a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья Использование игр-драматизации при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Парфенова Наталья Олеговна Опубликовано: 2023-02-15 14:49:24

Статья « Использование игр- драматизации при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста связана с постепенным продвижением современного ребенка – дошкольника в пространстве и времени игры. Дети с помощью взрослого и самостоятельно осваивают разные виды индивидуальных и коллективных игр. Игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Согласно теоретическим позициям игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Театрализованная деятельность – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя – познает окружающее. Театрализованные игры помогают успешно решить многие воспитательно –образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус развить творческий потенциал. Дети в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребенка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Виды театрализованных игр дошкольников можно разделить на три основные группы: 1. Настольные театрализованные игры( настольный театр игрушек, настольный театр рисунков) . 2. Стендовые театрализованные игры( стенд- книжка, фланелеграф, теневой театр) . 3. Игры- драматизации включающие( пальчиковый театр, театр би- ба- бо, кукольный, игра драматизация с масками, костюмами) . В играх драматизациях ребенок – артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности( интонация, мимика, пантомима) , производит собственные действия исполнения роли. Игра – драматизация наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов, а также речевой функции; оказывает большое влияние на речь, ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. У него совершенствуется звуковая сторона речи, грамматической строй, активизируется словарь, улучшается связная речь. В играх – драматизациях происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Ребенок стремится познать собственные возможности, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры – драматизации, как творческой деятельности, деятельности способствовавшей формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. К театрализованным играм необходимо проводить детей постепенно. Последовательность работы может быть следующей: - игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека( выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши и т. д. ) ; - игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя( веселые матрешки захлопали в ладоши и стали танцевать и т. д. ) ; - игра – имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей( колобок катится к зайчику и т. д. ) ; - игра – импровизация под музыку( веселый дождик и т. д. ) ; - бессловесная игра – импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель( заинька, попляши и т. д. ) ; - игра – импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель; - ролевой диалог героев сказок( «Рукавичка» и т. д. ) ; - инсценированные фрагментов сказок о животных( «Теремок» и т. д. ) ; - игра – драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам( «Репка») и авторским те кстам( В. Сутеев «Под грибом», « З аюшкина избушка » и др) . Дети в с таршем дошкольном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры( драматизация или режиссерская) , становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму. Освоение театрализованной игры, есть возможность расширения игрового опыта детей. Также необходимо отметить, что упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и связно излагать их публично, тоньше чувство вать и познавать окружающий мир. Для реализации задач творческой направленности и гармоничного развития дошкольников, в группе рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и представлений. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театров на рукавичках, костюмов. В уголке располагаются различные виды театров: бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе. Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски. Различные игрушки( разного размера, из разных материалов) , можно поместить игрушки, которые уже не востребованы в другой деятельности. Театральный уголок будет уместно расположить рядом с литературным уголком, а также можно объединить с музыкальным уголком. Это поможет детям расширить круг желаемой деятельности, привлечет интерес к играм – драматизациям. Таким образом игра – драматизация – это эффективное средство для художественного, эстетического, нравственного, умственного и речевого развития детей. Изучив научно – методическую литературу можно сделать выводы, что игры – драматизации благоприятно воздействуют для формирования связной речи среднего дошкольного возраста. В ходе игр – драматизаций ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтоб его все поняли. У детей совершенствуется звуковая сторона речи, грамматический строй, активизируется словарь, совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Задание 1. «Угадай, кто это? » Цель: учить составлять высказывание об образе персонажа по деталям костюма. Детям предлагаются карточки с изображенными на них деталями костюма персонажа знакомых сказок: косынка внучки( из Репки) , хвост мышки( из Теремка) , корзинка Красной Шапочки( из Красной Шапочки) , туфелька( из Золушки) и т. д. Ребенок должен мысленно представить по деталям костюма образ персонажа, назвать его и обосновать свой выбор в развернутом высказывании. Задание 2. «Узнай героя сказки». Цель: учить определять образ персонажа по названным признакам и составлять развернутое высказывание о нем. Ученикам предлагается сочетание двух признаков, характеризующих героя сказки: «большая круглая»( Репка) , «зеленая мокрая»( Жаба) , «черный гладкий»( Крот») , «маленькая серая»( Мышь) . Ребенок должен мысленно представить образ, назвать его, обосновать свой выбор в развернутом высказывании. Задание 3. «Угадай эпизод сказки». Цель: учить узнавать и рассказывать эпизод сказки по опорным словам. Дети должны объединить предложенные им слова, представить мысленно эпизод сказки и пересказать его. Опорные слова: часы, лестница, туфелька, тыква( Золушка) . Задание 4. «Сложи иллюстрацию сказки из разрезных картинок». Цель: учить составлять целую воображаемую картину — эпизод сказки из отдельных частей иллюстрации. Из разрезных картинок по сюжету одной из знакомых сказок ученики составляют целую иллюстрацию эпизода и пересказывают этот эпизод.

Оставить комментарий: