a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

статья "Сенсорное воспитание дошкольников через дидактические игры"

Автор: Логинова Марна Валерьевна Опубликовано: 2023-02-20 13:19:50

Документы для скачивания

Логинова Марина Валерьевна в оспитатель МАДОУ детский сад « Берёзка » г. Бор Нижегородская область 89026824401. 88( 3159) 2- 55- 87 Сенсорное воспитание дошкольников через дидактические игры Аннотация. В аннотации раскрывается важность сенсорного воспитания для полноценного развития ребёнка с самых первых дней его жизни. Сенсорное развитие, в дошкольном возрасте осуществляется, через дидактические игры, что способствует не только развитию сенсорики, но и остальных психических и физических функци й организма. Дидактическая игра является основой развития не только сенсорного восприятия дошкольника, но и развития организма в целом: мышление, воображение, общая и мелкая моторика. Ключевые слова: ребёнок, сенсорное воспитание, игровые методики, дидактические игры. Loginova Marina Valerevna MA DOU « Berezka » Sensory education of preschoolers through didactic games Annotation. The annotation reveals the importance of sensory education for the full development of a child from the very first days of his life. Sensory development, at preschool age, is carried out through didactic games, which contributes not only to the development of sensory perception, but also to the rest of the mental and physical functions of the body. Didactic play is the basis for the development of not only the sensory perception of a preschooler, but also the development of the body as a whole: thinking, imagination, general and fine motor skills. Keywords: child, sensory education, game techniques, didactic games, С самого рождения ребёнок нуждается в сенсорном восприятии окружающего мира. Без ощущений организм не сможет нормально и целостно развиваться: физическое, умственное, нравственное развитие. Понятие сенсорное воспитание/ восприятие появилось в психологии в конце XIX века. Тогда не было ещё единого понятия сенсорики, но оно отражалось в таких темах, как «восприятие органов чувств», «организация телесных ощущений», «ощущения и их анализ». Сенсорное восприятие – это формирование у ребёнка представлений о предмете, объект е и явлениях[ 7, с. 15] . Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений об окружающем мире[ 7, с. 20] . Так же, существует такое понятие, как сенсомоторика – это одно из разновидностей сенсорного восприятия, которое содержит в себе взаимодействие сенсорных ощущений и двигательных функций организма[ 8, с. 3] . Основные положения о важности сенсорного развития в дошкольном возрасте были введены в 2013 году по приказу Министерства образования и науки РФ[ 9] . Советский психолог Л. А. Венгер, считал, что сенсорное восприятие – это основа умственного развития ребёнка, котор ое необходимо для полноценного развития. Когда, ребёнок начинает осваивать окружающий мир, тогда все другие психические и физиологические функции работают и развиваются правильно[ 1] . Психолог и педагог М. Монтессори считала, что сенсорная культура развивается с рождения ребёнка, но для её полноценного развития необходимо ежедневно уделять время ощущениям и их анализу. Она считала, что сенсорное развитие в большей степени развивается благодаря окружающей природе: листва, ствол дерев о, трава, вода, песок, камни, шишки и т. д. Поэтому, для своих методик педагог использует только предметы изготовленные из природн ого материал а. Так же М. Монтессори говорила о том, что сенсорное воспитание, это не только ощущение, но понятие величины «маленький или большой камень», веса предмета «тяжелый винтик, лёгкий винтик» и т. д. Психолог и педагог Л. С. Выготский, считал, что р азвитие сенсорной культуры – это результат усвоения ребёнком окружающего мира, который показывает ему взрослый человек[ 3, с. 74] . Мнение Л. С. Выготского поддерживали, такие педагоги как, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, А. П. Усова и многие другие. Выделяют четыре основных свойства сенсорного развития: - предметность; - целостность; - константность; - категориальность. Все четыре свойства связывают основные критерии: осязания, вкус, слух и зрение. Русский педагог К. Д. Ушинский, считал, что «ребёнок воспринимает мир, через ощущения, которые развиваются в комплексе»[ 12, с. 134] . Так же К. Д. Ушинский считал, что на полноценное развитие сенсорного восприятия оказывает развитие артикуляционного и дикционного аппарата, а также мышлени е и воображение. Эти составляющие важны для сенсорного развития, так как они помогают ребёнку понимать целостность предмета, его характеристику, основные качества и т. д. Связь сенсорики, речи и мышления приводит к развитию интеллекта. Доктор педагогический наук С. А. Козлова считала, что когда сенсорное восприятие взаимодействует с другими функциями организма, то оно формирует чувственное познание и совершенствование ощущений[ 6, с. 234] . С. А. Козлова выделила основные правила, которые должны учитывать при проведении и интерпретации результатов сенсорного развития ребенка: - восприятие ребёнком целостного облика предмета; - умение мысленного выделять главные части предмета; - соотнесение частей предмета; - выделение и анализ мелких деталей, находящихся на предмете. В дошкольном возрасте в основе обучения и развития ребёнка лежит дидактическая игра. Дидактическая и гра, является прекрасным средством для того, чтобы ребёнок смог полностью развить свои ощущения. В основе дидактической игры, лежит цель, освоения предмета с помощью его сенсорного и словесного обследования. В игре, ребёнок учится группировать предметы, различать их структуру, сравнивать их. Сенсорное восприятие, закрепляется речью т. е. ребёнок в игре не только опирается на свои ощущения, но и должен в беседе с психологом описать, что он чувствует. Выдающийся гуманистический педагог С. Т. Шатский, в своих трудах описывал дидактическую игру, как жизненную лабораторию детства, в которой создаётся своя атмосфера присущая для воображения ребёнка[ 11, с. 23] . Дидактическую игру, зачастую путают с развивающими упражнениями. Дидактическая игра отличается от упражнений тем, что в игре действие направленно на достижение цели, через игровые действия. Дидактическая игра, имеет систематизированный характер, который подкрепляется самостоятельностью т. е. ребёнок может играть самостоятельно. Советский учёный А. П. Усова считает, что дидактическая игра, это основа развития ребёнка, так как в ней содержится: - воспитательно- образовательная работа; - формирование основ жизнедеятельности; - развитие важных навыков и умений согласно возрастным нормам[ 11, с. 123] . Доктор педагогических наук С. Л. Новосёлова разделяет дидактическую игру на три типа[ 8, с. 23] : - сюжетно- ролевая игра- за основу сенсорного развития берутся крупные предметы, которые дают большее представление сюжету и его действию; - обучающие игры – в основном организуются по инициативе взрослого и имеют определённую цель; - игры- забавы – это тип игры, в которой ребёнок развивается не только, через обучение, но и через развлечение; По мнению российского психолога Н. Е. Веркасы, в дошкольном возрасте в дидактической игре предметом выступают игрушки: разные по величине, мягкости, наполнению( пух, горох, рис, мука, поролон и т. д. ) , материалу[ 2, с. 3] . Педагог и психолог А. Н. Давинчук, считает, что дидактическая игра, это деятельность, которая помогает решить основные задачи развития с учётом возрастных потребностей ребёнка дошкольного возраста[ 4, с. 15] . Она считает, что дидактическая игра очень важн а при развити и сенсорики, так как в ней ребёнок может объединить и различить предметы( например: мягкая игрушка и конструктор) , понять материал и познакомиться с противоположным ему( например: лён и бумага) , развить зрительное и слуховое внимание( например: звук деревянного кубика и звук кубика изготовленного из картона) . По мнению педагога А. И. Сорокиной, дидактические игры можно разделить на несколько классификаций[ 10, с. 32] : - игра- путешествие – путешествие по сказке, с использованием различных предметов; - игра- поручение – выполнение каких- то бытовых заданий в игровой форме; - игра- загадка – по ощущениям узнать, какой предмет находится в руке; - игра- предположение – по ощущениям узнать, чем отличаются предметы друг от друга; - игра- беседа – послушать, как шуршит листва; услышать пение дождя и погладить его и т. д. Кандидат педагогических наук Л. А. Венгера, для упрощения работы по развитию сенсорного восприятия разработал специальные дидактические пособия в основе которых лежит развитие, через дидактическую игру. Все игры сгруппированы по возрастным нормам ребёнка[ 1] : - от рождения до трёх лет – нанизывание бусин на нитку, игра с песком, сбор мозаики по образцу, игра с природным материалом, лепка, живопись и т. д. - от трёх лет до семи – игры направление на развитие представление о геометрических фигурах, величины предметов( игра «Башня», «Соберём пирамиду», «Сбор фруктов по цвету» и т. д. ) , игры- беседы с сопутствующими вопросами: «Какой это предмет? », «Какие детали? », «Он круглый или есть углы? » и т. д. Все упражнения представленные Л. А. Венгером осуществляются в игровой форме и имеют эмоциональный характер, задача которого заинтересовать ребёнка к изучению составляющих предмета. Кандидат педагогических наук Э. Г. Пилюгина разделяла дидактические игры направленные на сенсорное восприятие на три группы: - дидактические игры по цветам – «Воздушные шары», «Мышка играет в прятки», «Куда пропал цветок? », «Цветное домино», «Полосатые коврижки», «Какого цвета вода? », «Новый год( украсить ёлочку) », «В стране человечков», «Разноцветные комнатки» и т. д. ; - дидактические игры по формам – « Ощути фигуру», «Подбери по материалу фигу», «Какая форма? », «Таинственный мешок», «Коврик ощущений», «Лото с фигурами», «Закрой дверь» и т. д. ; - дидактические игры по величине- «Падающая башня», «Пирамидка», «Длинный и короткий», «Собираем урожай», «Колко и мягко», «Три воздушных шарика» и т. д. Дидактическая игра имеет три основных этапа развития: - первый этап – знакомство ребёнка с дидактическим материалом, рассказ об основных правилах игры, мотивация к выполнению самостоятельных действий ребёнка; - второй этап – основной, проведение самой игры, контроль со стороны взрослого о выполнения правильной последовательности игры; - третий этап – заключение, выводы о результатах игры, поощрение ребёнка за его работу. Особое внимание по мнению психолога У. Кислинг нужно уделять первому этапу, а именно его организации. Успешно организованный первый этап дидактической игры, достаточно эффективно повлияет на развитие ощущений ребёнка[ 5] . Психолог считала, что на первоначальном этапе нужно придерживаться нескольких советов: - обустроить благоприятную среду; - организовать рабочую среду( стол и стул) ; - иметь множество дидактического инвентаря; - в комнате не должно быть электронных ресурсов, которые могут отвлекать ребёнка от заданий. Так же, она утверждала, что для развития сенсорного восприятия нельзя заставлять ребёнка делать то, что он не желает выполнять, нужно дать ему возможность самому выбрать, ту дидактическую игру, которая ему нравится больше всего. Дидактическая игра – это деятельность, в которой ребёнок может развиваться и развивать свои основные психические и физические функции. Сенсорное восприятие, это достаточно «уникальные» аспект, который несмотря на свою природную развитость, требует особого подхода и внимания. Дидактическая игра, позволяет в совершенстве развить ощущения, так как в ней помимо игровой деятельности, существует и развивающая деятельность, которая включается в себя беседу, анализ и сопоставление одного предмета к другому. Список литературы Венгер Л. А. , Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников/ / Дошкольное воспитание, 2014. - № 13. – С. 424 Веркаса Н. Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015– 368 с. Выготский Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возраст/ Л. С. Выготский. – М. : Лань, 2017. – 391 с. Давидчук А. Н. , Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3- 7 лет/ А. Н. Давидчук, Л. Г. Селихова. – М. : Сфера, 2015. – 176 с. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге/ У. Кислинг. – URL: https: / / vk. com/ doc12924679_ 464358334? hash= f9haGaPAUpaMv7FEYWma4aAjEKiZbQjeObdd07obhrD& amp; dl= gAmGx4VEkwftu5yoaoWFa2xa3eN0s8FXZ0CFWIVUKOD( дата обращения: 21. 08. 2022) . Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М. : Академия, 2001. – 416 с. Леонтьев А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. ст. / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. – М. : Международный образовательный и психологический колледж, 1995. – 144 с. Метиева Л. А. Развитие сенсорной сферы детей. / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова- М. : Просвещение, 2009. – 160 с. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». –– URL: https: / / fgos. ru/ ( дата обращения: 21. 08. 2022) . Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада/ А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 1982. – 96 с. Усова А. П. Сенсорное воспитание в дидактике детского сада/ А. П. Усова. – М: Просвещение, 1990. – 206 с Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Том II. – М. : Книга по Требованию, 2014. – 628 с. List of references 1. Venger L. A. , Mukhina V. S. Sensory education of preschoolers/ / Preschool education, 2014. - No. 13. – p. 424 2. Verkasa N. E. From birth to school. The basic educational program of preschool education. / N. E. Verax, T. S. Komarova, M. A. Vasilyeva. – M. : MOSAIC- SYNTHESIS, 2015– 368 p. 3. Vygotsky L. S. Education of higher forms of attention in childhood/ L. S. Vygotsky. – M. : Lan, 2017. – 391 p. 4. Davidchuk A. N. , Didactic game – a means of development of preschoolers 3- 7 years/ A. N. Davidchuk, L. G. Selikhova. – M. : Sphere, 2015. – 176 p. 5. Kisling U. Sensory integration in dialogue/ U. Kisling. – URL: https: / / vk. com/ doc12924679_ 464358334( accessed: 08/ 21/ 2022) . 6. Kozlova S. A. Preschool pedagogy: studies. manual for students. sred. ped. ucheb. Institutions/ S. A. Kozlova, T. A. Kulikova. M. : Academy, 2001. – 416 p. 7. Leontiev A. N. Questions of psychology of a preschool child: collection of articles/ A. N. Leontiev, A. V. Zaporozhets. – M. : International Educational and Psychological College, 1995. – 144 p. 8. Metieva L. A. The development of the sensory sphere of children. / L. A. Metieva, E. Ya. Udalova- M. : Enlightenment, 2009. – 160 p. 9. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation( Ministry of Education and Science of Russia) dated October 17, 2013 No. 1155, Moscow" On approval of the Federal State educational standard of preschool education" . –– URL: https: / / fgos. ru/ ( date of reference: 08/ 21/ 2022) . 10. Sorokina A. I. Didactic games in kindergarten. A manual for a kindergarten teacher/ A. I. Sorokina. – M. : Enlightenment, 1982. – 96 p. 11. Usova A. P. Sensory education in kindergarten didactics/ A. P. Usova. – M: Enlightenment, 1990. – 206 p. 12. Ushinsky K. D. Man as a subject of education: The experience of pedagogical anthropology. Volume II. – M. : Book on Demand, 2014. – 628 p.  

Оставить комментарий: