НОД в старшей группе "Волшебник - воздух"
Тема: « Волшебник-воздух»
Цели:
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность и любознательность;
расширять знания о воздухе; познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
активизировать речь и обогащать словарь детей;
воспитывать аккуратность работы;
вызвать желание детей помочь Хрюше.
Оборудование:целлофановые пакеты по количеству детей, мелкие шарики пластилина размером с рисовое зерно, бутылка минеральной воды, стаканчики, трубочки для коктейля, ватные шарики, воздушные шарики, шприцы без иголок, пипетки по количеству детей
Ход занятия.
Ребята, к нам в гости пришёл Хрюша. Ой, да в руках у него воздушные шарики. Но посмотрите, почему же Хрюша такой грустный.
Хрюша:Мне Каркуша загадала загадку, а я не могу её отгадать, да ещё и шарик один у меня стал некрасивый, маленький.
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
Что же это такое? (Воздух)
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Хрюше отгадать загадку и его развеселим. (Дети отгадывают загадку) Давайте покажем ему, какой у него большой шарик. (Надуть щёки, бровки поднять)А теперь покажем, какой шарик у Хрюши маленький(щёки втянуть)
Ребята. Но Хрюша по-прежнему остался грустным, как вы думаете почему?
Ребята, что будет внутри шарика, если его мы надуем? И шарик будет какой? (Воздушный)
А давайте ещё сильнее развеселим Хрюшу и пригласим его в нашу лабораторию, немного поиграем в очень интересные игры. Уж очень хочется ему больше узнать о воздухе.
Эксперимент №1.Где живёт воздух?
Воспитатель: Вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот. А сейчас положите на ладонь белый комочек и выдохните быстро на неё воздух. (Индивидуальная работа). Что произошло? (ответы детей)
Дети: Комочек упал (другие варианты)
Воспитатель: А что помогло комочку упасть? Какой у нас воздух волшебный, он движется. Хотите, поиграем с нашим волшебным воздухом.
Воздух невидим для нас.Воздух есть внутри людей и это можно доказать!
Возьмём трубочку и подуем в стакан с водой (показ), посмотрите, что происходит. Пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух. Еще раз проверим, что воздух есть внутри нас.
Воспитатель: Проверим. Вот возьмите воздушные шарики и попробуйте их надуть. Получается?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит внутри нас есть воздух. А если я отпущу сейчас шарик, что произойдет?
Дети: Он улетит.
Воспитатель: Кто же его толкает?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно. Если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперед, движется до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Эксперимент №2 Какой воздух. Для чего нужен воздух?
Воспитатель: Ребята, сейчас я попробую поймать воздух. (Воспитатель ловит в полиэтиленовый пакет воздух) Посмотрите я его поймала. Вот какой круглый, надутый пакет стал, а вы хотите попробовать поймать воздух? (воспитатель раздает детям пакеты). Дети рассматривают его и определяют, что находится внутри - пакет плоский, пустой.)
Затем воспитатель предлагает взять пакет за концы одной стороны, взмахнуть и поймать воздух.
Воспитатель: Что случилось с пакетом?
Дети: Он стал круглым.
Воспитатель: Чем заполнился пакет?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Но здесь ничего не видно.
Дети: Воздух прозрачный, невидимый.
Воспитатель: Сейчас я наберу в один пакет воздух, а в другой столько же воды.
Чем они Дети: Они оба прозрачные.
Воспитатель: А как узнать, в котором из пакетов воздух? Вот подержите
Дети: Вода тяжелая, а воздух легкий.
Воспитатель: Правильно. А для чего нам нужен воздух? Вот вода нам нужна чтоб пить, варить еду, умываться, стирать, а воздух для чего?
Дети: Дышать.
Воспитатель: А можно прожить без воздуха? Давайте попробуем ненадолго задержать дыхание. Можно долго не дышать?
Дети: Нет. Очень тяжело.
Воспитатель: Да, ребята, человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: И так что мы узнали о воздухе?
Дети: Воздух невидимый. Он легче воды. Человек не может прожить без воздуха.
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
Эксперимент №3. Пузырьки - спасатели.
Цель: Выяснить, что воздух имеет силу и, он легче воды.
Воспитатель: Ребята, сейчас я налью вам в стаканчики воду. Посмотрите, что вы видите в стаканчиках? (Пузырьки ) Как вы думаете, а что это за пузырьки? (Воздух). Ребята, а воздух может быть ещё и спасателем. Давайте бросим в наши стаканчики маленькие кусочки пластилина. Что случилось с пластилином? (Пластилин падает на дно, а потом некоторые шарики всплывают. Пластилин падает на дно, так как он тяжелее воды В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина на поверхность воды, Пузырьки выходят из воды и пластилин опять опускается вниз) Воздух легче воды и имеет силу.
Эксперимент № 4 Упрямый воздух
Воспитатель:Ребята, посмотрите – это шприц. Из каких частей он состоит? (Цилиндр и поршень). Ребята, отожмите поршень вверх, вниз, легко ли это сделать? (Да) А теперь попробуйте закрыть пальчиком отверстие и отожмите шприц, что у вас получилось? (отжать невозможно или очень трудно) Затем предлагаю детям набрать воду в шприц, когда поршень вверху и внизу. Ребята, вы заметили, что отжать поршень, когда закрыто отверстие очень трудно, невозможно. Если поршень вверху в шприце, то воду набрать невозможно. Посмотрите, у меня в руках пипетка. (Рассматриваем устройство пипетки Демонстрирую действия с ней) По аналогии со шприцом пробуем набрать в неё воду.
Видите, ребята, какой воздух упрямый, при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает такой силой, которая может двигать предметы и даже воду.
Эксперимент №5 Запаха и вкуса у воздуха нет.
Воспитатель. Вы, верно, сказали: воздух действительно не имеет запаха и вкуса. А сейчас, я хочу вас познакомить ещё с одним свойством воздуха.
На столах стоят баночки с продуктами (апельсином, чесноком, луком, яблоком) закрытые плотно крышками. Воспитатель берет баночки, выкладывает содержимое и закрывает крышками. Поочерёдно открывает крышки и передаёт баночки детям. Что вы почувствовали? Какие запахи?
Дети. Пахнет чесноком, луком, апельсином, яблоком.
Воспитатель. Запах чеснока смешался с воздухом. Каким стал воздух? (чесночным, апельсиновым, яблоневым, луковым).
Значит, запах продуктов передаётся по воздуху.
Скажите ещё раз: воздух имеет запах? (Нет) Как же мы чувствуем запахи? (Они передаются воздухом, и мы их чувствуем.)
Ребята, посмотрите как повеселел наш Хрюша. Ему очень понравилось в нашей лаборатории. Сейчас он торопиться рассказать об этом Степашке и Филе. А что же интересного и нового узнали вы сегодня, ребята?