a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мы изучаем хакасский язык

Автор: Ачитаева Олеся Валерьевна Опубликовано: 2023-02-19 18:17:01

Документы для скачивания

Организация кружковой деятельности «Мы изучаем хакасский язык» Любой язык по- своему велик, Бесценное наследство вековое. Так берегите свой родной язык, Как самое на свете дорогое! В  современном  мире люд и стремятся изучать разные  языки. Тем более языки народностей, проживающих с ними рядом. В 2019 года администрация ДОУ предложила в рамках дополнительного образования организовывать кружковую работу « Мы изучаем хакасский язык! »». Большинство ученых считают, что нужно начинать развивать языковые способности ребенка как можно раньше. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии есть данные о том, что ребенок овладевает  языком легче, чем взрослый. Известно, что  дошкольный возраст характеризуется развитием всех основных типов мышления: наглядно- действенного, наглядно- образного и словесно- логического. Мышление тесно связано с восприятием, памятью и зависит от эмоционального состояния ребёнка. Поэтому так важна заинтересованность  детей при обучении языкам, в нашем случае  хакасскому языку. Отсюда возникает проблема проявления и поддержания заинтересованности  детей в процессе обучения. Были предложены методические пособия. Начала с изучения методической литературы. Составила рабочую программу, которая рассчитана на 9 месяцев( с сентября по май) . Работаю по программе обучения детей хакасскому языку « Иркечек », авторы С. А. Ахпашева, М. С. Арчимаева и др. , для детей дошкольного возраста не владеющих хакасским языком. Обучение хакасскому языку способствует реализации образовательной области «Речевое развитие». Содержание образовательной области «Речевое развитие» направленно на достижение целей овладения речью как средством общения и культуры через решение следующих задач: 1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; 2. Развитие всех компонентов устной речи, грамматического строя речи, связной речи, диалогических и монологических форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры в различных формах и видах детской деятельности; 3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность до 20 минут. Работа с детьми проходит по подгруппам от 5- 10 человек. Обучение хакасского языка реализуется в игровой деятельности. Виды деятельности, используемые при знакомстве с хакасским языком: игровая деятельность, познавательная деятельность, художественное творчество. Работа  кружка  обеспечивает реализацию ФГОС с учетом национальных и этнокультурных особенностей, обеспечивающих духовно- нравственное развития. Овладение хакасским языком способствует развитию коммуникативных способностей дошкольников, что положительно сказывается на развитие речи, развитию их познавательных способностей. Основное назначение хакасского языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять межличностные и межкультурное общение. Х акасский язык способствует формированию целостной картины мира. Для обучения хакасскому языку, учитывая возрастные особенности детей, использую различные игры. Но особым видом игры являются дидактические. Дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обогащает и закрепляет их. Главная цель любой дидактической игры – обучающая. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровых и дидактических задач. Дидактические игры и способы их ведения очень разнообразны. Проводятся они как индивидуально, так и коллективно. Я не только ввожу детей в ту или иную игру, но и участвую в ней сама. Определенное место в обучении хакасскому языку отводится наглядному материалу. Во время прохождения темы: " Дикие животные" провожу такие игры как" Кто лишний? " Чей малыш? " , " Лото" , " Чего нет" , " Косточки" и др. Тема: " Посуда" - " Накрой на стол" , " Четвертый лишний" . Так же неотъемлемой частью моих занятий является  использование подвижных активных детских игр и игр- состязаний для изучения хакасского языка. Дети изучают этот мир играя. Например: «Жмурки», «Кто спрятался», «Спрячь колечко». На празднике «Чыл пазы» играли в подвижные игры «Медведь и пень», «Перетягивание каната», «Перетягивание палки». Занятия по хакасскому языку с использованием игровой  деятельности помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового; развиваю речь  детей. Игры помогают детям с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Вот и мы начали использовать работу по созданию дидактического пособия – лэпбука. Результативность: К концу года дети- знают несколько хакасских слов; - понимают простейшие заданные вопросы на хакасском языке и дают ответ; называют на хакасском языке членов семьи, части тела, времена года, домашних животных птиц, посуду, знают некоторые пальчиковые игры, физкультминутки, считалки; умеют считать до 10. В рамках проекта «Книга в окно мир» в МБДОУ «Радуга» провела конкурс чтецов «Родное слово – живое слово », где дети показали, как умеют читать стихи на хакасском языке. В 2020 году у частвовали в региональном конкурсе «Родное слово- живое слово», получили сертификат участника посвященной Году хакасского языка в Республике Хакасия. Традиционные праздники «Чыл пазы» и «День хакасского языка» проводится ежегодно в нашем детском саду. Таким образом, реализация кружковой работы с и зучением хакасского языка дети с удовольствием изучают с хакасский язык, внедряя все больше слов хакасского словаря в повседневную жизнь. Знакомясь с историей Республики Хакасия у детей расширился, и активизировалась речевая деятельность. Данный кружок способствует развитию творческого, интеллектуально го мышления дошкольников, оказывает положительное влияние на духовно – нравственное воспитание детей и любовь к малой родине.

Оставить комментарий: