Конспект НОД "Нет милее и краше Родины нашей".
Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия народных промыслов, имена знаменитых богатырей. Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Оборудование и материалы: изображения гербов и флагов, различные картинки, сундучок, глобус, запись гимна, фломастеры, ватман.
Ход занятия
Воспитатель:
Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.
И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.
Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
— Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Да , верно мы с вами поговорим о нашей Родине, о России. Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Как называется наша страна? (Ответы детей.) Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя — Россия.Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди. Территория России очень большая.
Вот как много места занимает территория России. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии; омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом — припекать солнышко.
А сейчас мы с вами поиграем.
«Кто в какой стране живет
Воспитатель: Давайте вспомним жителей разных стран. Воспитатель задает вопрос, дети отвечают.
Воспитатель:
Кто живёт в России? – Россияне.
Кто живет в Америке? - Американцы.
Кто живет в Японии? - Японцы.
Кто живет в Китае? - Китайцы.
Кто живет в Украине? - Украинцы.
Кто живет в Грузии?- Грузины.
Кто живет в Англии? - Англичане.
Кто живет в Испании? - Испанцы.
Кто живет в Литве? - Литовцы.
Кто живет в Бразилии? - Бразильцы.
Воспитатель: Россия - наша Родина. В народе говорят: «Русский человек без Родины не живет». Родина - это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все - россияне, все говорим на одном языке. Все горячо любим свою Родину.
Россия... как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия.
Воспитатель: Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Игра «Доскажи словечко»
Наша страна называется... Россия.
Граждане России называются... россияне.
Столица России — город... Москва.
Самая известная река России... Волга.
Символ России - дерево… береза.
Символ России – цветок… ромашка.
Воспитатель: Россия всегда славилась своими мастерами.
Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.
1. Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)
– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
– Следующая загадка.
2. Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)
3. Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
4. Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)
5. Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, зайцы, колотушки –
Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)
Воспитатель: Назовите, какие вы знаете города России.
- Назовите столицу России (Москва.)
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
Воспитатель: Президентом нашей страны является…? (В.В. Путин)
– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)
– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.) Дидактическая игра «Собери флаг»
Воспитатель: Что такое флаг? Флаг - это прикрепленное к древку полотнище определенного размера и цвета.
Флаг у нас прекрасный.
Белый, синий, красный.
Белый – мир и чистота.
Синий – верность, небеса
Красный – мужество, отвага.
Вот цвета родного флага.
Российский флаг — символ доблести и чести российского народа. Российский флаг развевается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников. Государственный флаг России можно увидеть на границе при въезде в нашу страну, военных парадах, на кораблях, изображение флага можно встретить на борту российских самолетов. В старину флаг не был похож на современный и носил другое название «стяг», от слова «стягивать». Назначение стяга – объединять (стягивать) воинов для защиты родной земли. Полосы расположены горизонтально. Во все времена отношение граждан к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.
Цвета флага выбраны неслучайно. Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды. Посмотрите на русский народный костюм. Какие цвета вы здесь видите? (дети отвечают)
Проводится игра. «Узнай наш флаг»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Есть у России еще один очень важный государственный символ - герб. Герб — это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Посмотрите на герб России. (Воспитатель показывает детям пособие.)
Золотой орёл двуглавый –
Символ силы, символ славы
И могущества державы.
Храбрый воин на щите –
Он копьём врага разит.
И отчизну защитит
И поможет ей в беде
Государственный герб можно увидеть на границе нашей страны. Его помещают на пограничных столбах, и когда люди из других стран приезжают в нашу страну, то видят наш герб и флаг и сразу понимают, что попали в Россию. Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе? Вот могучая птица - орел, причём необыкновенный. У него не одна голова, а две. Головы орла венчают золотые короны, и сам орёл тоже золотой. Расположен он на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе — держава. Скипетр и держава всегда были символами царской власти. Над головой орла — золотая корона. Золотой двуглавый орёл – символ солнца и образ солнечной колесницы. В древности славяне полагали, что солнце выезжает на золотой колеснице ,запряжённой двумя птицами. Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Поэтому головы орла повёрнуты в противоположные стороны. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне.
Какого цвета конь? (Белого.)
Какого цвета плащ у всадника? (Синего.)
Какого цвета щит? (Красного.)
Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный. (Цвета государственного флага России.)
Это не простой всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества!
Что в руках у Георгия Победоносца? (Серебряное копье.) Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами.
Змей - символ зла. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче. (Ответы детей.)
Чем всегда заканчиваются эти сказки? Правильно, герой всегда побеждает Змея Горыныча и освобождает прекрасную девушку. Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость!
Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн это главная песня страны). Гимн это музыкальное произведение, торжественное, величавое. Его исполняют в особенны, важных случаях. Создателями гимна России являются композитор Александр Васильевич Александров и поэт Сергей Владимирович Михалков. Государственный гимн слушают стоя, мужчины без головных уборов.
Когда я слышу гимн России.
То сердце начинает биться
И рвётся из груди, как птица,
В простор небес высокий, синий.
Я гордость, радость ощущаю,
Что я живу в такой стране,
Что краше нет на свете края,
Душа пылает как в огне!
Гимн славит Родины просторы,
Гимн славит мой родной народ,
Поля, леса, моря и горы.
Гимн нас к свершениям зовёт.
В старину гербы были даже у некоторых семей.
- Мы с вами сегодня попробуем придумать герб нашей группы. Коллективная работа. Герб символизирует самое главное. Что в нашей группе особенное, самое главное, что отличает нас от других? Это наша дружба, доброе отношение друг к другу, взаимопомощь. Как вы думаете, какие символы могут отражать дружбу? (Улыбка, рукопожатие, объятия, сердце.) Вот видите, как интересно придумывать герб. Обычно герб изображается на прямоугольном листе в форме щита. Давайте и мы с вами нарисуем герб нашей группы. (Дети рисуют герб)
Воспитатель: Славилась русская земля мужественными и сильными людьми - богатырями. Народ слагал о них легенды и передавал их друг другу, из уст в уста. Так богатыри стали героями русских былин, которые дошли до наших времен. (Показ картины)
Воспитатель: - Посмотрите, как русский художник В. Васнецов изобразил трех могучих русских богатырей. Это Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец. Они настоящие воины, защитники земли русской.
Посмотрите, как они одеты? (Ответы детей: у каждого кольчуга, шлем); Какое у них оружие? (Лук, стрелы, копье, меч.)
В самом центре картины - богатырь Илья Муромец. Справа от него на белом коне Добрыня Никитич. Слева от Ильи Муромца. Алеша Попович был самым веселым богатырем.
Во все времена защищать родную землю считалось делом почетным.
Я желаю вам, ребята, чтобы вы выросли большими, умными, сильными и тоже прославляли своим трудом и достижениями свою Родину.