консультация "Воспитание у ребёнка дошкольного возраста любви и уважения к природе "
Документы для скачивания
180689123655 Консультация для родителей «Воспитание у ребёнка дошкольного возраста любви и уважения к природе» 00 Консультация для родителей «Воспитание у ребёнка дошкольного возраста любви и уважения к природе» Эту истину знаю от роду- 1860553746500 И её никогда не таю: Кто не любит родную природу, Тот не любит отчизну свою! Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде. Поэ то му начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Но происходит это только при условии: е сли взрослые сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В возрасте от 3- х до 7- ми лет дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут- то и встаёт сама по себе перед родителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, желате ль но поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач. Очень полезно детей брать на дальние прогулки в лес, на речку. И чем чаще это делается, тем лучше. Идите с р ебёнком в поле, лес, к речке, водоёму. С амый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы с умеете увидеть их и раскрыть глаза на них вашему ребёнку. Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона, увеличение или уменьшение длины дня и ночи, температуру воздуха( тепло, холодно, очень тепло, очень холодно) , на характер выпавших осадков( снег зимой и дождь в другие сезоны года) . Очень целесообразно показать малышу солнце, луну, звёзды и связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формы луны. Детям интересно наблюдать грозу, радугу и другие природные явления. На прогулках в парк или сквер знакомите детей с различными декоративными растениями( цветами) , обращать внимание на их цветение, окраску их цветков, запах, особенности строения цветка. Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое- нибудь новое декоративное растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке ничего рвать нельзя. Каждый должен знать, что массовый сбор цветков в букеты, - браконьерство! Однако иногда пройти мимо красивого, растения с ребёнком все- таки трудно. Поэтому детям нужно показать растение, назвать его, полюбоваться его красотой в естественных условиях, рассмотреть его. Одновременно внимание детей необходимо направлять на зависимость между сезоном и состоянием растений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, осенью происходит листопад и плодоношение, зимой кустарники и деревья находятся в безлистном состоянии, в состоянии покоя. Постепенно, во время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые деревья и кустарники( ель, сосну, лиственницу, липу, рябину, клён, дуб, вяз, тополь) . Научить различать детей хвойные и лиственные деревья. Во время таких прогулок знания у детей о деревьях расширяются: деревья узнают по цвету и поверхности коры( белая у берёзы, тёмно- коричневая с глубокими трещи- нами у дуба, коричневая- у липы и т. п. ) , по форме листьев или особенностям хвои. Строение листьев хорошо рассматривать во время листопада. Найдите по одному листу липы, берёзы, дуба и покажите ребёнку в сравнении их между собой по форме: у липы листья округлые; у берёзы гладкие, треугольные; у дуба вырезные. Интересно сравнить хвою ели, сосны, лиственницы по цвету, величине и жёсткости, сравнить шишки этих деревьев. У ели хвоя тёмно- зелёная, короткая, у сосны – сине- зелёная, у лиственницы- в отличи и от них, хвоя светло- зелёная и, главное, мягкая, как бы пушистая. Такое сравнение очень помогает детям запомнить названия деревьев. Безусловно, часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах сельскохозяйственных работ. Бывая с детьми на даче( огороде) , покажите им какие у сельскохозяйственных растений листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависи мос ти от сезонных изменений в природе. Д ава йте детям небольши е задание: посеять се ме на, посадить, например, несколько кустиков клубники, прополоть грядку. Желательно, чтобы были комнатные растения дома, за которыми ребёнок мог бы ухаживать. В зимнее время года с ребёнком можно разбить на окне небольшой огород: посадить лук, чеснок, укроп. Наблюдайте с ре бёнком, как распускаются листья на ветках, поставленных в воду. Ветки можно найти на улице после обрезки деревьев или кустарников. Эти ветки иногда дают корни и их можно ранней весной высадить в открытый грунт. Если ребёнок сам посадил растение, он всегда будет бережно относиться к другим растениям и в других условиях. 287782021526500 В экологическом воспитании важное значение имеет сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, могут служить для него примером для подражания. Необходимо познакомить, детей с правилами повед ения на природе с учетом её сохранения и защиты( помочь овладеть умением правильного сбора даров природы, не причинять вреда живому, не нарушать его целостности и условий жизни) . - 3111558928000 Постепенно ребенок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности. Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе в це лом к лесу, водоёму. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей. Н езнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать ногой жука, разорить муравейник, мучит животных- даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Родители должны быть при мером, образцом поведения в природе. Приучайте детей, чтоб ы они не рвали ветвей и листьев. Для удовлетворения познавательного интереса ребёнка и эстетических потребностей бывает вполне достаточно состави ть небольшой букетик из одного- трёх, в крайнем случае, из 5- ми цветов, с добавлением какой- нибудь зелени. При сборе цветов необходима охрана их подземной части: нельзя их вырывать из земли с корнем. Дома надо показать ребёнку, как поставить букет в вазу с водой. Уважаемые родители, помните, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого- либо правила поведения, если вы сами не всегда ему следует е. «Пример родителей – самый надежный урок! » Не допускайте того, чтобы ребенок видел следы варварского поведения на лоне природы, которое превращает лесные поляны, полные тайн и чудес, в полумертвый пейзаж. Такие картины глубоко ранят и развращают душу детей! Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу- воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить всё живое на земле. Информацию составил старший воспитатель Замошникова И. В.