Развитие речи детей раннего возраста
Развитие речи детей раннего возраста
Раннее детство является важнейшим периодом жизни человека, во многом определяющим все его дальнейшее развитие. В этом возрасте происходит интенсивное развитие двигательной сферы, познавательных процессов и речи. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
К двум годам в словарном запасе малыша уже имеется от 100 до 200 слов, и он уже умеет связывать по два-три слова в одно предложение. А к концу третьего года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложения, вести диалоги и рассказывать то, что видели или слышали.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Предлагаем несколько несложных правил, следуя которым, вы- родители, сможете помочь малышу в его речевом развитии.
- С ребенком нужно разговаривать каждый день, рассказывать, что происходит вокруг, читать книжки.
- Обязательно нужно называть вещи своими именами: не би-би, а машина, не ням-ням, а кушать и т.д.
- Говорить следует короткими предложениями, выдерживая между ними паузу.
- Нельзя говорить с ребенком скороговоркой.
- Называя предметы, обязательно нужно их показывать хотя бы на картинке. Не стоит учить ребенка говорить слово, значение которого он не понимает, и не поймет, пока не увидит.
- Важно повторять одни и те же слова много раз до тех пор, пока малыш их не запомнит и не воспроизведет.
- Не нужно говорить с ребенком, когда он этого не хочет или устал.
- Нельзя игнорировать вопрос малыша, на него нужно отвечать развернуто и медленно, чтобы ребенок понимал каждое слово.
- Если ребенок делает ошибки в словах, подсказывать ему следует ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить. Ведь маленькие дети не терпят неудач.
- Не следует угадывать желание малыша и давать ему все, на что он молча укажет пальцем. Заставлять его назвать предмет не нужно, но иногда следует сделать вид, что ничего не видите, и тогда ребенок будет пытаться сказать, назвать то, что ему нужно.
В работе с детьми раннего возраста эффективно сочетать наглядность со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов и фраз. Для развития речевого дыхания предлагать детям различные легкие упражнения (подуть на ватку, султанчики), игры «Бабочка летит», «Пускание корабликов».
Одним словом – общайтесь: пойте, разговаривайте, инсценируйте, смейтесь, хлопайте, играйте. Дети учатся всему в игре и в общении, а эмоциональность, интерес и позитивное отношение сделают развитие речи детей раннего возраста незаметным и желанным.