a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Организация работы и педагогические технологии для работы с детьми с ОВЗ"

Автор: Клейман Наталья Георгиевна Опубликовано: 2023-02-24 09:15:49

Круглый стол для воспитателей ДОУ « Особенности работы и педагогические технологии для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья » Место проведения: музыкальный зал ДОУ Время проведения: 13. 00 Категория участников: педагогические работни ки ДОУ Цель: познакомить педагогов с технологиями и особенностями работы с детьми с ОВЗ. Задачи: рассмотреть технологии работы с детьми с ОВЗ и инвалидами в ДОУ. выработать единые подходы к организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ и инвалидами. Ход мероприятия. Вед. : Добрый день всем присутствующим на заседании круглого стола по теме: « Особенности работы и педагогические технологии для работы с детьми с ОВЗ » Актуальность проблемы. «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним». Л. Н. Толстой. В Конституции РФ и Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. №273- ФЗ сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования для данной категории детей, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества образования. Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. П роблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент является одной из важнейших в стране в целом, и в нашем селе и в ДОУ в частности. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания таких детей в образовательных учреждениях общего типа является знание сложной структуры дефекта, т. е. психологические особенности, и понимание т ого, что отклонения в развитии п оддаются исправлению, коррекции, также создание адаптивной среды, и применение различных традиционных и инновационных технологий обучения и воспитания, о чем сегодня мы с вами и поговорим. Сегодня за круглым столом мы вместе постараемся разобраться в технологиях, которые мы может применять в образовании и воспитании детей с ОВЗ конкретно в нашем ДОУ и о некоторых аспектах организации работы с такими детьми. Чтобы вы активизировались по данной тематике, необходимо вспомнить основные понятия. Первое о чем хотелось бы узнать – это: Как расшифровывается аббревиатура- ОВЗ? ( ответы педагогов) . Кто такие дети ОВЗ? ( Дети с ограниченными возможностями здоровья( ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания) . Ребенок с ОВЗ имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности. Какие категории детей с отклонениями в развитии вы знаете: ( 7 категорий: дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата; дети с нарушением речи; дети с задержкой психического развития; дети с нарушением слуха( глухие, слабослышащие) ; дети с нарушением зрения( слепые, слабовидящие) ; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического спектра. Кто присваивает статус ОВЗ? ( ТПМПК) . Какие дети с особыми образовательными потребностями посещают наш детский сад? ( Ответы педагогов) . Итак, как было отмечено выше, необходимым условием организации успешного обучения и воспитания, необходимо знать психологические особенности детей с ОВЗ. Какие это особенности? У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Недостаточно сформированы пространственные представления. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным интересом к учени ю. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логич еской, наглядная над словесной. Снижена познавательная активность, отмечается замедленн ый темп переработки информации. Мышление – наглядно- действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно- образное и особенно словесно- логическое. Снижена потребность в общении как со св ерстниками, так и со взрослыми. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты и гры обычны, игровые роли бедны. Нарушения речевых функций, либо все компоненты яз ыковой системы не сформированы. Низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. Несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Что такое инклюзивное образование? ( ответы педагогов) Инклюзивный подход предполагает такую организацию отношений детей группы, где будут учтены и реализованы возможности каждого ее участника, не только детей с ОВЗ. Давайте обсудим общие аспекты содержания работы инклюзивной группы: Какими программами определяется содержание работы с детьми ОВЗ? ( мнения педагогов) . Конечно, это комплексные и парциальные программы, реализуемыми в ДОУ. Обучение в ДОУ для детей с ОВЗ осуществляется по адаптированной программе, которая направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков,  которые понадобятся ребёнку для продолжения образования. Как вы понимаете: «Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников. ( обсуждение) . Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья: у нас это дети с нарушениями речи и задержкой психического развития. Какие н аправления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка; комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления адаптированной образовательной программы; разработка и реализация конкретных этапов овладения адаптированной образовательной программой ребенком с ОВЗ; разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно- развивающей работы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы; организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса, создание специальных условий. В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании  работы  важно использовать наиболее доступные  методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае. Т ак как технологий на сегодняшний день очень много. Нам важно разобраться какие из них мы можем применять и как? Какие технологии Вы знаете? В дошкольном возрасте, как Вы знаете, игра – это ведущий вид деятельности. Поэтому самое главное в развитии детей это умение педагога играть с детьми, что и подразумевает игровые технологии. А что это за технология и зачем ее применяют, в ра боте с детьми с ОВЗ? ( мнения педагогов) . А также в работе с детьми с ОВЗ применяются следующие педагогические технологии: Игровые технологии. здоровьесберегающие; Дифференцированное обучение; Моделирование, эксперимент, метод проектов; Игровые технологии. Социально- коммуникативное развитие Игровая технология включает в себя: игровые тренинги; сюжетно – ролевые игры; театрализованные Познавательное развитие. обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей. Речевое развитие игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики; игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики; игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса. Художественно- эстетическое развитие Игровые технологии, направленные на: развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства. Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на: развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т. д. Виды здоровьесберегающих технологий: 1. Медико – профuлактические: организация санитарно- гигиенического режима в учреждении, организация и контроль за реализацией охранительно- оздоровительного режима возрастных групп ДОУ, режим питания и профилактические мероприятия по укреплению здоровья воспитанников. 2. Физкультурно – оздоровительные: утренняя гимнастика и организованные физкультурные мероприятия, музыкально – ритмические мероприятия, подвижные игры, прогулки, спортивные праздники, динамические паузы и логоритмические упражнения в процессе коррекционно – развивающего воздействия, пальчиковой и артикуляционной гимнастики; элементы самомассажа и дыхательной гимнастики; элементы гимнастики для глаз; Дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности. Например, для выполнения одного и того же задания «Построить ракету» применяется дифференцированный по дход. В более сильной подгруппе дети выполняют задания самостоятельно, а в слабой- с помощью воспитателя. Разделение на подгруппы может исходить не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой из них, но и от желания самих детей, что способствует развитию индивидуальности и творчества каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива. Организация системы дифференцированного подхода дает раскрыть исходный уровень возможностей каждого дошкольника и его дальнейшего развития. Моделирование, эксперимент, метод проектов  невозможны без применения исследовательских технологий. Метод проектов дает возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности, позволяет педагогам расширить образовательное пространство, познавательного мышления ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментирование является одной из форм, где организуется ситуация, провоцирующее познавательную активность, что соответствует требованиям ФГОС. В экспериментировании у ребенка развивается творческие способности, коммуникативные навыки. Для работы со всеми категориями детей с ОВЗ будут полезны следующие правила для педагога: Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. Для выполнения задания ребенку ОВЗ требуется больше времени чем остальным детям. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Предоставлять ребенку возможность выбора. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. Подводя итог сегодняшнего заседания круглого стола можно сказать о том, что д ля оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения  детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности.   Взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно- белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Оставить комментарий: