a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс «Кубики историй», или сторителлинг как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста»

Автор: Червякова Оксана Васильевна Опубликовано: 2023-02-19 15:33:22

Документы для скачивания

Мастер- класс «Кубики историй», или сторителлинг как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста» Подготовил воспитатель Червякова О. В. Современные дети требуют современных идей. Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра… Проблема развития речи- одна из самых острых в современном образовании. Отсюда, задача педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника. Это и подтолкнуло меня на поиск более эффективных путей и способов, облегчающих путь познания. Через развитие речи закладывается воспитание полноценной личности ребенка, основы благоприятных социальных контактов и общения. С вязная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована, приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. У детей не очень хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются составлять различного рода рассказы( по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д. ) . Возможно, причинами является отсутствие свободного времени у родителей, засилье гаджетов, что приводит к дефициту речевого общения с детьми и как результат- негативное влияние на эмоциональное состояние детей, неуверенность в себе. Совсем недавно я обратила своё внимание на такой новый интерактивный метод, как сторителлинг. Он заинтересовал меня тем, что помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников. Все мы, педагоги, работающие с дошкольниками, так или иначе, сторителлинг используем. Игру « Сторителлинг » придумал и успешно опробовал на личном опыте человек, далёкий от педагогики, Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации, и предназначена игра была для взрослых. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Слово « сторителлинг » в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». А в русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним « сказительство », т. е. повествование сказок, былин, притч, мифов и т. п. Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой. В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни( или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика. Активный сторителлинг- в нём педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. В истории должен быть интересный герой. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком- то мире. Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами( картинки, презентации, видео) . 1. Озвучивание мультфильмов. 2. Запись аудиосказок на диктофон. 3. Создание мультфильма( рисование+ запись голоса) . 4. Рассказывание под музыку. Техника сторителлинга очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может раскрываться историей в картинках. Выделяют несколько принципов хороших историй: - простота; - неожиданность; - конкретность( персонажи, истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам; - реалистичность( самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят) . В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы: 1. Вступление. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем. Варианты вступления: • Когда- то давным- давно…. • Садитесь поближе, я вам расскажу… • Однажды… • В некотором царстве, в некотором государстве… • Жили- были…. • Это произошло темной и дождливой ночью… • Наш герой понятия не имел, что его ждет… 2. Развитие событий. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в о вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее. 3. Кульминация. Именно здесь происходит накал всех страстей. Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта! 4. Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль. Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. И мпровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику. Наблюдая за игрой дошкольников, я выяснила, что кубики являются самой интересной игрушкой для детей. Это натолкнуло меня на мысль о возможности использования кубиков в обучении детей, в совместной и самостоятельной деятельности. Сторителлинг – это игра, которая интересна не только взрослым, но и детям. Состоит она из девяти кубиков, на которые наклеены 54 картинки, которые погружают в мир фантазий и приключений. Но для детей они сложные т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Я долго искала в интернете и нашла и апробировали в своей работе. Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать свои «Кубики историй» и адаптировать для детей младшей группы. Я подобрала красочные предметные и сюжетные картинки и обклеила ими грани кубиков, Так получилась замечательная и увлекательная игра для детей. С помощью кубиков историй можно не только сочинять истории, но и играть в разнообразные речевые игры. Речевая игра «Потешки на кубе» На гранях куба изображены ярке ие, красочные иллюстрации к потешкам, каждая грань соответствует одной потешке. Воспитатель выбрасывает куб и рассказывает потешку в соответствии с иллюстрацией. Впоследствии дети сами выбрасывают куб и рассказывают потешки. Речевая игра «Найди это» Эта игра научит ребенка ориентироваться в группе изображений. Для начала возьмем два кубика на одном изображен известный персонаж, например, корова. Пусть кубик с коровой стоит вверх. Скажите: «Мы хотим попить молока. Давай позовем корову. Где корова» Как только дети справятся с этим заданием, игру можно сделать еще более интересней. Скажите: «Мама варит суп. Ей нужны картошка, лук, морковка » «Что лишнее? Чего не хватает» Кубики могут содерж а т ь картинки только одной категории( на одном изображены только волшебные предметы, на другом- сказочные герои, на третьем- погодные явления и др. ) ; - разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных категорий; - тематические кубики( например, по темам «Транспорт», «Осень», «Сказки» и т. д. ) . И так! Игра начинается! Ребенок достает из «волшебного мешочка» кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а иногда и грустные истории. Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала детям сложно было придумать развитие событий, хотя была опора на кубики, т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности, поэтому мы начали с составления историй по очереди. Например, первый кубик бросил ребёнок, а следующий- воспитатель, и т. д. Таким образом, я направляю и корректирую сюжетную линию в нужном направлении. Уже после нескольких игр дети начали составлять небольшие истории, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование. «Кубики историй» – настоящий праздник воображения! Ведь сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно.

Оставить комментарий: