a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Парфенова Наталья Олеговна Опубликовано: 2023-02-15 14:57:29

Документы для скачивания

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР СТАРШИХ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Наталья Олеговна Парфенова МАДОУ детский сад «Берёзка», г. Бор, Нижегородс кая обл. Аннотация. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиями с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В статье раскрывается методические пособия в обширном спектре в театрализованных игр старших дошкольного возраста, как на современный взгляд на потенциальные развивающие возможности театрального искусства. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решать многие актуальные проблемы. Театрализованная деятельность – это волшебный мир, в котором ребенок радуется играя, а играя – познает окружающее. Театрализованные игры помогают успешно решать многие воспитательно- образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитывать художественный вкус развитие творческого потенциал. Ключевые слова: театр, театрализованные игры, старший дошкольный возраст, воспитательные значения, воображаемые ситуации, театрализованная деятельность. Воспитательное значение театрализованных игр В теории и практике работы с детьми дошкольного возраста театрализованные игры рассматриваются как действительное средство всестороннего развития личности, воспитания активности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы. Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно- ролевыми. В основе тех и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. Однако театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений( или собственных инсценировок) , приспособленных для исполнения на сценической площадке. Театрально- игровая деятельность о б огащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивать интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоци онально- насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребенка. Разнообразны виды театрализованных игр. В зависимости от художественного оформления различных игры- драматизации, игры с настольным театром( плоскостные и объемные фигурки персонажей) , фланелеграф, теневой театр, театр петрушек, или бибабо, игры с марионетками. Дети старшего дошкольного возраста уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировке. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Дети этого возраста уже можно обучать вождению кукол- петрушек и марионеток. Театрализованные игры и воображаемая ситуация. Перевоплощаясь в герое художественных произведений, создавая воображаемую ситуацию, дети верят в правду вымысел. Они могут быть и актерами, и зрителями. Театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, применяет их от старших. В старшей группе можно предложить игру «Что бы это могло быть? , в которой кирпичик превращается в коробку конфет, книгу; шарик – в яблоко, цыпленка. Эти игры развивают воображение. В работе над выразительной речи используются следующие игры- упражнения: «Как лиса скажет «здравствуй» медведю, которого боится, лиса- подружке, зайцу который хочет съесть? » «Какой голос должен быть у Машеньки, когда она просит печку, речку, яблоньку помочь ей? » Дети учатся не только громко, тихо и шепотом произносить слова, но и менять интонацию. Используются небольшие произведения или отдельные отрыв ки, которые служат звуковым фоном. Воспитатель зара н ее договаривается с детьми, под какую музыку будет действовать герой в той или иной ситуации. Каждому эмоциональному состоянию персонажа соответствует определенный хар а к т ер музы к и. Дошкольники любят театрализованные игры. Они живут одной жизнью с героями инсценировок, выражают свое одобрение или негодование, восклицаниями нередко вмешиваются в ход событий. Часто самостоятельно повторяют, преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно- ролевые игры, которую благодаря этому становятся более выразительными и интересными. Список литературы: 1. М. Б. Зацепина Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2010. - 128с- ( Программы ДОУ; приложение к журналу «Управление ДОУ») ( 6) ISBN 978- 5- 9949- 0351- 3 2. Н. А. Реуцкая Театрализованные игры дошкольников. - М. : Просвещение, 1989. - 166с. : ил. - ( Б- ка воспитателя дет. сада) . ISBN 5- 09- 001125- 7 3. Э. Г. Чурилова Ме тодика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М. : Гуманит. изд. центрВЛАДОС, 2003. - 160с. : ил. - ( Театр и дети) . ISBN 5- 691- 00574- X. Приложение Театрализованная сценка по мотивам русской народной сказки « Заюшкина избушка» Герои сказки: лиса, заяц, собака, волк, медведь, петух, рассказчик. Оборудование и материалы:  Макет ледяной и лубяной избушек, деревья в рост ребёнка, кусты, декорации зимы и весны; атрибуты для показа сказки: ширма, коса, костюмы героев и маски. Инсценировка сказки: Воспитатель: В Сказке может все случится Наша Сказка впереди. Сказка в гости к нам стучится, Скажем сказке – заходи! Рассказчик: Жили- были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца: Лиса: У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная! Рассказчик: Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу: Лиса: Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе! Заяц: Нет, лиска, не пущу, — зачем дразнилась? Рассказчик: Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил её к себе на двор. На другой день лиса опять просится: Лиса: Пусти меня, заюшка, на крылечко. Заяц: Нет, не пущу, — зачем дразнилась? Рассказчик: Упрашивала, упрашивала лиса. Согласился заяц и пустил лису на крылечко. На третий день лиса опять просит: Лиса: Пусти меня, заюшка, в избушку. Заяц: Нет, не пущу, — зачем дразнилась? Рассказчик: Просилась, просилась, заяц пустил её в избушку. Сидит лиса на лавке, а зайчик на печи. На четвёртый день опять лиса просит: Лиса: Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе! Заяц: Нет, не пущу, — зачем дразнилась? Рассказчик: Просила, просила лиса да и выпросила, — пустил её заяц на печку. Прошёл день- другой, стала лиса зайца из избушки гнать: Лиса: Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить! Рассказчик: Так и выгнала. Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы обтирает. Бежит мимо собака: Собака: Тяф- тяф- тяф! О чём, заинька, плачешь? Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. Собака: Не плачь, зайчик, — говорит собака. — Я её выгоню. Заяц: Нет, не выгоните! Собака: Нет, выгоню! Рассказчик: Подошли к избушке: Собака: Тяф- тяф- тяф! Пойди, лиса, вон! Рассказчик: А она им с печи: Лиса: Как выскочу, Как выпрыгну, Пойдут клочки По заулочкам! Рассказчик: Испугались собаки и убежали. Опять сидит зайчик и плачет. Идёт мимо волк: Волк: О чём, заинька, плачешь? Заяц: Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. Волк: Не плачь, зайчик, — говорит волк, — вот я её вы гоню. Заяц: Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь. Волк: Нет, выгоню. Рассказчик: Пошёл волк к избе и завыл страшным голосом: Порыкивает на лису. Волк: Ступай, лиса, вон! Рассказчик: А она с печи: Лиса: Как выскочу, Как выпрыгну, Пойдут клочки По заулочкам! Рассказчик: Испугался волк и убежал. Вот заяц опять сидит и плачет. Идёт старый медведь: Медведь: О чём ты, заинька, плачешь? Заяц: Как же мне, медведушка, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. Медведь: Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я её вы гоню. Заяц: Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не вы гонишь. Медведь: Нет, выгоню. Рассказчик: Пошёл медведь к избушке и зарычал: Медведь: Рррр. . . ррр. Ступай, лиса, вон! Рассказчик: А она с печи: Лиса: Как выскочу, Как выпрыгну, Пойдут клочки По заулочкам! Рассказчик: Испугался медведь и ушёл. Опять сидит заяц и плачет. Идёт петух, несёт косу. Петух: Ку- ка- реку! Заинька, о чём ты плачешь? Заяц: Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. Петух: Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню. Заяц: Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не вы гнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый мед ведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь. Петух: Нет, выгоню. Рассказчик: Пошёл петух к избушке: Петух: Ку- ка- реку! Иду на ногах, В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи! Рассказчик: Услыхала лиса, испугалась и говорит: Лиса: Одеваюсь. . . Рассказчик: Петух опять: Петух: Ку- ка- реку! Иду на ногах, В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи! Рассказчик: А лиса говорит: Лиса: Шубу надеваю. . . Рассказчик: Петух рассердился и третий раз сказал: Петух: Ку- ка- реку! Иду на ногах, В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи! Рассказчик: Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать. Сказочки конец, а кто смотрел и слушал молодец!

Оставить комментарий: