Игра-драматизация как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям.
Документы для скачивания
Игра – драматизация как условие приобщения дошкольников к семейным ценностям. Одним из эффективных средств познания ребёнком семейных традиций, усвоения смыслов и мотивов человеческой деятельност и является игра – драматизация. Семья, по признанию учёных, одна из в еличайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная об щность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении упрочении заинт ересовано общество, государство. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Механизмами, обеспечивающими приобщен ие ребёнка к семейным ценностям, являются праздники, подарки, забота о старших и младших членов сем ьи, традиционный этикет, фольклор, трудовые традиц ии, народные игры, танцевальное искусство и др. Игра в народной педагогике являлась одн им из самых эффективных средств приобщения ребёнка к семейным ценностям, у своения мужских и женских ролей в семье. В играх воспроизводились многие жиз ненные ситуации, воссоздавались социальные отношения между людьми. С помощью игры усваивались нормы и правила поведения в социуме, мужские и женски е умения и навыки, оттачивались представления о добре и зле, мудрости и г лупости, трусости и храбрости, честности и справедливости. В процессе игр дети приучались к общению между сверстниками своего и противоположного по ла, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов. Большой интерес детей к играм- драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей: смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной постановки оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в любимый образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Игра- драматизация ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия. Таким образом, в процессе игр- драматизаций у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В процессе игры и подготовки к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. Данные характеристики, приобретаемые в процессе игр- драматизаций( взаимопомощь, внимание, забота, готовность выслушать) , являются также и основными составляющими семейных отношений. Все это позволяет рассматривать игры- драматизации как одно из педагогических условий приобщения дошкольников к семейным ценностям. В инсценировках, где дошкольникам предоставляется возможность проигрывания ролей привлекательных персонажей- добрых, заботливых, миролюбивых, отважных, должны находить отражение нравственные семейные отношения. Игры- драматизации воспитывают такие чувства, как гуманность, сопереживание, доброжелательность, способствуют проявлению сочувствия. Именно такие чувства определяют развитие нравственной сферы детей дошкольного возраста, которые в условиях инсценирования проявляются наиболее живо и непосредственно. В качестве сюжетов игр- драматизаций нужно выбирать сюжеты художественных произведений, которые своим содержанием формируют идеальные представления о социальных ролях матери/ отца, жены/ мужа, хозяйки/ хозяина дома, которые в будущем предстоит выполнять девочкам и мальчикам. Художественные тексты необходимо отбирать по принципу смыслового содержания, сам жанр используемой литературы не является принципиальным. Важно, чтобы художественное произведение заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно- развивающийся сюжет. В нем должно быть несколько «сквозных» героев, наряду с героями эпизодическими, активно участвующими в происходящих событиях. Необходимо и наличие диалогов. Тематику готовых сценариев можно творчески использовать в играх- драматизациях, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из семейной жизни( смешной случай, важное событие, добрый поступок) . Художественные произведения, отобранные для игр- драматизаций, должны способствовать формированию у детей представлений о крепкой, дружной семье, в которой почтительно, с уважением относятся к старшим, главной ценностью которой являются дети. Важно формировать у дошкольников собирательный, обобщенный положительный образ девочки/ женщины( доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/ мужчины( сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких) . Образцом самоотверженной любви, милосердия является образ Аленушки в сказке С. А. Аксакова «Аленький цветочек». В качестве педагогического приема можно использовать драматизацию отдельных фрагментов, ярко раскрывающих нравственные качества героини и реплики, отражающие ее отношение к батюшке и Чудищу лесному: «Милый батюшка», «Ах, встань, пробудись, милый друг». В процессе игр- драматизаций у девочек и мальчиков формируются представления о семе йных половых ролях репертуаре. Дошкольники учатся устанавливать общность и отличие действий своих и характерных для их мам и пап, сравнивая, анализируя и проигрывая жизненные ситуации: досуг на природе, приобретение в дом продуктов и мебели, проблемные ситуации в домашнем хозяйстве, прогулки семьи, день рождения семьи. Детям можно предложить выполни ть различные творческие задания, например: • представить и изобразить, как «мама» укладывает спать «ребенка», напевает ему песенку, нежно баюкает и ласкает; • изобразить интонацией, движениями, как «старенькая бабушка» рассказывает «внукам» сказку, печет пироги, идет в магазин за продуктами; • пользуясь мимикой, передать эмоции радости, нежное, заботливое отношение любящих «родителей» к своим «детям»; • изобразить с помощью мимики, жестов, интонации «гневную жену», вызвав у детей осуждение, негативное отношение к увиденному; • показать, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова; • произнести от лица «мамы» определенную фразу( например: «Почему ты не убрала за собой игрушки? ») возмущенно, удивленно, с грустью, тихо, громко, передавать позой, что в данный момент делает мама; • изобразить, как обращается к детям( «Здравствуйте, дети! ») папа, если он уставший, в хорошем или плохом настроении. Такая работа помогает сделать драматизацию интереснее и содержательнее. С помощью игры- драматизации дошкольников знакомят с правилами поведения в семье: уважать интересы каждого, не пользоваться личными вещами без разрешения, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать заниматься любимым делом, отдыхать, проявлять заботу друг о друге, о малышах и пожилых, просить прощение за причиненные неудобства. Дети усваивают мысль, что в крепкой, дружной семье люди берегут друг друга, поступают так, чтобы все чувствовали себя нужными, любимыми, счастливыми. Представления о семейных обязанностях также возможно формировать посредством игр- драматизаций. Детей знакомят с тем, что папы и мамы, мальчики и девочки выполняют разные обязанности в семье. Той работой, где нужна сила, выносливость, твердость, решительность, чаще занимаются мужчины, а той, где требуется терпение, усердие, кропотливость, доброта, забота, - женщины. Мужчины и женщины дополняют друг друга в работе, вместе они создают уют и тепло в доме. Для формирования представлений детей о семейных обязанностях можно использовать следующий сценарий игры- драматизации по стихотворению В. Орлова «У меня полно хлопот» и др. Игра- драматизация дает возможность педагогам, а также родителям проявлять свое отношение к творческой работе ребенка, поддерживать его в образовании, сотрудничать в обретении ребенком бесценных и вечно актуальных ценностей: трудолюбия, взаимопомощи, любви к близким, почитания старших и т. д. Постижение семейных ценностей способствует обретению ребенком идентичности- основного фактора социализации, формированию здоровой личности и в конечном итоге укреплению государственности.