №11 С. 51- 59 9. Ивакина Г. А. Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста/ / Воспитатель ДОУ 2010г №1 С. 105- 111 10. Гореева С. В. Панно- тренажеры для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста/ / Воспитатель ДОУ 2010г №5 С. 23- 26 Приложения Приложение 1 Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового. Одной из важнейших особенностей развития детей третьего года жизни является развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого. Речь теперь является для них регулятором поведения. Активная речь, появившаяся на втором году жизни, значительно расширилась как в объёме, так и по содержанию. Активный словарь стал шире. С развитием речи начинает ся развитие мышления. Для нас это очень важно, так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес, температура. Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу « примеривания » и зрительного соотнесения. В три года происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве. Выполняя определённые действия, дети могут следовать словесной инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки под контролем глаза – это открывает новые возможности при выборе дидактического материала. Дети во второй половине третьего года начинают употреблять слова – названия цвета. Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес( лёгкий – тяжёлый, температура( холодный – горячий – тёплый, особенность поверхности( гладкий – шершавый) . Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы. « колечко», «в одичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода» и т. д. ) помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков. Пальчиковые игры( «Сорока – белобока», «Семья», «Пальчики здороваются», «Идёт коза рогатая», «На поляне дом стоит», «Замок» и т. д. ) помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи. Упражнения на нанизывание( «Собери пирамидку( матрёшку) », «Собери бусы», «Светит солнышко» и т. д. ) с их помощью у детей развивается умение самостоятельно чем- то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки, коробки, нанизывать кольца на стержень и др. Игры на выкладывание( пазлы, кубики – картинки) развивают щипковый захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука – глаз», развивают воображение; обогащают словарный запас; совершенствуется зрительное восприятие. В настоящее время достаточно игр на развитие мелкой моторики рук( шнуровки, сенсорное панно, наборы тканев ых образцов различной фактуры) . Эти игры выполняют следующие функции: развивают мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа; Приложение 2 Развлечение для детей группы раннего возраста «Шарики воздушные очень непослушные» Цель: Закрепление знаний основных цветов спектра. Задачи: Речевое развитие: 1. Развивать речь детей во время игры «Раздувайся пузырь», во время называния цветов шаров; Развивать речевой аппарат, укрепляя силу воздушной струи. Познавательное развитие: 1. Систематизировать знания детей об основных цветах: красный, синий, зеленый, желтый. Физкультурное развитие: 1. Способствовать развитию двигательной активности детей, закреплять умение становиться в круг. Социально- коммуникативное развитие: 1Обеспечить развитие коммуникативных навыков, умение общаться со взрослыми. Художественно- эстетическое развитие: 1. Слушать музыку и согласовывать движения со словами песенки. Игровой материал: воздушные шары основных цветов( красный, синий, зеленый, желтый, дудочка) . Действующие лица: воспитатель, родители( мамы) и дети, музыкальный руководитель. Ход развлечения: Воспитатель: - Дети, сейчас к нам придут гости, а мы спрячемся за ширму и посмотрим кто это? В группу входят мамы с разноцветными воздушными шарами и дудочкой. Мама: - А где дети? Игра «Прятки», игра проводится под музыку В. П. Петровой, слова Н. Кругляк. Я по комнате хожу Деток я не нахожу. Ну, куда же мне идти? Где же деток мне найти? Надо дудочку достать И на дудочке сыграть. Все услышат, прибегут, И со мной играть начнут! Мама играет на дудочке, дети выходят из- за ширмы и произвольно пляшут. Мамы: Здравствуйте дети! Мы пришли с вами играть и веселится. Мы загадку загадаем, но о чем она не знаем. Помогите нам её отгадать. Я большой, но пустой. Взлечу в небо над землей. И не гордый, но надутый, Ниткой толстою опутан. Я с детьми всегда был дружный, И зовусь я. Дети: Шар воздушный. Воспитатель: - Правильно- это воздушный шар. Мы вам их подарим, но сначала шарики надо надуть. Мама: Чтобы не было нам скучно, Я забаву отыщу: Я надую шар воздушный И на волю отпущу. ( Дети пытаются надуть шары, но это очень трудно для них) . Мамы дарят детям готовые шары. Игра- хоровод вместе с мамами «Воздушный шар»( 2- 3раза) . Раздувайся наш шар, Раздувайся большой. Оставайся такой, Да не лопайся. Он летел, летел, летел И за веточку задел. Ш- ш- ш- лопнул. Воспитатель: - Какие вы все молодцы! Как много надули воздушных шаров. Как весело играете с ними. Воспитатель: - Легкий шарик мой воздушный, Дернул нитку не послушно. Оборвал, сказал: Пока! И умчался в облака. Игра с шарами: «Кто дальше бросит шарик». Дети бросают шары и бегут за ними. Воспитатель: - Какие красивые, разноцветные шары подарили вам мамочки. ( Спросить каждого ребёнка, какого цвета у него шарик) Если шарик накачать, Будет он тогда летать. Надо нитку привязать, Чтобы шарик удержать. Созданы для детворы Разноцветные шары. Игра «Найди свой цвет», «цветные коробочки». Воспитатель: Сегодня все ликуют! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные шары. Приложение 3 Дидактическое пособие «Разложи карандаши по стаканчикам» Цели: формировать умение различать цвета; учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук. Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично! Игра «Разноцветные палочки» Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику. Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных. Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый. Ход игры. Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают( такой же) . Затем дети выполняют задание. Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его. Постепенно количество палочек увеличивается. Дидактическая игра «Найди лишнюю пробку» Цель: развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие интереса и побуждение к действиям. Знакомство сенсорными эталонами: знакомство с разными Свойствами предмета: величина( большой, маленький) , форма ( круг) , цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру. Развития молокой моторки руки: формирование умения выполнять действия с предметами. Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения; Развитие умения понимать и правильно выполнять задания; Формирование и активизация словаря ребенка: развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия; Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения. Дидактическая игра «Цветные коробки» Цель: развитие зрительного восприятия, знакомство с различными цветами, развитие речи В игре мы используем набор предметных картинок разных цветов и картонные коробки, обклеенные цветной бумагой. Такие коробки легко изготовить и впоследствии в них очень удобно хранить предметные картинки, карточки. Карточки можно подбирать по различным темам, для закрепления и дополнительного речевого развития( например «овощи», «транспорт», «игрушки») Ход игры: Выставляем на стол разноцветные коробки, демонстрируем детям и называем- эта коробка красного цвета, эта фиолетовая, и так далее. Далее по одной показываем детям картинки, просим назвать предмет и его цвет и положить в коробку такого же цвета. Демонстрируем на одной картинке, например- это красное яблоко, я положу его в красную коробку. Далее дети работают самостоятельно, в случае затруднений помогаем. Дидактическая игра «Разложи шарики» Материал: коробка из- под конфет с круглыми ячейками( количество ячеек должно быть кратно четырем, так как используем четыре основных цвета) ; на основании каждой ячейки наклеен круг из цветной бумаги такого же цвета, как шарики, с которыми будет проводиться игра. Ход игры. Поставьте перед ребенком усовершенствованную коробку из- под конфет. Показывая на каждый цветной кружок( приклеенный в ячейке) , спросите ребенка, какого он цвета. Предложите положить шарик в ячейку с кружком такого же цвета. Игру проводите до тех пор, пока все ячейки в коробке не будут заполнены шариками. Следите за тем, чтобы дети, называя цвет шарика, согласовывал существительное с прилагательным в роде и числе( красный шарик) . Последующие упражнения можно усложнить: сложи шарики в такой же последовательности, как на картинке; сложи сначала шарики красного цвета, а затем шарики зеленого цвета. Дидактическая игра «Разноцветные деревья» Цель: развитие цветового восприятия, закрепление названий цветов. Для этой игры понадобятся распечатки с деревьями, дупла в которых различных цветов и разноцветными птичками. Ход игры: Демонстрируем детям первую картинку с деревьями, обращаем внимание, что у каждого дерева дупло разного цвета. Показываем картинки с совами, поясняем- у каждой птички было свое дупло, но они потерялись и никак не могут его найти. Нужно им помочь- посадить каждую птицу в дупло такого же цвета. Дети работаю самостоятельно, рассаживая птичек по местам и комментируя свои действия- называют цвета П риложение 4 Конспект НОД по познавательно- игровому развитию «Зайка в гости к нам пришел»( группа раннего возраста) Программное содержание: - формировать умение различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик; - - - - - формировать умения производить действия с предметами: обводить форму предмет, катать, ставить; учить здороваться и прощаться с гостями, учить детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность. Демонстрационный материал: игрушки Зайчик и Зайчиха, красивая коробка, большая и маленькая коробки, игрушечная машина- грузовик. Раздаточный материал: 1 шарик, 1 большой кубик, 1 маленький кубик на каждого ребенка. Ход образовательной деятельности. Дети стоят в группе около воспитателя. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Слышится стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и на машине завозит зайчонка с коробкой. Воспитатель: Дети, к нам пришел в гости Зайка. Давайте поздороваемся с ним. Зайка. Меня зовут Зайка. А вас как зовут? Дети называют свои имена. Зайка. Моя мама пошла в магазин за покупками и оставила меня одного. А мне одному скучно. Можно я с вами поиграю? Воспитатель. Конечно, можно, оставайся Зайка. Ой, Зайка, а что это у тебя? Можно мы посмотрим? ( Воспитатель показывает красочную коробку, в которой лежат разноцветные шары по количеству детей в подгруппе( 4 основных цвета) ) . - Ребята, как Вы думаете, что находится в этой коробке? ( трясет коробочку) Слышите? Дети высказывают свои предположения. Давайте посмотрим, что же лежит в коробочке. Воспитатель открывает ее. - А тут шарики! Сколько шариков? - Много. Воспитатель берет один шарик в руку и говорит: «Это шар». Поглаживает его рукой: « Он круглый, его можно катать»( прокатывает от руки к руке) . Воспитатель предлагает детям взять по одному шару. - Возьми, Лера, шарик. И Артём возьми один шарик. Воспитатель раздает шары и спрашивает детей о цвете шаров и их количестве у каждого. - Лиза, какого цвета у тебя шарик? - Сколько шариков у Есении? У Лизы один и у Есении один… у всех по одному. По показу воспитателя дети поглаживают шарики руками и показывают, что их можно катать. Давайте снова шарики в коробку положим. Пока дети кладут шарики в коробочку, воспитатель спрашивает количестве шариков. Все шарики собрали, посмотрите, сколько шариков стало в коробке? - Много! - Ребята, Зайка не привык сидеть долго на одном месте. Надо ему немного размяться. Составите ему компанию? Физминутка Зайка серенький сидит И ушами шевелит. ( делает ручками ушки на голове и ими шевелит) Вот так, вот так И ушами шевелит. ( 2 строки 2 раза) Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть. ( хлопает в ладоши) Вот так, вот так Надо лапочки погреть. . ( 2 строки 2 раза) Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать. ( прыгает) Вот так, вот так Надо зайке поскакать. ( 2 раза) - Ребята, а я для вас приготовила сюрприз, садитесь на стульчики. А теперь посмотрите под стульчиками. Под стульчиками каждого ребенка лежат 1 большой и 1 маленький кубик. ( Дети находят кубики под стульчиками) . - Ребята, покажите кубики. А теперь покажите маленький кубик. А теперь большой кубик. ( Дети показывают кубики) . На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью. - Посмотрите, это какая коробка? ( большая) - А эта коробка какая? ( маленькая) - Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку( дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам. ) - Вот мы и помогли Зайке: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Воспитатель берет кубик и, поглаживая, грань кубика проговаривает: гладкий, ставит на стол и пробует покатать. Воспитатель. Посмотрите, кубик не катится, его можно ставить. А шарик можно покатать. ( показывает) Шар катится, а куб не катится. Слышится стук в дверь, заходит мама- зайчиха. Зайчиха. Мой зайчонок к вам не заходил? Зайчонок. Мама, я тут! Мы с детками играли. Я коробочку с шарами вам оставлю, приду еще раз к вам в гости. До свидания! ( Зайчики уходят. ) П риложение 5 Конспект игры – занятия с дидактическим материалом в группе раннего возраста на тему: «Большой- маленький». Цель: Посредством дидактических игр учить сравнивать предметы по величине Задачи: Учить детей сравнивать предметы по величине. Формировать умение выбирать предметы с ориентировкой на его величину. Активизировать словарь детей: произносить слова «большой» и «маленький» с разной интонацией( «большой» –низким голосом, «маленький»- высоким) . Вызывать положительные эмоции, радость у детей. Методы и приемы: - чтение стихотворения- внесение игрушек- вопросы к детям- ответы детей- показ- похвала- поощрение Материал: Медведь большой, маленький. Машина большая и маленькая. Колокольчик большой и маленький. Ход: Дети сидят полукругом. Воспитатель читает стихотворение: - По дорожкам, по лугам. По лесным тропинкам Едут, едут в гости к нам Медведи на машинках. Въезжает машина с медведями( большой медведь на большой машине, маленький медведь – на маленькой) . Воспитатель: - Здравствуйте ребята, а вот медведи из леса приехали. А приехали медведи на разных машинах. Большой медведь приехал на большой машине, а маленький медведь приехал на маленькой машине. - На какой машине приехал большой медведь? ( « на большой» – проговаривает низким голосом) Ответ нескольких детей. - А на какой машине приехал маленький медведь? Ответ нескольких человек. Правильно, на маленькой. ( Произносится высоким голосом) . Воспитатель: - Ребята, а медведи, хотят с нами поиграть. Поиграем с ними? - Мишка маленький сидит, Головою шевелит. Вот так, вот так Головою шевелит. Мишке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Мишке надо постоять И немного поплясать. Мишку кто –то напугал, Мишка быстро убежал. Воспитатель читает стихотворение и показывает движения в соответствии с текстом, дети повторяют движения за воспитателем. Воспитатель: - А еще медведи привезли нам колокольчики. Посмотрите, какие они разные: большой и маленький. Сейчас( имя ребенка) возьмет большой колокольчик и позвонит в него, а( имя ребенка) возьмет маленький колокольчик. Упражнение повторяется несколько раз. Воспитатель: - Медведи наши устали. Давайте посадим их на машины: большого медведя – на большую машину( « на большую» выделяется голосом) , а маленького медведя –на маленькую машину( «на маленькую» выделяется голосом) . - На какую машину сядет большой медведь? А на какую машину сядет маленький медведь? Ответы нескольких детей. Воспитатель: - А сейчас, ребята, давайте проводим медвежат, им пора возвращаться в лес. Спасибо вам, медвежата, что приехали к нам в гости и играли с нами. - До свидания. Нам было очень весело и интересно. Приезжайте к нам еще. До свидания. Медведи уезжают.