a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Игровая деятельность как условие эффективного обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку».

Автор: Ачитаева Олеся Валерьевна Опубликовано: 2023-02-19 18:31:41

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Проект: «Игровая деятельность как услови е эффективного обучения детей дошкольного возраста хакасскому языку ». Автор: Ачитаева Олеся Валерьевна, в оспитатель. Черногорск – 2021г. Введение( постановка проблемы) В  современном  мире больше людей стремятся изучать разные  языки. Т ем более  языки народностей, проживающих с ними рядом. Большинство ученых считают, что нужно начинать развивать языковые способности ребенка как можно раньше. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии есть данные о том, что ребенок овладевает  языком легче, чем взрослый. Известно, что  дошкольный возраст характеризуется развитием всех основных типов мышления: наглядно- действенного, наглядно- образного и словесно- логического. Мышление тесно связано с восприятием, памятью и зависит от эмоционального состояния ребёнка. Поэтому так важна заинтересованность  детей при обучении языкам, в нашем с лучае  хакасскому языку. О тсюда возникает пр облема проявления и поддержания заинтересованности  детей в процессе обучения. Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Игра явля е тся одной из уникальных форм обучения детей хакасскому языку. Если мы хотим научить ребенка языку, то учить этому нужно в условиях игры. Поэтому, наше обучение должно быть организованно так, чтобы по основным своим качествам, чертам оно было подобно процессу игры. Проект направлен на знакомство детей с народными традициями, н ародным творчеством, народными играми хакасского народа. Способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление обучающихся с обычаями, народным творчеством, приобщает к хакас с ко- народным традициям, знакомит" непривычными" для современных детей и тем самым обогащает их познания. Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления обучающихся с опытом наших предков, с истоками хакасского воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня, формирование у детей нравственно- ценностного отношения к истокам и современности хакасской культуры, и с другой — отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта. Объект исследования- игровая деятельность. Предмет исследования- способность игровой деятельности повышать эффективность обучения детей хакасскому языку. Цель проекта: создать условия для обучения детей хакасскому языку в процессе познавательной и игровой деятельности. Задачи проекта: Создать условия для ознаком ления детей с традиционными хакасскими играми; Использова ть дидактическ ие игр ы при изучении дошкольниками хакасского языка. Способ ствовать развитию детской самостоятельности и инициативы. Создать условия для обогащения словаря на хакасском языке. Способ ствовать вовлечени ю родителей воспитанников в проектную деятельность. Способ ствовать развитию интереса к хакасскому празднику «Чыл пазы». Гипотеза: если вызвать у детей интерес к хакасской игре, то у детей неосознанно сформируется интерес к изучению хакасского языка. Методы и формы работы: Игра является средством всестороннего воспитания ребёнка  дошкольного возраста. Игры обогащают  детей  новыми впечатлениями, знаниями, умениями. Поэтому я считаю, что игра является ведущим методом  обучения дошкольников хакасск ому язык у.   Обучение малышей хакасскому языку  – это очень непростое дело, которое требует определённого методического подхода. Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным потому, что  детей  ( особенно  дошкольного возраста)  отличают гибкое и быстрое запоминание  языкового материала через использование различных видов игр. Для обучения хакасскому языку, учитывая возрастные особенности детей, использую различные игры. Но особым видом игры являются дидактические. Дидактическ ой игре ребенок не только получает новые знания, но также обогащает и закрепляет их. Главная ц ель любой дидактической игры – обучающая. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровых и дидактических задач. Дидактические игры и способы их ведения очень разнообразны. Проводятся они как индивидуально, так и коллективно. Я не только ввожу детей в ту или иную игру, но и участвую в ней сама. Определенное место в обучении хакасскому языку отводится наглядному материалу. Во время прохождения темы: " Дикие животные" провожу такие игры как" Кто лишний? " Чей малыш? " , " Лото" , " Чего нет" , " Косточки" и др. Тема: " Посуда" - " Накрой на стол" , " Четвертый лишний" . Так же неотъемлемой частью моих занятий является  использование подвижных активных детских игр и игр- состязаний для изучения  хакасского языка. Дети изучают этот мир играя. Например: «Жмурки», «Кто спрятался», «Спрячь колечко». На празднике «Чыл пазы» играли в подвижн ые игр ы «Медведь и пень», «Перетягивание каната», «Перетягивание палки». Занятия по  хакасскому языку с использованием игровой  деятельности помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлени ю к познанию нового; развива ю речь  детей. Игры помогают детям с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Вот и мы начали использовать работ у по созданию дидактического пособи я – лэпбук а. Лэпбук – сравнительно новое средство  обучения, это книжка- раскладушка с кармашками, конвертами, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы по одной теме. Использование этого пособия для закрепления темы недели даёт детям возможность осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослые и дети. Он выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде красочных вынимающихся и разворачивающихся листочков, открывающихся ярких окошек и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Кроме того, частью одной из  современных технологий стало проведение хакасских  народных праздников( «Чыл пазы», и т. д. ) . Подготовка к таким праздникам включает в себя и изучение стихотворений на  хакасском языке, изучение традиций  хакасского народа, внедрение  хакасской атрибутики ( ленты, национальные музыкальные инструменты, национальные блюда, активное участие родителей  дошкольников и приобщение их к хакасской культуре) . Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители. Тип проекта: долгосрочный. Сроки реализации: с 11. 01. 20 г по 22. 03. 20г. Ожидаемый результат: - реализация проекта позволит ознакомит ь детей с традиционными хакасскими играми, сформирует интерес к изучению хакасского языка; обогатить речь детей хакасскими словами. Проектная карта Этапы реализации проекта: 1 этап – аналитический( подготовительный) . -  постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта; -  пополнение предметно- развивающей среды; - подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед; - подборка детской литературы по тематике проекта; -  выбор материалов для реализации проекта. 2 этап – основно й( практический) : Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно- развивающей среды. 11. 01- 15. 01 Беседа о семье( правильно называть родственников на хакасском языке) . Настольная игра «Семья», «Юрта», «Накрываем на стол» Хороводная игра «Бабушка Маланья »( Орекен Маланья) . ( Приложение 2) Подготовка совместно взрослых и детей « Семейное д рево моей с емьи»( Приложение 1) Консультация для родителей «Что такое семья», «О семье и семейных традициях ». Выставка семейных реликвий « Семейное д рево моей семьи». 18. 01- 22. 01 Беседа о малой родине Хакасия. Знакомство с гербом и флагом. Совместная деятельность детей и взрослых по с оздани ю лепбука «Наш дом Хакасия». ( Приложение 4) Создание лепбука «Наш дом Хакасия»» 25. 01- 29. 01 Беседа «Мой город Черногорск» Д/ и «Собери герб Черногорска». ( Приложение 2) . Экскурсия по городу «Достопримечательности Черногорска» Альбом «Черногорск город моего детства » центр патриотического воспитания. 0 1. 02- 0 5. 02 Знакомство детей хакасскими народными инструментами. Подвижная игра «Кто спрятался», «Жмурки». Музыкальная игра «Узнай инструмент по описанию» Подготовить консультацию «Играйте с детьми в народные подвижные игры». ( Приложение 3) Создания а льбом а «Хакасские народные инструменты» в музыкальном центре. 0 8. 02- 12. 02 Знакомство детей с домашними животными( изучение на хакасском языке названия животных) . Подвижная игра «Состязание лошадей» Знакомство нас тольной игрой « Хазых »( косточки) ( Приложение 2) . Совместная деятельность детей и взрослых по созданию Макета «Ферма» Создание макета «Ферма» 15. 02- 19. 02 Презентация «Красная книга Хакасии». Подвижная игра «Заячья тропа»( Хозанорых) , «У медведя на бору»( Аба чистеги) . ( Приложение 3) Создание лепбука «Красная книга Хакасии». «Мы исследователи»- поиск информации в детских книгах и энциклопедиях( с родителями) о животных, занесенных в Красную Книгу. Подготовка краткого доклада. ( Приложение 4) Создание масок дляСюжетно- ролевой игры «Зоопарк» 24. 03- 5. 03 Подвижная игра «У медведя на бору»( Аба чистеги) . ( Приложение 3) Консультация для родителей «Зачем знакомить детей с «Красной книгой». Создание макета «Тайга» 0 8. 03- 12. 03 Знакомство хакасской одеждой и украшениями. Малоподвижная игра «Спрячь рукавицу», «Спрячь колечко»( пурба чазырары) ( Приложение 3) Папка – передвижка «Воспитание любви к малой родине посредством знакомства с национальной одеждой» Создание альбома «Хакасская национальная одежда», «Украшения» 15. 03- 22. 03 Беседа «Что за праздник Ч ыл пазы». Подвижная игра «Медведь и пень», «Перетягивание каната» Консультация «Хакасские народные праздники» Создание маски для подвижной игры «Медведь и пень» 3 этап- з аключительный: Проведение праздника «Чыл пазы». ( П риложение 5) Вывод: Таким образом, реализация образовательн ого проект а в группе с изучением хакасского языка при помощи игры помо гло детям с удовольствием знакомиться с хакасским языком, внедряя все больше слов хакасского словаря в повседневную жизнь. Знакомяс ь с историей Республики Хакасия у детей расширился, и активизировал а сь речевая деятельность. Данный проект способствовал развитию творческого, интеллектуального мышления дошкольников, оказал положительное влияние на духовно – нравственное воспитание детей. Приложение 1 «Семейное древо моей семьи» Приложение 2 Настольная игра «Накрываем на стол» « Хазы ойын» « Хол тартызах – перетягивание палки» Хороводная игра «Бабушка Маланья»- «Маланья Орекен » У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь дочерей Дети двигаются по кругу, держась за руки) Семь сыновей. ( Останавливаются с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте) Все без бровей, ( закрывают руками брови) Вот с такими ушами, ( руки в стороны, делают «круглые» глаза Вот с такими глазами( приставляют к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы) С такой головой, ( руки смыкаются над головой, образуя полукруг) С такой бородой, ( движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища) Ничего не ели, ( грозят пальцем) Целый день сидели, ( приседают) На нее глядели, Делали вот так. Маланья Орекенн I н Чит i оол, ч ит i хысполган. К i чичектурадачуртааннар. Ком i скелер i чох полган, Мындагсагаллыг, Мындагхарахтыг, Мындагхулахтых. Олар ч i бееннер, Олар i спееннер. Маланьязар ла коргеннер. Приложение 3 Хакасские п одвижные игры. «Заячья тропа»- « Хозан о рых »( Хулагас) Детская игра « хозан о рых »( заячья тропа) была широко распространена среди хакасских пастушат. Для игры на земле или зимой на снегу чертится большой круг( д- 10 м. ) или квадрат, который в центре пересекается двумя линиями. На пересечении линий с кругом( квадратом) находятся норы зайцев. В середине круга( квадрата) на перекрестии внутренних линий находится нора волка. Чтобы определить, кто будет волком, берут палку и по очереди захватывают ее в кулак, начиная с нижнего края. Чей кулак окажется последним, тот будет водящим. Зайцы скачут на одной ноге( тойрацнап) как по кругу, так и по внутренним линиям. Волк бегает только по своей дороге, т. е. перекресткам внутренних линий. Как только водящий произносит один, два, три! - игра начинается. Согласно правилам, волк должен занять пустующее гнездо зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору. Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет права его трогать. Но если волк займет вперед пустую нору зайца, то он выигрывает, а неудачник становится волком.     “Медведь и пень”- «Аба паза токпес » Выбирается водящий и “медведь”, остальные “ пни”. Садятся вкруг лицом к центру круга, оставляя проходы между собой. Водящий движется между пнями, слегка задевая макушки одновременно напевая песенку: “ Чабы, чабы медведь пень”. Следом крадётся медведь, чтобы поймать и запятнать его. Если поймает, то они оба станут пнями и сядут, а вместо них выберут других. И всё начинается сначала. “Спрячь рукавицу»- «Мелей чазырары ».   Дети сидят на полу в круг вытянутыми ногами. Водящий не сидит/ на коленях/ , по знаку воспитателя, дети передают под сомкнутыми коленями рукавицу из рук в руки. А он должен угадать, у кого из них находится рукавица, сказав в нужный момент: “У тебя! ”. Кто не угадал, должен назвать какую- нибудь  хакасскую  сказку, поговорку, загадку или пословицу: «Жмурки»- « Метпечек » Одному из игроков – метпечеку – завязывают глаза, остальные бегают вокруг него. Метпечек старается их поймать. Пойманный игрок не должен вырываться. Он становится метпечеком. « Спрячь колечко »- « Пурба чазырары » Все участвующие в игре садятся в ряд. Руки кладутся на колени ладонями вверх. Водящий, держа в руках колечко – пурба, обходит всех участников, делая вид, что кладет кольцо, и напевает: Я иду по кругу, Мин парчам тег i лекче, Всем кольцо кладу. Прайзына пурба салчам. Держите руки крепко, Холларынны пик тудынар, Будьте начеку. Сиз i ктiг полынар. Спрятав кольцо и пройдя всех, водящий отходит в сторону и произносит: " Пурба, пурба, сыхкирлеске! ”( " Колечко, колечко, выйди на крылечко! ”) На этот зов тот, у кого кольцо, должен выскочить из ряда, соседи должны ему помешать. Если ему не удалось выскочить, он становится водящим, если удалось, наказывается сосед. « Спрячь рукавицу- « Мелей чазырары ». Игроки садятся тесным кругом. Водящий стоит в центре. По знаку руководителя сидящие быстро и незаметно для водящего передают за спиной рукавицу – мелей из рук в руки. Водящий должен угадать у кого она в данный момент, назвав по имени. Если угадает, они меняются местами. Если нет, то тот, у которого окажется рукавица к этому времени, на мгновение вытаскивает ее из- за спины и прячет ее обратно, произнося дразнилку: " Чых, чых, оркечек! ”( " Чых, чых, суслик! ”) По этому признаку водящий ищет дальше. « У медведя во бору»- «Аба чистег i » Медведь садится на корточки и изображает сон( складывает ладошки, наклоняет голову и кладет ладошки под голову) . Детки, имитируют прогулку по лесу и сбор грибов и ягод и складывают их в воображаемую корзинку. После того, как воспитатель произносит стишок У медведя во бору Аба чистектер теер, теер. Грибы, ягоды беру. Аба узупча, чистег i н хадарча. А медведь не спит И на нас рычит. и произносит долгий звук «р- р- р- р», дети разбегаются. И кого догонит медведь становится следующим «медведем». Приложение 4 Лепбук «Наш дом Хакасия» Лепбук «Красная книга Хакасии» Приложение 5 Фольклорный праздник «Чыл Пазы» Действующие лица: Ведущий Шаманка Аба( медведь) Цель: познакомить детей с обрядом празднования Чыл Пазы( встреча Нового года по хакасскому календарю) Задачи: 1. Привить любовь к природе, трудолюбию, быть внимательным к людям, почтительными к старшим. 2. Продолжить воспитывать у учащихся чувство дружбы, формировать национальное самосознание. 3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края, любовь к своей малой Родине. Оборудование: хакасские песни и мелодии, ветки еловые( пихтовые) , богородская( чабрец) трав а( обереги) , спички, пиала, молоко, хлеб, чалама – ленты красного, черного, белого, синего и зеленого цветов, оборудованное место для огня, береза( ветка березы) , о. Праздник проводится на свежем воздухе. Установлена священная береза. Ход праздника Звучит хакасская музыка. Ведущая в национальном костюме Ведущая: Изеннер, аарлыгпалалар,                                        Изеннераарлыгаалчылар!                                  Чылпазынаналгыстапчабыс!                                                                     Здравствуйте, д орогие ребята,     Здравствуйте, дорогие друзья! С новым годом, поздравляю! Мы сегодня собрались, чтобы встретить Хакасский Новый год- Чыл Пазы. Чыл Пазы празднуется весной, в день, когда ночь равняется дню- 22 марта. День весеннего равноденствия отмечают и другие народы  и у каждого его называют по своему:   у мусульман « Навруз », у японцев «Праздник Сакуры», а  у хакасов « Чыл Пазы». 1 ребенок: Как повезло тебе и мне Мы родились в такой стране, Где люди все – одна семья Куда ни глянь – кругом друзья! 2 ребенок: Весна шагает по дворам В лучах тепла и света, Сегодня праздник Чыл Пазы И нам приятно это! 3 ребенок: Праздник радостный встречаем Мы в стране своей родной Всех людей поздравляем С Чыл Пазы и весной 4 ребенок: Расцвети страна родная Песни звонкие слышны. Здравствуй, праздник Чыл Пазы Праздник солнца и весны! Ведущая: Наши предки верили, что когда боги вознесутся на небо, то всю власть на Земле берет в свои руки богиня стужи и мороза. А когда весной боги возвращаются на Землю, то все живое радуется. Чтобы продолжать род людской, Чтоб в доме не погас огонь жизни, Начало которому положили наши предки! Ребенок: Эй, лихие шаманы Всех забытых селений, Выползайте туманом Из логов и ущелий, Там в чащобе унылой Где скрываются совы, Мы теряем силу И высокое слово. ( В. Майнагашев «Шаманам») Звучит шаманская музыка. Появляется шаманка. Шаманка: Я великая хакасская шаманка. Беда случилась. Солнышко с весной не просыпаются. Вот добрые духи и попросили меня их разбудить. Духи подсказали мне, что в этом саду очень сильные, крепкие, ловкие и отзывчивые дети, это правда? И они мне обязательно помогут разбудить солнышко, чтобы оно согрело землю? Но тогда для начала, нам нужно самим хорошо разогреться. Разминка( звучит хакасская музыка, под которую дети выполняют различные виды ходьбы и бега) Ходьба: на носках, с хлопками над головой;                 На пятках, с разведением рук в стороны;                 С высоким подниманием прямой ноги и хлопком под ней; Шаманка: А теперь, ребята, давайте совершим первый обряд – «Обряд очищения» А вот черная ленточка нужна для избавления от болезней и неприятностей. А теперь, ребята, возьмите черную  « Чаламу », вспомните о всех неприятностях, которые были в уходящем году и завяжите   узелок и подойдите к квадратному костру,   бросьте эту ленточку в огонь и пусть все нехорошее сгорит в огне Шаманка: А теперь, ребята, давайте совершим второй обряд « Кормление огня»:                              О, Мать наша,   Богиня Огня,                           Благодарим за пищу и тепло.                          Ты охраняла нас всю  зиму,                           Берегла от зимней стужи,                                                                               Молоко Белой коровы                           Мы с любовью наливаем.                           От всей души  Вас угощаем.                           От инези – пистиниче,                                                Ахчуректеналгыстапчабыс,                                 Посчуректен   азырапчабыс,                                      Тастаба, хайралла тип сурынчабыс. Ребенок: «Пой, Хайджи! Собрался весь народ  Пусть чатхан твой звонко запоет- Так, чтоб горы пели и леса, Чтоб звенели даже небеса. Ведущий:  Заиграй чатхан! Разлетайтесь звуки по степи! Посмотрите, полюбуйтесь, Как поют, играют и танцуют у нас в Хакасии! Исполняется песня « Тадаркогенем ». Дети останавливаются рядом с табличкой «Поляна степных колдунов». Шаманка: Что написано на этой табличке? Дети читают. Шаманка: как нам повезло, мы попали на священное место хакасов. Здесь Происходит древний обря д- танец шаманов- пробуждение солнца и весны. Но их мы можем разбудить только тогда, когда прогоним злых духов зимы. М ы- шаманы прогоняем их при помощи определенных движений, ударяя в бубен. В бубны четко ударяйте, и за мною повторяйте, весну и солнце пробуждайте Ритмичная гимнастика под хакасские мотивы: «Танец шаманов ». Шаманка: Ну вот злых духов мы прогнали, погоду нашаманили солнечную, теплую. Вот в такую погоду хакасы и справляют праздник «Чыл Пазы», где полно веселья, игр, конкурсов, состязаний. Ведущая: А теперь,   р ебята, давайте совершим  следующий обряд – « Повязывание ленточек и загадывание желаний»,  у вас есть ленточки разного цвета – как они называются? « Чалама »  , они нужны для загадывания заветных желаний.  Подойдите к нашей березе и загадайте самые добрые, заветные желания и завяжите свои « Чалама » на ветки нашей березы и они обязательно сбудутся! Что означает каждый цвет: Белый- цвет чистоты( Ах он – арыгчуртучун) Синий- цвет неба и мир а( Кок он – ынархас, часка учун) Красный- цвет огня и солнц а( Хызыл он – чарых кун учун) Зеленый- цвет лес а( От кок он – пай чуртасучун) Под музыку появляется Аб а- медведь) Аба: Изенер! Я слышал ребячьи голоса, решил, что пора вставать, отряхнуться да с детьми повевселиться. Ведущий: Мишенька – Абачах, ты хорошо умеешь веселиться? А какую игру ты принёс? Хакасская народная игра «Медведь и пень» Выбирается водящий и “медведь”, остальные “ пни”. Садятся вкруг лицом к центру круга, оставляя проходы между собой. Водящий движется между пнями, слегка задевая макушки одновременно напевая песенку: “ Чабы, чабы медведь пень”. Следом крадётся медведь, чтобы поймать и запятнать его. Если поймает, то они оба станут пнями и сядут, а вместо них выберут других. И всё начинается сначала. Аба: А еще я вас познакомлю с некоторыми национальными играми и испытаниями хакасского народа. Перетягивание каната Число участников в каждой команде должно быть одинаковым. Цель игры – перетянуть команду соперников за линию. Для проведения игры берется канат. Концы завязывают в узел. Проводятся две линии, примерно в двух метрах одна от другой. Посередине их еще одна линия – стартовая, на нее кладется середина каната. По сигналу судьи команды поднимают канат, взявшись за него поудобнее двумя руками. Середина веревки в руках у судьи. По готовности команд  судья убирает руки и командует: «Начинай! » – и начинается перетягивание. Проигрывает та команда, первый головной участник которой перейдет за стартовую линию. ПРАВИЛА 1.             Начинать перетягивание каната только по сигналу судьи. 2.             Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной. Шаманка: Я приготовила для вас обереги. ( Дарит обереги, наполненные богородской травой. ) Ведущий: Пусть очаг будет вечным. Пусть жизнь будет бесконечной! До следующего Нового года! Вот и подошёл наш праздник «Чал Пазы» к концу. Спасибо! Алгыс! Дети расходятся под музыку.

Оставить комментарий: